ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЛИПУЧКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья
В статье рассказывается об особенностях активного и пассивного словаря младших школьников с умственной отсталостью. Даны методические рекомендации по использованию игр налипучках для преодоления неддостатков словаря школьников данной категории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0016db56-7351ed33.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЛИПУЧКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Младший школьный возраст - это важный период становления и развития ребёнка. В этот период у детей меняется основной вид деятельности (игровая деятельность сменяется учебной). В процессе игры развиваются духовные, интеллектуальные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Выделяют разные виды игр: творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные игры) и игры с правилами (дидактические, подвижные игры).
С помощью игры ребёнок познаёт мир и развивается, а использование ребёнком речи в процессе игры является важным показателем его развития.
Многие исследователи (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Туманова, Т. Б. Филичева) отмечают тенденцию к увеличению количества детей младшего школьного возраста с нарушениями в общем и речевом развитии. В частности, авторы указывают на качественные нарушения и отставание развитии активного словарного запаса младших школьников с умственной отсталостью.
У детей с интеллектуальным недоразвитием наблюдается не только значительное расхождение между уровнем пассивного и активного словаря, но также и своеобразные нарушения развития лексической стороны речи. Это проявляется в наличии вербальных парафазий по различным признакам, неточном употреблении слов, трудностях актуализации слов, несформированности семантических полей и обобщающих понятий.
Таким образом, важным направлением коррекционно-логопедического воздействия становится обогащение словаря, работа по закреплению ранее изученных слов, формирование обобщающих понятий у детей с УО. Эта работа реализуется в процессе использования как традиционных, так и инновационных логопедических технологий, и приемов, основанных на использовании игровой деятельности. При коррекции речевых нарушений у младших школьников используются, как правило, дидактические игры.
Одним из вариантов такой работы является развитие активного и пассивного словаря младших школьников с задержкой психического развития с использованием игр на липучках.
С помощью таких игровых упражнений решаются следующие задачи:
- расширяются представления обучающихся об окружающем мире,
- обогащается пассивный и активный словарь детей,
- повышается речевая активность детей,
- развивается мелкая моторика,
- совершенствуются навыки самоорганизации и контроля.
Кроме этого, такие игры являются ярким стимульным материалом и позволяют повышать мотивацию ребенка к занятиям, создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют преодолению негативизма и неуверенности у ребенка.
С целью повышения эффективности работы, необходимо придерживаться следующей последовательности. Во-первых, ребенка нужно познакомить с предстоящей игрой, рассказать основное ее содержание и показать используемый дидактический и игровой материал. Во-вторых, требуется познакомить ребенка с правилами использования игры. В-третьих, логопед должен дать ребенку четкую инструкцию и показать способ действия.
При использовании в игровых упражнениях данного дидактического материала важно придерживаться следующих правил:
- рабочая зона должна быть достаточно освещена;
- ребенок должен сидеть за столом в спокойном состоянии;
- материал должен соответствовать возрасту ребенка;
- игровой фон и карточки должны быть расположены перед ребенком таким образом, чтобы он мог до них самостоятельно дотянуться.
В качестве примера можно привести несколько игр с использованием липучек, направленных на развитие словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью.
Игра «Предметы быта».
Цель игры: развитие словаря существительных.
Игровой дидактический материал представляет собой карточку с изображением четырех комнат: ванная комната, гостиная, кухня, спальня и карточки-липучки с изображением предметов быта, которые должны находиться в разных комнатах (кровать, подушка, тарелка, чайник, фен, полотенце и т.д.). Задача ребенка - соотнести карточку-предмет с комнатой, где этот предмет должен находиться.
Инструкция: «Посмотри внимательно, что здесь изображено? Бери по очереди карточку, называй ее и прикрепи в ту комнату, где это должно быть».
Игра «Домики»
Цель игры: развитие словаря прилагательных.
Игровой дидактический материал представляет собой карточку с изображением дома с цветными окошками, а также карточки-липучки с изображением цветных занавесок для окошек. Задача ребенка – повесить занавеску на окошко по цветам, проговаривая названия цветов.
Инструкция: «Посмотри в домике есть разноцветные окошки. Но на окошках не хватает занавесок. Повесь занавеску на окошко того же цвета, не забудь назвать цвет окошка и занавески.»
Игра «Корзинки».
Цель игры: закрепление обобщающих понятий «фрукты» и «овощи», развитие словаря существительных.
Дидактический материал в этой игре представлен двумя игровыми фонами – корзинкой для фруктов и для овощей, а также набором карточек с изображением фруктов и с изображением овощей. Задача ребенка – разложить карточки по корзинкам, объясняя свой выбор.
Инструкция: «Возьми карточку, скажи, что это? Положи карточку в нужную корзинку, объяснив свой выбор».
При регулярном использовании таких игр в коррекционной работе у детей развивается активный словарь, уточняется значение слов, формируются обобщающие понятия. Обучающиеся начинают увереннее пользоваться речью, допуская меньшее число лексических ошибок.
Игры на липучках являются также ценным средством воспитания умственной активности детей, они активизируют психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление; способствуют развитию творческих способностей, вызывают у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием живой интерес к процессу познания. Игры помогают сделать любой учебный материал увлекательным, вызывают у детей интерес к занятиям, стимулируют работоспособность, облегчают процесс усвоения знаний.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Мышление и речь/ Л.С. Выготский. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
- Игра дошкольника. / Под ред. С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
- Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №9.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб., 2001. – 224 с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.—— М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по развитию речи младших школьников.
Методические материалы по коррекции различных речевых нарушений у младших школьников....
Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
В работе представлены особенности связной речи умственно отсталых школьников, упражнения по развитию связной речи....
Доклад ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования познавательного интереса у младших школьников с умственной отсталостью. Данная проблема присутствует не только среди детей с умственной отсталостью, н...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у младших школьников с умственной отсталостью
Подборка игр и упражнений способствующих развитию словаря, расширению представлений об окружающей действительности,формированию познавательной дятельности, перевода слова из пассивного в активный слов...
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ".
Статья на тему: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"....
Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сего...
Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.
Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....