Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vo_2_klasse.docx | 26.5 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_vo_2_klasse.pptx | 746.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого «Котёнок»
Цель: ознакомление учащихся с поучительным рассказом Л.Н. Толстого «Котёнок».
Задачи:
Образовательные
- помочь понять идею произведения, проникнуть в настроение произведения, научить оформлять свои мысли, учить составлять план
Развивающие
- развивать внимание, логическое мышление, способствовать развитию речи, совершенствовать технику чтения, учить использовать в речи средства художественной выразительности, обогащать словарь
Воспитательные
- воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, любовь и бережное отношение к животным
Планируемые результаты:
Предметные:
- воспринимать на слух художественное произведение;
- соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;
- составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно;
- характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
- осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
- участвовать в их обсуждении.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- высказывать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, используя доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценке;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация в нравственном содержании поступков.
Оборудование: презентация, карточки, компьютер, выставка произведений Л.Н.Толстого
I.Организационный момент (слайд 1)
Долгожданный дан звонок
начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи
- Ребята, посмотрите друг на друга, на гостей, улыбнитесь, поделитесь хорошим настроением с другим. Вот с таким настроением мы начинаем урок литературного чтения. Перед вами на парте смайлики, у кого сейчас какое настроение? (слайд 2)
II. Актуализация опорных знаний.
- С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения? ( с творчеством Л.Н.Толстого) (слайд 3)
Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого.
Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении … Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей … школы.
Писатель написал для детей учебник … «Азбука».
Толстой учил … детей.
Он сочинял для детей: рассказы, сказки, басни, были.
1.Работа в группе
А) (На карточках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- Найди среди них лишнее произведение и подчеркни.
Б) Собери пословицы (слайд 4)
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
«Грамоте учиться – всегда пригодится»
- К каким рассказам подходят эти пословицы? («Старый дед и внучек», «Филипок»)
2.Речевая разминка (слайд 5)
ол – ил – ул – ал
Белый кот клубок катал.
ил –ул –ал –ол
Он загнал его под стол,
ал – ол – ил – ул
А затем загнал под стул.
ел – ил – ёл – ял
Долго кот клубок катал,
ил – ел – юл — ул
Потянулся и уснул.
3.Отгадайте загадку
Она первой входит в дом,
И живёт подолгу в нём.
То мяучит, то играет,
То исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет сырое молоко.
(Это кошка)
III.Изучение нового материала
1.Сообщение темы и цели урока.
Какая будет тема нашего урока? (О кошке)
Сегодня мы познакомимся с былью Л.Н.Толстого «Котёнок»(слайд 6)
- Что такое быль?
- Это то, что было в действительности.
Поставим цель: познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок»
Задачи: (слайды 7 и 8)
Узнать:…(Какая история произошла с котёнком в рассказе Толстого?)
Научиться:…(Выразительно читать)
Будем учиться:…(Делить на части и составлять план)
Сейчас мы узнаем, какая история произошла с котёнком в рассказе.
2.Слушание текста (читает учитель)
3.Словарная работа (слайд 9)
- Амбар – это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.
Подле - около
Пустился что было духу - очень быстро
Щавель - травянистое растение с кислым вкусом
Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота
4.Чтение текста учениками «цепочкой» и деление на части (слайд 10)
-Что случилось с кошкой, которая жила у Васи и Кати? Как озаглавим эту часть?
1.У Кати и Васи пропала кошка.
- Где нашёл Вася кошку? Что он увидел? Озаглавьте эту часть.
2.Дети нашли кошку.
- Сколько их было? Какого котёнка оставили себе? Как озаглавим?
3.Самый лучший котёнок.
- Куда пошли ребята? Как же котёнок остался один? Озаглавим эту часть.
4.Дети оставили котёнка на дороге
- Какая опасность угрожала котёнку? Как озаглавим?
5.Страшные собаки.
- Почему убежала Катя? Кто спас котёнка? Озаглавим следующую часть.
6.Вася спасает котёнка.
- Вы волновались, когда читали? За кого?
IV. Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагают на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопают в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища влево – вправо)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево – вправо)
Вот и вся моя семья (хлопают в ладоши)
V.Закрепление изученного материала
1.Работа над выразительностью речи
- Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как нужно читать? (радостно)
- Найдите описание котёнка. Как прочитаем? (ласково) (слайд 11)
2.Работа в паре.
На карточках слова: тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый, решительный.
Выберите слова, которые характеризуют Васю.
3. Работа в группе. Составить синквейн для Васи.
1.Вася
2.Смелый, храбрый.
3.Бежит, укрывает, спасает.
4.Вася спас маленького котёнка.
5.Вася – герой.
VI. Итог урока.
- Дети, есть такая хорошая пословица: «Жизнь дана на добрые дела» (слайд 12) Как это можно понять?
- Да, в жизни надо всегда надо совершать добрые поступки.
- Как вы думаете, что хотел сказать нам, читателям, Л. Н. Толстой своим рассказом?
- Да, Л. Н. Толстой хотел этим рассказом показать, что мы должны заботиться о своих домашних питомцах. И если не будем делать этого, то они погибнут. Как вы думаете, эта пословица подходит как главные слова к этому рассказу? Получился наш урок добрым?
- Вспомните, какую учебную задачу поставили на урок? Ответили на эти вопросы?
VII. Рефлексия.(слайд13)
Оцените себя, закончив предложения
На сегодняшнем уроке я узнал (а)…
На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…
Этот рассказ учит меня…
С каким настроением заканчиваем урок? (поднимите кружочки). Спасибо за хорошую работу на уроке. Молодцы!
VIII. Домашнее задание
Нарисовать своего котёнка или кошку, сравнивая с тем котёнком, о котором мы узнали на уроке. Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910)
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. Грамоте учиться – всегда пригодиться.
ол – ил – ул – ал Белый кот клубок катал. ил – ул –ал – ол Он загнал его под стол, ал – ол – ил – ул А затем загнал под стул. ел – ил – ёл – ял Долго кот клубок катал, ил – ел – юл — ул Потянулся и уснул .
Тема урока: Л.Н.Толстой «Котёнок»
Узнать… Научиться… Будем учиться…
Какая история произошла с котёнком? Выразительно читать. Делить на части и составлять план.
амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение для хранения зерна, муки стебли пшеницы, ржи после обмолота что было духу подле очень быстро около
План 1.У Кати и Васи пропала кошка. 2.Дети нашли кошку. 3.Самый лучший котёнок. 4.Страшные собаки. 5.Дети оставили котёнка на дороге. 6.Вася спасает котёнка.
Жизнь дана на добрые дела
Рефлексия Продолжите фразу: --- На уроке я узнал(а)… --- Я похвалил(а) бы себя за … --- Этот рассказ учит меня …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.
Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....
Пример учителя в формировании духовно-нравственных качеств личности
В статье раскрывается вопрос о формировании духовно-нравственных качеств личности...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Мастер-класс «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы».
Тема моего мастер-класса «Проблемная ситуация как средство формирования духовно-нравственных качеств личности в процессе изучения литературы». Элементами проблемного обучения является проб...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе....
Формирование духовно- нравственных качеств личности учащихся на уроках литературного чтения
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с...