Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
методическая разработка по теме

Батурова Татьяна Николаевна

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsii_melkoy_motoriki.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа VIII вида №162

им. Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова

Коррекционно-развивающая программа

«Развитие мелкой моторики как основы формирования

графических навыков письма

у младших школьников с нарушением интеллекта »

Составитель: учитель начальных классов

Батурова Татьяна Николаевна

Москва, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с трудностями обучения письму и нарушениями письма увеличивается с каждым годом. Это объясняется длительностью и продолжительность формирования данного процесса, а также недостаточностью развития руки, кисти, ручных умений или, мелкой пальцевой моторики, что проявляется в искажении формы и размеров букв, не соблюдение расположения букв по линии строки, ломанности и «заборности» письма, а         несформированность навыка зрительнодвигательных  образов  буквенных знаков отражается в неумении писать буквы связно.

Ключевым понятием в системе обучения письму является «графика». Понятие «графический навык» вбирает все содержание графики.

Развитие мелкой моторики (достаточность развития руки, кисти, ручных умений) является «основой» для формирования графических навыков письма младших учащихся с нарушением интеллекта.

Актуальность коррекционно-развивающей программы определяется «базовой» значимостью письма для всего дальнейшего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по развитию мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма включает в себя следующие направления работы:

  • Упражнения на развитие и коррекцию глазодвигательной координации (согласованность действия глаза и руки);
  • Упражнения на развитие подвижности пальцев  рук;
  • Упражнения на стимулирование развития речедвигательных центров;
  • Комплекс мероприятий, направленный на совершенствование ручной умелости;
  • Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия;
  • Упражнения для подготовки пальцев рук к правильному овладению пишущим предметом.

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма.

Программа рассчитана для учащихся с 1 по 4 классы для детей с особенностями психофизического развития. Комплексы упражнений составлены с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

Программа состоит из пояснительной записки, основной части и приложения с описанием порядка выполнения упражнений.

Основная часть включает 5 комплексов упражнений, решающие основные задачи развития мелкой моторики, а также диагностический материал для оценки уровня сформированности графических навыков.

Режим выполнения упражнений предполагает применение комплексов перед началом уроков, связанных с совершенствованием мелкой моторики. Такие как русский язык, изобразительная деятельность, трудовое воспитание.

Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.

(описание упражнения и руководство к выполнению см. Приложение №1) Продолжительность около 5 мин.

                              Комплекс №1.

        1,2 классы                                     3,4 классы

  1. Упражнение с мячом-ёжиком.        1. «Ослик»
  2. «Волшебный коврик»                      2. «Нанизывание»
  3. «Засолка капусты»                            3. «Домик»

                             

                             Комплекс №2.

  1. «Карандаш»                                       1. «Засолка капусты»
  2.  «Лыжи»                                             2. «Колечко 2»
  3. «Колечко 1»                                       3. «Волшебный коврик»

                                                                     

                                  Комплекс №3.

  1. «Волшебный коврик»                           1. «Упражнение с мячом-ёжиком»
  2. «Ослик»                                                  2. «Нанизывание»
  3. «Нанизывание»                                      3. «Лыжи»

                                                                4. «Домик»

                         

                        Комплекс №4.

  1. «Упражнение с мячом-ёжиком»         1. «Карандаш»
  2. «Колечко 1»                                           2. «Колечко 2»
  3.  «Засолка капусты»                               3. «Ослик»                            

                                                               4.«Засолка капусты»

                       

                          Комплекс №5.

  1. «Лыжи»                                                  1. «Нанизывание»
  2.  «Домик»                                                2. «Волшебный коврик»
  3.  «Ослик»                                                 3. «Домик»

В ходе коррекционной работы:

Учащиеся должны знать:

Технику выполнения упражнения

Учащиеся должны уметь:

Самостоятельно выполнять комплексы упражнения

Выполнять упражнения по инструкции

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Для определения уровня сформированности графических навыков письма для учащихся с ОВЗ начавших обучение в учреждении, так и для тех кто использует комплексы упражнений, предлагается пройти графический тест (в начале, середине, и конце учебного года). Тест представлен в 2-х вариантах для 1,2 классов, а также для 3,4 классов:

1 вариант (1,2 класс) «Продолжить ряд»

2 вариант (3,4 класс) «Продолжить ряд»

Оценка уровня сформированности графического навыка осуществляется по следующим параметрам:

  1. Характер линий (ровный/неровный, прямой/искаженный, нажим)
  2. Размер элементов (соответствует образцу/не соответствует)
  3. Форма элементов (соответствует/не соответствует образцу)
  4. Наклон
  5. Отклонение от строчки
  6. Последовательность элементов

Приложение №1

Руководство к выполнению упражнений

по развитию мелкой моторики.

        КАРАНДАШ

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 

            «ОСЛИК»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай,

Но давай-ка не теряй.

Зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

Упражнение с мячом-ёжиком.

Разминочное упражнение с мячом-ёжиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

             «Лыжи»

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах":

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

         «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

(Разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно)

Раз, два, три, четыре, пять

(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно)

               «Волшебный коврик»

На лоскуте ткани прикреплены палочки многогранной формы на различном расстоянии друг от друга. При выполнении упражнения дети сидят на местах, указательным и средним пальцами попеременно наступают на каждую палочку, сопровождая словами:

Наши пальчики, как ноги

Побежали по дороге.

Очень быстро мы бежали,

Но споткнулись и упали.

(по окончании коврика ладонь полностью ложится на стол, имитируя падение)

«Нанизывание»

В одну руку ребенок берет палочку, а другой рукой нанизывает колечки, захватывая их «пинцетным» способом.

«Колечко 1»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца:

Медвежонок в гости шел

К рыжей белочке зашел,

И на озеро к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка.

«Колечко 2»

Речевое сопровождение то же (см. выше). Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)

Мы морковку трем

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

Из опыта работы: "Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности у младших школьников с ОВЗ".

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее д...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников

Мелкая моторика - движение мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая не...