: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.    Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этические чтения

     Секция: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования

духовно-нравственной культуры учащихся.

(тезисы)

                                                      Выполнила: Суетина Нина Алексеевна

                                          Учитель БОУ «Гимназия №43»

    Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном  воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно.    Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.

   Насколько бы талантлив не был данный человек, сколько не было бы огромным его желание, "один в поле не воин». Поэтому усилия для решения нравственных задач должны быть совместными. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.

Цель: создание эффективного педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

    Задачи нравственного воспитания в нашей школе стоят на первом плане. Назрела острая необходимость в целостной системе нравственно-этического воспитания учащихся, с помощью которой ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.

    Учитель с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Это итоговая моральная пятиминутка в конце дня у малышей, которая посвящена анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного выхода из них.

    Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей.

   Расширение партнерских взаимоотношений с семьей, с родителями один из действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, поскольку уклад семейной жизни является важнейшим компонентом, формирующим нравственный уклад жизни учащихся.

   Работу с семьями учащихся по повышению культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников строю по следующим принципам:

- совместная деятельность учителя и семьи в определении основных направлений, ценностей, приоритетов воспитания и развития;

-  сочетание педагогического просвещения с самообразованием родителей;

-  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

-  поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого родителя;

-   приобщение детей к ценностям человека через знание истории своего края, своей семьи. 

.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • родительская конференция;
  • организационно-деятельностная и психологическая игра;
  • собрание-диспут;
  • родительский лекторий;
  • семейная гостиная;
  • встреча за круглым столом;
  • вечер вопросов и ответов;
  • семинар;
  • педагогический практикум;
  • тренинг для родителей.

Направления работы:

Я – человек:

  • нравственные чувства, этическое сознание;
  • трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
  • воспитание целостного отношения к природе (окружающей среде);
  • воспитание целостного отношения к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.

    Я – гражданин:

  • воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека.

    Я и семья:

  • воспитание культуры семейных отношений.

Действия, направленные на достижение воспитательных результатов.

1 уровень (1 класс)

  • приобретение социальных знаний
  • восприимчивость к новому социальному знанию;
  • стремление понять школьную реальность;
  • создание условий для формирования личности учащегося;
  • включение его в деятельность по самовоспитанию.

2 уровень (2-4 класс)

  • получение опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества;
  • развитие детского коллектива;
  • активизация межличностных взаимоотношений;
  • создание среды, в которой ученик осознает, что его поступки не должны разрушать его систему (себя, семью, коллектив);
  • его поступки не должны привести к исключению из этой системы.

 

  Сложность работы вижу в том, что, несмотря на внедрение новых перспективных форм сотрудничества с семьей, которое предполагает включение родителей в педагогический процесс, иногда эта работа сводится лишь к педагогической пропаганде и обратная связь с семьей не устанавливается.

ценностью которого является личность ребенка.   Лишь взаимные усилия семьи и школы – важнейшее условие формирования единого духовно-нравственного воспитательного пространства, главной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация взаимодействия с семьей как фактор успешного воспитания учащихся I ступени

Я считаю, что только в сотрудничестве с семьей можно добиться положительных результатов и в обучении и в воспитании....

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Взаимодействие с социумом как фактор повышения социализации личности учащихся.

Опыт моей работы позволил сформулировать следующие цели и задачивзаимодействия с социумом.Цели:- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала;- развитие основ самоутвер...

Выступление по теме "Взаимодействие семьи и школы в развитии личности учащегося"

В статье  говорится о сотрудничестве школы и семьи в создании благоприятных условий для воспитания и обучения детей....