Развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью
методическая разработка

Бабицкая Екатерина Валерьевна

Работа посвещена изучению внимания младших школьников и способам повышения его уровня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания младших школьников с умственной отсталостью

       

  «Внимание - это динамическая черта протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную взаимосвязь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена».

                                                                                                        С.Л. Рубинштейн

          Цель работы: изучить внимание у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, разработать и апробировать систему заданий по повышению его уровня.

          Задачи:

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу о развитии внимания у младших школьников;

2) Рассмотреть наиболее эффективные методы и приёмы формирования развития внимания у младших школьников;

4) Отобрать и внедрить в учебный процесс данные методы и оценить их влияние на учащихся.

         Для младших школьников с умственной отсталостью характерен
недостаточный объём внимания, что проявляется в удержании в поле зрения
малого количества объектов. Также присутствует низкая концентрация и устойчивость внимания, что приводит к повышенной отвлекаемости. Наблюдаются значительные затруднения при выполнении заданий, связанных с необходимостью переключения и распределения внимания.

        Выделенные особенности свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью подтолкнули к выводу, что развитие свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью будет эффективна в условиях поэтапной систематической коррекционной работы.

Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается вывод: развивая определённые свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

На уроках русского языка для развития внимания применялись следующие виды деятельности:

Фонетические игры

 Игры для выработки навыков произношения на материале звуков, слов, предложений; игры для обучения пониманию звукового, буквенного и слогового состава слов: «Слышу – не слышу», «Твердые и мягкие звуки», «Буквы рассыпались», «Кто быстрее допишет слово?», «Кто быстрее допишет начало слова?», «Зоопарк».

Лексические игры

Игру «Кто больше?»  используем при изучении следующих тем «Гласные И, Е, Ё, Ю, Я, Э в начале слова».

Цель. Активизация словаря; развитие умения подбирать слова на заданную букву, развитие внимания

Ход игры. Учитель предлагает детям за определенный промежуток времени записать по памяти как можно больше слов на указанную букву. Выигрывает тот, кто успеет без ошибок записать большее количество слов.

Грамматические игры

Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти, внимания. На уроках кроссворды целесообразны для лучшего усвоения детьми  изучаемого материала. Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока.

На уроках математики предлагались следующие задания:

Арифметические диктанты.

Учитель: Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: “Пишите”.

Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4...Запишите результат. (3)

Перепутанные линии.

– Проследите глазами путь от цифр к буквам, и вы узнаете тему нашего урока.

а) Расставить числа в порядке убывания.

б) Расставить числа в порядке возрастания.

– Получили тему урока: “Решение уравнений”. Тема дана для примера.

 Графические диктанты (рисование по клеточкам).

Какой рисунок получился?

Лабиринты.

Они могут обычные, степень трудности продвижения по которым, определяется длиной пути, количеством встречающихся тупиков, входов и выходов.

Работа с геометрическим материалом.

– Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигурах.

На уроках чтения и развития речи используются следующие приёмы:

- применение указок (линеек) при чтении. Указка облегчает ориентировку на странице, помогает целостному, а поэтому правильному восприятию слова, мобилизует учащихся с неустойчивым вниманием, с нарушением зрительных восприятий;

-распределение частей текста для чтения между учащимися с учётом возможностей каждого;

-коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников. Все учащиеся по своим книгам следят за чтением товарищей. После прочтения соответствующей части идёт обсуждение качества чтения каждого ученика, неправильно выделенные ударения, интонации.

           На коррекционных занятиях можно использовать различный занимательный материал, дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Процесс обучения становится интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью

В работе представлены особенности связной речи умственно отсталых школьников, упражнения по развитию связной речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЛИПУЧКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассказывается об особенностях активного и пассивного словаря младших школьников с умственной отсталостью. Даны методические рекомендации по использованию игр налипучках для преодоления неддо...

Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью

Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".

Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сего...

Оценка уровня развития младших школьников с умственной отсталостью.

В статье представлены задания для исследования уровня развития младших школьников с различной степенью умственной отсталости....