Урок "Что такое Вечность?"
методическая разработка (4 класс) по теме
Какие есть измерения вечности? Можно придумать знак "ВЕЧНОСТЬ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnazicheskiy_urok.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
8
МОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Конспект урока по курсу «Философия для детей»
4 класс «Вечность»
Преподаватель: Ломаева Лариса Леонидовна
Дата проведения: 22.10.09г.
2009-2010 учебный год
Урок: Тема “Вечность”
Цель урока:
- развитие логического и критического мышления,
- развитие навыков исследовательской деятельности,
- умение концентрироваться на сути проблемы,
- воспитание толерантности.
Задачи:
- исследовать понятие «вечность»;
- выстроить гипотезу к познанию «вечности»;
- составить сравнительную характеристику понятий: «вечность», «бесконечность»;
- установить взаимосвязь между временем и пространством;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся;
- формирование ключевых компетенций: коммуникативных, информационных;
- формирование творческой личности, способной самостоятельно созидать;
- информация к размышлению: можно ли познать «вечность»?
Основные понятия: время, вечность.
Оборудование урока:
- компьютерная презентация: «Вселенная – это весь материальный мир,
безграничный во времени и пространстве»; - карточки с творческим заданием (по количеству учащихся).
План урока:
- повторение материала предыдущего урока (5мин.)
- новый материал (5мин.)
- поиск ответов на поставленные вопросы (15мин.)
- обобщение (3мин.)
- показ презентации (4мин.)
- творческое задание (5мин.)
- итог урока (3мин.)
Повторение материала предыдущего урока (5мин.)
На прошлом уроке мы изучали понятие «время». Какие вопросы по этой теме еще волнуют вас, вы ищите на них ответ? Формируется группа детей, у которых остались вопросы, и группа детей, готовых ответить на эти вопросы. Вопросы задают - «умники», отвечают на эти вопросы - «разумники».
Рассуждения детей на уроке:
Команды:
Умники
1.Почему на нашей планете время для разных существ течет по-разному? Что влияет на течение времени? За год человеческой жизни собака проживет 6 лет. Кошка, считается, проживет 7 лет. Ворон - полгода. Черепаха - 3 месяца, а жизнь бабочки-однодневки всего один день. При одних и тех же условиях для разных животных время течет по-разному.
2.Меня не убедил такой ответ. Возьмем, к примеру, птиц: ворона и орла, у них одинаковое пищеварение, образ жизни схож, ворон питаясь падалью, живет 300 лет, а орел ест только свежатину и живет 25 лет.
3.С черепахой возможно и так, но ведь червячки и паучки двигаются не быстрее, а жизнь их короче.
4.Существует ли время в космосе? Как оно там измеряется? Если по-другому, что на это влияет?
5.Можно ли жить и быть вне времени?
Разумники
1.У каждого животного свой организм, каждый развивается по-разному, даже кровь разная, образ жизни, еда и пищеварение.
2.Про ворона и орла мы не точно не знаем ответа, может из-за еды, и живут разное количество лет. Возможно, свежее мясо вредно для птиц. Но вот черепаха живет до 300 лет, потому что медленно двигается - экономит энергию и результат - дольше живет.
3.Вопросов много, версий много, а ответы придется искать и искать.
4.Из литературы, из кинофильмов мы знаем, что время в космосе течет медленнее, так как люди возвращаются менее состарившимися, чем те, кто остался на Земле. Возможно это из-за:
а) притяжения Земли.
б) влияния атмосферного давления.
в) может влияние солнечного света?
5.Мы пробовали сочинить сказку «Жить вне времени», это удивительно непривычно и в то же время как-то странно и даже страшно, и невозможно на нашей планете. Мы придумывали разные планеты, пространства, встречи людей, живущих вне времени, молодость и красота без времени и старения. Но как, может человек из младенца вырасти во взрослого, если нет времени, он не может сразу рождаться взрослым и красивым. Одна сказка заключалась в том, что красивых людей забирают готовыми с планеты «Земля» и поселяют их жить вне времени на другую планету.
новый материал (5мин.)
На прошлом уроке вы по группам сочиняли сказку «Жизнь вне времени».
Я объединила ваши мысли и добавила свои и вот какая сказка получилась
Сказка.
Далеко-далеко, по нашим меркам, а для Вселенной самая ближняя Галактика от планеты Земля, за два миллиона световых лет, в спиральной Галактике, в созвездии Андромеды существовала планета Медандро. Это была необычная планета. На ней всегда был день и не было ночи, было всегда лето и не было зимы. Красовались могучие вечнозеленые деревья, на лугу порхали бабочки с одного ароматного цветка на другой, пели птицы на все голоса. Красота! Люди тоже были необычные: красивые, высокие и всегда молодые. На этой планете не было времени. Они не знали что это такое. Они не видели, как растут деревья, как умирают птицы, как день сменяет ночь, они не знали что такое старость. И у них не рождались и не росли дети.
В одной лаборатории жили муж да жена. Мужа звали Андр, а жену – Меда. Муж был астрономом, а жена ему помогала. Они изучали Млечный Путь, карликовые галактики. Нашли они в соседней Галактике планету Земля. Увидели, какая там удивительная жизнь и захотелось им прилететь на эту голубую планету. Когда прилетели они на планету Земля и стали жить среди людей, их никто не замечал, кроме одного маленького мальчика Вани. Он был очень одинок и печален. У него погибли родители, он остался совсем один. Когда он увидел этих красивых и добрых людей, он рассказал им о своем горе. Они подружились и много времени проводили вместе. Меда его жалела, много с ним разговаривала и помогала с домашними заданиями. Андр учил его быть смелым и зачищать себя.
Пришло время расставания. Андр и Меда должны улететь на свою планету Медандро. Им очень хотелось взять с собой мальчика. Они не знали, как ему об этом сказать. Но сначала они должны спросить разрешение у своего правителя – РА. Долго правитель не соглашался взять землянина к себе на планету, но Меда очень его просила, она понимала, что только так можно спасти Ваню. РА решил устроить землянину испытание. Чтобы попасть на нашу планету Медандро ему надо узнать про Вселенную. Даю вопросы для рассуждения:
- Где начало и конец у линии? (во времени и пространстве)
- Есть ли конец у спирали?
- У всех ли вещей есть конец?
- Где начало у ручки?
- Есть ли такое, что нет ни начала, ни конца?
- Какое чувство ты испытываешь, когда видишь бесконечное море?
- Является ли оно бесконечным на самом деле?
- Космос бесконечен? Он просто огромный по пространству или как замкнутый круг? Есть у него край?
- Есть ли начало космоса?
- Где начало бесконечности?
- Есть ли у вечности начало?
- Чем похожи вечность и бесконечность? В чем их различие?
- Это вопросы, на которые нет ответов или вопросы, которые все время задают?
Меда огорчилась, когда увидела такие трудные вопросы. Сможет ли Ваня, ведь ему всего 10 лет, найти ответы на такие философские вопросы? РА пояснил: важно, как Ваня будет искать ответы, каким путем он будет идти к истине, как будет он рассуждать.
Ване очень хотелось полететь на другую планету вместе с Медой и Андре.
Знал он, что в одном классе есть умники-разумники и решил обратиться к ним за помощью.
3. Поиск ответов.
Командиры команд «Умники», и «Разумники» вытягивают один из вопросов. Обсуждают в группе, дают ответ, другая команда задает им вопросы для уточнения истины.
Помощь ребят.
Есть ли конец и начало у линии?
Я думаю, если начертить прямую, то, конечно у нее не будет ни начала, ни конца, т.к. мы знаем, что прямая бесконечна. Но найдется хоть один человек, который возразит моему мнению. А действительно, если мы начинаем чертить, и заканчиваем, то это и будет являться началом и концом линии начерченной линии. А если взять, к примеру, отрезок. На уроке математике мы сталкивались с такой фразой «Соедините концы отрезков». Значит, у некоторых вещей нет конца (бесконечная прямая), а у отрезка нет начало, но зато целых два конца.
Движение по спирали имеет конец?
Мне кажется, движение по спирали имеет конец во времени, потому что даже если начать рисовать спираль нельзя же рисовать вечно, все равно мы, когда-нибудь, закончим это делать за определенное время. Если через некоторое время кто-то захочет продолжить рисование спирали – она продолжится. Значит и движение по спирали имеет конец и продолжение. Но есть ребята, которые утверждают, что движение по спирали не имеет конца, потому что это изогнутая прямая, мы знаем - прямая бесконечна, следовательно, и спираль бесконечна. Значит, движение по спирали имеет конец во времени и не имеет конца в пространстве.
У всех ли вещей есть конец?
Если спросить есть ли конец у стола, то услышим, что конец у него есть. Найти конец трудно: то ли это угол стола, то ли это край ножки, то ли когда настает конец столу? Я думаю, столу придет конец, только тогда, когда его кто-нибудь сломает, сожжет. Конечно, есть и другие версии. Некоторые ребята утверждают, что если провести от одного края стола рукой к другому, то другой край будет являться концом стола. Значит, можно сказать, что у стола два конца. Во-первых, это конец в пространстве, а во-вторых, конец во времени это совсем другая история.
Где начало ручки?
Мне кажется начало у ручки - это конец стержня, которым мы пишем. Но конечно, будит хоть один гимназист, у которого будит другое мнение. Некоторые скажут, что начало у ручки - это, когда ее задумали или, когда изготовили. Мы покупаем ручку, а может и это тоже является началом жизни нашей ручки. У каждого человека свое мнение и у большинства совпадает, так значит, что и начал у предметов много.
Есть ли такое, что нет ни начала, ни конца?
Конечно, есть, скажите вы, и приведете пример про круг. Но я с этим абсолютно не согласна, потому что у каждого предмета есть своя история про то, как он появился. Значит, у круга тоже есть своя история, то есть круг имеет начало. Но у некоторых людей будет и такая версия, что если разогнуть круг, то мы получим прямую, у которой нет: ни начала, ни конца, поэтому и у круга нет: ни начала, ни конца.
Земля существовала миллиарды лет, можно сказать, что она была вечна?
Мне кажется, что Земля не была вечна, потому что все равно Земля зарождалась постепенно. И есть много гипотез о происхождении Земли и возможно одна верна. Но конечно, это только мое мнение, хотя есть и другое. Например: вдруг все эти гипотезы не верны, ведь гипотеза - это предположение людей, в данном случае о происхождение Земли. А вдруг окажется, что Земля существовала вечно, потому что никто не живет сейчас, кто жил тогда и не может это отрицать.
Что в мире вечно?
Когда я задумался над этим, что же в мире вечно, то первое, что мне пришло в голову — это движение. Как я уже сказал, космос совершенно бесконечен в пространстве и каждую долю секунду в космосе с огромной скоростью летают метеориты, кометы, камни, двигаются планеты. На земле же где только не лень двигаются всякие микроскопические молекулы и т.д. Так даже о смерти человека, можно сказать «Уснул вечным сном».
A верно ли высказывание: «Искусство вечно»?
Я думаю, что искусство - вечно. Возможно, какой-то вид искусства можно с веками забыть по какой – то, пока не ясной, причине. Картину можно сломать, ноты сжечь и т.д. Но, в общем, искусство вечно. Многие произведения искусства хранятся веками. Если даже они исчезают, остается о них память. И со временем появляются новые виды искусства, потому что искусство — очень важно для жизни человека. Если даже человек не любит высокое искусство, то почти нет людей на земле, которые не любят смотреть кино или слушать музыку, рисовать да мало ли какой вид искусства интересен человеку.
Нужна ли человеку вечная жизнь?
Мне кажется, что человеку не нужна вечная жизнь, потому что человек, который знает, что умрет, будет делать побольше хороших дел, то есть у него есть цель в жизни, к которой он стремится. А человек, который живет вечно, будет делать все медленно и достижение цели растянется надолго. Я думаю, что жизнь без движения - это не жизнь. Но есть и хорошая сторона в вечной жизни, если хороший человек будет делать больше добрых дел и всем станет лучше от этого.
Хотите ли вы жить вечно? Почему?
Я хочу жить вечно, если мои родственники навсегда останутся рядом со мною. А, например, Валерия считает, что если жить вечно – это плохо, т.к. скоро тебе наскучит жизнь. Но я с ней совершенно не согласна, потому что наша жизнь настолько увлекательна и разнообразна, что с ней не соскучишься.
- Вывод: после моего рассуждения для меня остались не ясные вопросы. Например: движение по спирали имеет конец или нет? Слова вечность и бесконечность чем-то похожи или это абсолютно разные слова? А у отрезка есть начало и конец, или у отрезка два конца, а может и два начала?
4. обобщение
Если РА вас спросит, как земляне понимают значение слова «Вечность», «бесконечность».
Что мы можем назвать бесконечным?
Я думаю, что бесконечно время, т.к. что бы ни случилось, время не остановится. Например, даже если вдруг случится конец света, а потом зародится новая жизнь, то мы можем сказать об этом так: миллионы лет на земле не будет ничего живого, но потом появится другое человечество. Ведь в этом промежутке время не остановится.
Так же бесконечны такие простые математические понятия, как координатная прямая, ведь счёт бесконечен. Также космос без конца и без края.
Где вы встречались с понятием бесконечность?
Мы часто встречаемся с понятием бесконечность, на уроке математике. Мы говорим такую фразу - от 5 до плюс бесконечности, это значит, что мы получили луч (начало, которого точка 5, а конца нет). Также в математике есть бесконечные десятичные дроби, у которых нет конца. Всем известна бесконечная прямая без конца и начала.
Запасной ход урока.
В совсем затруднительном варианте ответов предложить одному из учеников найти ответ в словаре, и сделать свои выводы.
Из толкового словаря С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
Вечность - Очень долгое время, бесконечность.
Довольно-таки странное определение, посмотрим 2-ой термин:
Бесконечный –
- He имеющий конца, пределов. (Бесконечное пространство, бесконечная дробь)
- Непомерно длинный, не прекращающийся.
- Чрезвычайный по мере проявления (бесконечная нежность)
Я думаю, слова вечность и бесконечность чем - то схожи. Когда мы употребляем слова вечность и бесконечность, мы подразумеваем без конца и без края, то есть вечность - это бесконечность во времени, а бесконечность - это в пространстве.
Слова вечность и бесконечность чем - то похожи, но это абсолютно разные слова?
На некоторые вопросы можно ответ получить, посмотрев презентацию.
5.Показ презентации: «Вселенная – это весь материальный мир,
безграничный во времени и пространстве»;
РА слышал рассуждения Вани с умниками – разумниками, остался довольный таким поиском истины. Спросил у Вани: - «На какой вопрос ты не получил полного ответа и хотел бы продолжить разговор?»
Я думаю, человек не может понять вечность, и даже человек не может себе представить вечность. Вечность - это настолько большое трудное понятие, содержащее в себе множество тайн. И мне кажется, человек сможет понять его только через много, много лет.
РА: «Чтобы попасть на нашу планету ты должен выполнить еще одно задание: на земле есть условный знак ∞. Придумай условный знак вечности. Обоснуй свой знак».
6.Творческое задание.
Ваня решил обратиться к умникам – разумникам за помощью.
Ребята с радостью ему помогают, делают эскизы знака вечности.
Трудная задача выбрать лучшую работу и предложить Ване, так как от этого зависит его судьба. Эту задачу решаем коллективно, обосновывая свой выбор.
Вот тебе вечность и бесконечность
И забыть их никак нельзя.
И понять до конца нельзя.
Потому что вечность - это не бесконечность
А бесконечность - это не вечность.
Вот такой маленький каламбур получился у Шкарабельникова Давида.
круг спираль прямая линия кривая линия
ломаная линия два знака философский знак мудрости (инь-ян)
бесконечности
.
. . .
.
Этот знак отражает вечность, т.к. многоточье означает продолжение всего, в разные стороны с определенным началом.
Этот знак отражает вечность, т.к. все время происходят новые круги, новые возрождения.
Ему предложили много вариантов, Ваня выбрал только один, а какой знает только РА, потому что он ему разрешил прилететь на планету Медандро.
7.Итог урока:
- Какие у вас остались вопросы, которые хочется обсуждать между собой или на уроке, будуте ли самостоятельно искать ответы на обсуждаемые вопросы?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Нарисуй героев сказки и новую планету Медандро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....