Работа социального педагога по адаптации в школе детей с ОВЗ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога по адаптации в школе детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время особое значение получила проблема социализации детей в обществе, а это и выбор ими профессии, и определение идеалов, и становление ребенка как личности. Но особенно эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), а именно в принятии таких детей в общество, в приобретении ими определенных ценностей и норм поведения, которые необходимы для комфортного существования ребенка с ОВЗ в современном мире.
Одним из важнейших условий социализации детей с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни. Поэтому процесс социализации детей с ОВЗ необходимо начинать уже в школе, где дети помимо знаний по учебным предметам получают навыки общения, сотрудничества, приобретают ценностные и нравственные понятия, задумываются о будущей профессии.
В школе именно социальный педагог призван решать проблемы, связанные с эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием детей с ОВЗ. Данная работа требует глубокого изучения личностных свойств характера, возрастных особенностей обучающихся. Кроме этого, социальный педагог должен учитывать тот диагноз, с которым пришёл ребёнок в школу, чтобы суметь оказать всестороннюю помощь и поддержку, способствуя в дальнейшем успешной социализации ребёнка.
Но для начала социальному педагогу необходимо выстроить работу для создания атмосферы психологического комфорта, способствующей адаптации ребёнка с ОВЗ в школьном коллективе, ведь от того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние.
Основными направлениями работы социального педагога по вопросу адаптации ребёнка с ОВЗ в школьном коллективе становятся индивидуальная помощь ребёнку с ОВЗ, включающая в себя помощь в адаптации к среде сверстников, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, проведение диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребёнка, его эмоционального состояния, уровень тревожности, его положение и статус в коллективе сверстников, а главное, имеющиеся трудности и возможности, что поможет устранить негативные влияния в школьном коллективе и обеспечить индивидуальный подход к ребёнку с ОВЗ.
Основными методами работы социального педагога по оказанию индивидуальной помощи ребёнку с ОВЗ будут:
·Наблюдение. Социальный педагог наблюдает за общением ребёнка, его поведением в школе, на уроке, со сверстниками, с членами семьи.
·Беседа. Данный метод наиболее применим при работе с родителями (законными представителями) и другими участниками образовательного процесса. Беседа позволяет в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье, если такие существуют, дезадаптации ребёнка в школе, а главное, наметить возможные пути их решения.
·Убеждение. Данный метод помогает убедить родителей (законных представителей) в необходимости тех или иных действий членов семьи в интересах адаптации ребенка в школе.
Во-вторых, привлечение ребёнка с ОВЗ к участию в школьных мероприятиях, что позволяет детям поверить в свои силы и возможности, самоутвердиться в школьном коллективе, почувствовать себя таким же как все, то есть частью школьного коллектива.
В-третьих, оказание помощи семье ребёнка с ОВЗ, включающее в себя работу социального педагога по формирование у родителей (законных представителей) мотивации к участию в процессе реабилитации ребёнка, оказание своевременной помощи в разрешении существующих внутрисемейных проблем, оказание, при необходимости, психологической и коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям), правовое консультирование родителей (законных представителей), оказание помощи родителям (законным представителям) во взаимодействии с необходимыми специалистами, подбор информации о возможных пособиях и льготах, помощь в выборе соответствующего образовательного учреждения для ребёнка, представление интересов семьи в различных государственных и общественных учреждениях, организациях.
Социальный педагог должен способствовать тому, чтобы родители (законные представители) ребёнка с ОВЗ поверили в него, в его успешность и стремились к воспитанию своего ребёнка активной, развитой и гармоничной личностью и сами старались оказать своему ребёнку помощь и поддержку в процессе социализации.
В-четвёртых, работа с классным коллективом, в котором обучается ребёнок с ОВЗ. Данная работа должна осуществляться при взаимодействии социального педагога с педагогом-психологом и классным руководителем, и направлена на то, чтобы объяснить одноклассникам ребёнка с ОВЗ, что данный ученик является таким же участником образовательного процесса, как и все остальные дети.
При работе с классным коллективом можно использовать следующие методы:
· Проведение бесед, классных часов, игр, направленных на формирование коммуникативных навыков и приемлемого поведения сверстников в отношении учащихся с ОВЗ.
·Совместное участие детей с ОВЗ наравне с одноклассниками в мероприятиях внутри класса и общешкольных делах, поддержка и оказание необходимой помощи детям со стороны классного руководителя, родителей (законных представителей) в подготовке и проведении мероприятия.
·Занятия, направленные на сплочение классного коллектива с привлечением педагога-психолога. Данные занятия можно проводить в виде игр, тренингов на сплочение, каких-либо мероприятий, организуемых внутри класса.
Нам всегда необходимо помнить о том, что школа – это не только учреждение, где дети получают знания по учебным предметам, а это целый мир для детей. Именно в школе ребёнок не только учится, но и принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, совершает первые ошибки и добивается первых успехов, приобретает свою индивидуальность. Поэтому дети с ОВЗ обучаются в обычных школах, чтобы научиться адаптироваться в обществе, где большая часть людей не имеют таких особенностей, как они, чувствовать себя частью этого общества, приспособиться к условиям жизни и стать успешными гражданами нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество школы и семьи в работе социального педагога
Работа с семьей занимает большое и основное место. Для успешной работы в этом направлении большое внимание было уделено изучению психолого-возрастных особенностей вновь прибывших детей, интересов восп...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-408409-1572665534.jpg)
Выступление на РМО "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении"
Презентация к докладу "Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении" 2015-2016 уч. год....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-408409-1572665534.jpg)
Выступление на РМО «Работа социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении»
Работа с родителями....
Работа социального педагога в школе
•Социальный педагог - ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. •Проблема развития социальной педагогики в России очень акту...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-197938-1481874883.jpg)
Основные направления работы социального педагога по адаптации воспитанников социального приюта
В статье рассказывается о том, как решаются стоящие перед социальным педагогом задачи по адаптации воспитанников, а также в статье говорится об основных этапах деятельности социального педагога в прию...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/23/picture-1208968-1706003233.jpg)
«Нормативно-правовые аспекты» Работа социального педагога с одаренными детьми. Современная семья как объект социально-педагогической деятельности.
На современном этапе реализуются программы создания системы выявления и развития детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями. Происходит координация деятельности б...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/30/picture-198935-1401422968.png)
Алгоритм работы социального педагога с детьми и семьями находящимся в социально опасном положении
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он прово...