: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Этические чтения
Секция: Взаимодействие с семьей, как фактор формирования
духовно-нравственной культуры учащихся.
(тезисы)
Выполнила: Суетина Нина Алексеевна
Учитель БОУ «Гимназия №43»
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Именно личности в нашей системе духовно-нравственного воспитания отводится значимая роль в нравственном совершенствовании общества.
Насколько бы талантлив не был данный человек, сколько не было бы огромным его желание, "один в поле не воин». Поэтому усилия для решения нравственных задач должны быть совместными. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства.
Цель: создание эффективного педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Задачи нравственного воспитания в нашей школе стоят на первом плане. Назрела острая необходимость в целостной системе нравственно-этического воспитания учащихся, с помощью которой ученик мог бы постичь важность и справедливость гуманистических основ жизни человека, почувствовать меру своей ответственности в их реализации в обществе, осознать значимость чувства собственного достоинства в моральном самоопределении.
Учитель с оптимистических позиций прогнозирует поведение ребят, их отношения в коллективе. Это своеобразная психологическая установка, ориентирующая школьников на доброжелательность, уважение к окружающим и друг к другу, на добрый эмоциональный климат взаимоотношений. Это итоговая моральная пятиминутка в конце дня у малышей, которая посвящена анализу нравственных конфликтов с целью совместного поиска путей их предотвращения и определения достойного выхода из них.
Приобщение ребёнка с раннего детства к этической культуре должно вылиться в процесс активного познания и усвоения ребёнком общечеловеческих ценностей.
Расширение партнерских взаимоотношений с семьей, с родителями один из действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, поскольку уклад семейной жизни является важнейшим компонентом, формирующим нравственный уклад жизни учащихся.
Работу с семьями учащихся по повышению культуры родителей в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания школьников строю по следующим принципам:
- совместная деятельность учителя и семьи в определении основных направлений, ценностей, приоритетов воспитания и развития;
- сочетание педагогического просвещения с самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого родителя;
- приобщение детей к ценностям человека через знание истории своего края, своей семьи.
.
Формы работы:
- родительские собрания;
- родительская конференция;
- организационно-деятельностная и психологическая игра;
- собрание-диспут;
- родительский лекторий;
- семейная гостиная;
- встреча за круглым столом;
- вечер вопросов и ответов;
- семинар;
- педагогический практикум;
- тренинг для родителей.
Направления работы:
Я – человек:
- нравственные чувства, этическое сознание;
- трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
- воспитание целостного отношения к природе (окружающей среде);
- воспитание целостного отношения к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и ценностях.
Я – гражданин:
- воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека.
Я и семья:
- воспитание культуры семейных отношений.
Действия, направленные на достижение воспитательных результатов.
1 уровень (1 класс)
- приобретение социальных знаний
- восприимчивость к новому социальному знанию;
- стремление понять школьную реальность;
- создание условий для формирования личности учащегося;
- включение его в деятельность по самовоспитанию.
2 уровень (2-4 класс)
- получение опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества;
- развитие детского коллектива;
- активизация межличностных взаимоотношений;
- создание среды, в которой ученик осознает, что его поступки не должны разрушать его систему (себя, семью, коллектив);
- его поступки не должны привести к исключению из этой системы.
Сложность работы вижу в том, что, несмотря на внедрение новых перспективных форм сотрудничества с семьей, которое предполагает включение родителей в педагогический процесс, иногда эта работа сводится лишь к педагогической пропаганде и обратная связь с семьей не устанавливается.
ценностью которого является личность ребенка. Лишь взаимные усилия семьи и школы – важнейшее условие формирования единого духовно-нравственного воспитательного пространства, главной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация взаимодействия с семьей как фактор успешного воспитания учащихся I ступени
Я считаю, что только в сотрудничестве с семьей можно добиться положительных результатов и в обучении и в воспитании....
Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...
«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»
Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....
Программа воспитательной работы «Развитие коммуникативной культуры учащихся начальных классов при взаимодействии классного руководителя с семьей» как основа формирования нравственной личности
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников...
Взаимодействие с социумом как фактор повышения социализации личности учащихся.
Опыт моей работы позволил сформулировать следующие цели и задачивзаимодействия с социумом.Цели:- создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала;- развитие основ самоутвер...
Статья «Взаимодействие школы, библиотеки и семьи, как фактор способствующий повышению интереса детей к чтению»
обмен опытом...
Выступление по теме "Взаимодействие семьи и школы в развитии личности учащегося"
В статье говорится о сотрудничестве школы и семьи в создании благоприятных условий для воспитания и обучения детей....