Программа по развитию мелкой моторики рук
методическая разработка (1 класс) по теме

Никитина Евгения Александровна

Авторская адаптированная программа "По развитию мелкой моторики рук" для детей дошкольного и младшего школьного возраста на 2 года обучения с использованием инновационно-компьютерных технологий и интерактивной доски. Все занятия проводятся в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по моторике127 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

объединения «Школа творческого развития»

по развитию пальчиковой моторики

  для детей дошкольного возраста (4-7лет)  

на 2 года  обучения.

АВТОР: учитель начальных классов

СТЕПАНОВА Е.А.

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа “Развитие пальчиковой моторики” предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформированной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Актуальность:     

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Новизна программы:

  1. обучение детей проводится с четырехлетнего возраста;
  2. подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой;
  3. разработан мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:
  4. мелкая моторика;
  5. речевое развитие.
  6. занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность  заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами  и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают - рисуют, раскрашивают, штрихуют с помощью компьютерных технологий.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы: 

Обучающие:

  1. Научить детей владеть графическими навыками письма
  2. Формировать навыки исполнительского мастерства.
  3. Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
  3. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Отличительные особенности данной программы:

Дана программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается  комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии.

Формы и режим занятий:

Программа  рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в группах (15 человек) по 30 минут и предполагают использование следующих форм: 

  1. беседа
  2. экскурсия
  3. дидактическая игра
  4. ролевая игра
  5. физические упражнения
  6. коллективное творчество
  7. анкетирование
  8. индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  1. пальчиковая гимнастика
  2. оригами
  3. конструирование
  4. графические упражнения
  5. игры и действия с предметами.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять  напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами”  дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Конструирование” в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

В разделе “Графические упражнения” игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  1. Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
  2. Овладение разными видами трудовой деятельности.
  3. Умение создавать художественный образ своего изделия.
  4. Овладение приемами работы с разными инструментами.
  5. Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
  6. Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:        

Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети

должны знать: 

  1. виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
  2. свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
  3. понятие “оригами”, “шаблон”;
  4. виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
  5. основные правила склеивания;
  6. понятие «конструктор»; «мозаика»

должны уметь: 

  1. применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
  2. пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  3. работать с трафаретами;
  4. изготавливать детали по шаблону;
  5. застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  6. завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

К концу второго года обучения дети

должны знать: 

  1.  виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
  2. виды штриховки (простая и комбинированная);
  3. виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
  4. понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”, “раскрывающийся угол”, “нераскрывающийся угол”, “симметрия”, “трафарет”;
  5. понятия “шар”, “цилиндр”, “куб”, “диск”;

должны уметь: 

  1. изготавливать поделки в технике “аппликация”, “оригами” по образцу;
  2. пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
  3. плести косички из ниток;
  4. выполнять шнуровку.
  5. вырезать симметричные детали;

Формы подведения итогов реализации программы:

        В течении всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

  1. тестирование по индивидуальным карточкам,
  2. самостоятельные работы,
  3. беседа, выступления
  4. выставки графических работ
  5. участие в конкурсах

Учебно-тематический план.

1год обучения – 72  часа

Содержание

                     Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

10 ч

1 ч

9 ч

4

Конструирование

13 ч

3 ч

10 ч

5

Графические упражнения

24 ч

3 ч

21 ч

6

Игры и действия с предметами

20 ч

3 ч

17 ч

Итого:

72 ч

10 ч

62 ч

Учебно-тематический план.

2 год обучения – 72   часа

Содержание

                 Кол-во часов

всего

теория

практика

1

Диагностика

1 ч

-

1 ч

2

Пальчиковая гимнастика

4 ч

-

4 ч

3

Оригами

8 ч

1 ч

7 ч

4

Конструирование

13 ч

2 ч

11 ч

5

Графические упражнения

27 ч

4 ч

23 ч

6

Игры и действия с предметами

19 ч

2

17 ч

Итого:

72 ч

9 ч

63 ч

Содержание курса.

Первый год обучения.

  1. Диагностика  1ч.

Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук.

  1. Пальчиковая гимнастика  4    ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Золотой петушок», «Заинька», «Вместе весело шагать»

  1. Оригами  10 ч.

Простейшее понятие “оригами”. Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие “геометрическая фигура” (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Корзиночка для мамочки», «Конверт», «Фоторамка для папы».

  1. Конструирование - 13   ч.

Знакомство с различными видами конструкторов (лего, железные конструкторы, кубики).  Приемы изготовления деталей по шаблону, по представлению. Техника безопасности при работе с конструкторами и мелкими деталями.

Практика: «Домик для любимых игрушек», «Стульчик», «Стол», «Санки».

  1. Графические упражнения  24   ч.

Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в прописях.

Практика: «Маша и медведь», «Колобок», «В гостях у кота Матроскина».

  1. Игры и действия с предметами   20     ч.

Игры с карандашом, бусами, орехами, счетными палочками; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами.

Практика: «Праздничный наряд», «Любимые туфельки», «Бусы из узелочков»

Второй год обучения.

  1. Диагностика  1 ч

Проведение диагностических исследований, появление новых самостоятельных навыков развития пальчиковой моторики.

Практика: «Как я пишу и русую»

  1. Пальчиковая гимнастика  4  ч.

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; упражнения для ладоней; упражнения для подушечек пальцев; растягивание пальцев; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Практика: «Рыбки», «Морские свинки», «Буратино».

  1. Оригами  8  ч.

История искусства оригами, понятия “диагональ”, “сторона”, “центр”. Знакомство с различными видами углов (раскрывающиеся, нераскрывающиеся). Техника безопасности при работе с бумагой и ножницами.

Практика: «Цветы любимой мамочке», «Фуражка для папы», «В зоопарке»

  1. Конструирование  13  ч.

Работа с железными конструкторами, самостоятельное изготовление различных предметов по заданию педагога. Комбинирование различных форм в изделии. Алгоритм работы с конструктором. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Практика: «Город будущего», «Я соблюдаю ПДД», «Бумажные фрукты и овощи». Беседа о культуре общения «Я и мои друзья».

  1. Графические упражнения   27   ч.

Выполнение различных видов штриховки (простая, комбинированная); рисование по клеточкам (по образцу и под диктовку);

Практика: графические игры (дорисуй, обведи по контуру, построй фигуру, симметричную данной); работа с трафаретами; графические диктанты. «Тридцать три богатыря», «У лукоморья…», «День и ночь».

  1. Игры и действия с предметами   19 ч.

Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, венков из цветов; различные виды шнуровки; сортировка круп; работа с мозаикой и строительными материалами; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры;

Практика: игры на развитие тактильной памяти “Кот в мешке”, «Туристы в горах», «Волшебные плащи», «Пластилиновый спектакль»

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. – Харьков – Москва: “Инфолайн”, 2003.
  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. – Ростов – на – Дону: “Феникс”, 2002. 319 с.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционных занятий "Развитие мелкой моторики рук"

Программа предназначена для проведения коррекционных занятий с детьми с ЗПР  и имеет следующую цель:  ...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия

Данная  программа предназначена для работы с обучающимися  младшего школьного возраста   с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...