Работа социального педагога по адаптации в школе детей с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Аскерова Мехрибан Нахмедовна
В настоящее время особое значение получила проблема социализации детей в обществе, а это и выбор ими профессии, и определение идеалов, и становление ребенка как личности. Но особенно эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а именно в принятии таких детей в общество, в приобретении ими определенных ценностей и норм поведения, которые необходимы для комфортного существования ребенка с ОВЗ в современном мире. Одним из важнейших условий социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни. Поэтому процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже в школе, где дети помимо знаний по учебным предметам получают навыки общения, сотрудничества, приобретают ценностные и нравственные понятия, задумываются о будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sotspedagoga_po_adaptatsii_detey_s_ovz.odt54.16 КБ

Предварительный просмотр:

Работа социального педагога по адаптации  в школе детей с ограниченными возможностями здоровья

В  настоящее время особое значение получила проблема социализации детей в обществе, а это и  выбор ими профессии, и определение идеалов, и   становление ребенка как личности. Но особенно эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а именно  в принятии таких детей в общество, в приобретении ими определенных ценностей и норм поведения, которые необходимы  для комфортного существования ребенка с ОВЗ в современном мире.

Одним из важнейших условий  социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни.  Поэтому процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже в школе, где дети помимо  знаний по учебным предметам получают навыки общения, сотрудничества, приобретают ценностные и нравственные понятия, задумываются о  будущей профессии.

В школе именно социальный педагог призван решать  проблемы, связанные с эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием детей с ОВЗ. Данная работа требует глубокого изучения личностных свойств характера,  возрастных особенностей обучающихся. Кроме этого, социальный  педагог должен учитывать тот диагноз, с которым пришёл ребёнок в школу, чтобы суметь  оказать всестороннюю помощь и поддержку, способствуя в дальнейшем успешной социализации ребёнка.

Но для начала социальному педагогу необходимо выстроить работу  для создания атмосферы психологического комфорта, способствующей   адаптации ребёнка с ОВЗ в школьном коллективе, ведь от того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.

Основными направлениями работы социального педагога по вопросу адаптации ребёнка с ОВЗ в школьном коллективе становятся индивидуальная помощь ребёнку с ОВЗ, включающая в себя помощь в адаптации к среде  сверстников, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, проведение диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребёнка, его эмоционального состояния, уровень тревожности,   его  положение и статус в коллективе сверстников, а главное, имеющиеся трудности и  возможности, что поможет устранить негативные влияния в школьном коллективе и обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с ОВЗ.

Основными методами работы социального педагога по оказанию индивидуальной помощи ребёнку с ОВЗ будут:

·Наблюдение. Социальный педагог наблюдает за общением ребёнка, его поведением  в школе, на уроке, со сверстниками, с членами семьи.

·Беседа. Данный метод наиболее применим при работе с родителями (законными представителями) и другими участниками образовательного процесса. Беседа позволяет в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, если такие существуют, дезадаптации ребёнка в школе, а главное, наметить возможные пути их решения.

·Убеждение. Данный метод помогает убедить родителей (законных представителей) в необходимости тех или иных действий членов семьи в интересах адаптации ребенка в школе.

Во-вторых, привлечение ребёнка с ОВЗ к участию в школьных мероприятиях, что позволяет детям  поверить в свои силы и возможности, самоутвердиться в школьном коллективе, почувствовать себя таким же как все, то есть частью школьного коллектива.

В-третьих, оказание помощи семье ребёнка с ОВЗ, включающее в себя работу социального педагога по  формирование у родителей (законных представителей) мотивации к участию в процессе реабилитации ребёнка, оказание своевременной помощи в разрешении существующих внутрисемейных проблем, оказание, при необходимости, психологической и коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям), правовое консультирование родителей (законных представителей), оказание помощи родителям (законным представителям) во взаимодействии с необходимыми специалистами, подбор информации о возможных пособиях и льготах, помощь в  выборе соответствующего образовательного учреждения для ребёнка, представление интересов семьи в различных государственных и общественных  учреждениях, организациях.

Социальный педагог должен способствовать тому, чтобы родители (законные представители) ребёнка с ОВЗ поверили в него, в его успешность и стремились к воспитанию своего ребёнка активной, развитой и гармоничной личностью и сами старались оказать своему ребёнку  помощь и поддержку в процессе социализации.

В-четвёртых, работа с классным коллективом, в котором обучается ребёнок с ОВЗ. Данная работа должна осуществляться при взаимодействии социального педагога  с педагогом-психологом и классным руководителем, и направлена на то, чтобы объяснить одноклассникам ребёнка с ОВЗ, что данный ученик является таким же участником образовательного процесса, как и все остальные дети.

При работе  с классным коллективом можно использовать следующие методы:

· Проведение  бесед, классных часов, игр, направленных  на формирование коммуникативных навыков и приемлемого поведения сверстников  в отношении учащихся с ОВЗ.

·Совместное участие детей с ОВЗ наравне с одноклассниками в  мероприятиях внутри класса и общешкольных делах,  поддержка  и оказание необходимой помощи детям со стороны классного руководителя, родителей (законных представителей) в  подготовке и проведении мероприятия.

·Занятия, направленные на сплочение классного коллектива с привлечением педагога-психолога.  Данные занятия можно проводить в виде  игр,  тренингов на сплочение, каких-либо мероприятий, организуемых внутри класса.

Нам всегда необходимо помнить о том, что школа – это не только учреждение, где дети получают знания по учебным предметам, а  это целый  мир для детей. Именно в школе  ребёнок не только учится, но и принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, совершает первые ошибки и добивается первых успехов, приобретает свою индивидуальность. Поэтому дети с ОВЗ обучаются в обычных школах, чтобы научиться адаптироваться в обществе, где большая часть людей не имеют таких особенностей, как они, чувствовать себя частью этого общества, приспособиться к условиям жизни и стать успешными гражданами нашего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество школы и семьи в работе социального педагога

Работа с семьей занимает большое и основное место. Для успешной работы в этом направлении большое внимание было уделено изучению психолого-возрастных особенностей вновь прибывших детей, интересов восп...

Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"

Презентация к докладу  "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....

Работа социального педагога в школе

•Социальный педагог - ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. •Проблема развития социальной педагогики в России очень акту...

Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта

В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...

«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.

На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...

Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...