Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
статья (1 класс)
В работе представлены особенности связной речи умственно отсталых школьников, упражнения по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyazno_ns_portal.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
Удачина Е.И., учитель начальных классов
ГБОУ школа-интернат №9
Санкт-Петербург
Нарушения речи у умственно отсталых детей – актуальная проблема в настоящее время, теоретически и практически значимая в специальной педагогики. Множество научных работ посвящено детям с ОВЗ, накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности лиц с разными отклонениями в развитии. Детально изучены и продолжают исследоваться структура и механизмы отклонений в развитии, разработаны пути реабилитационного воздействия.
Актуальность и значимость проблемы нарушения связной речи у умственно отсталых школьников определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка.
У умственно отсталых школьников наблюдаются серьезные недостатки в лексике. В конечном итоге речь должна быть средством общения, обозначения и орудием мышления, а она оказывается неразвита. Самая важная причина
бедности словарного запаса у этой категории детей - низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, слабость вербальной памяти.
Словарный запас, который уже освоен учеником, длительное время остается неполноценным, так как значение употребляемых слов большей частью не соответствует действительному значению слова. У детей наблюдается неточное употребление слов, замены слов по семантическому сходству, смешение слов одного рода, вида (например, словом ботинки называют сапоги, туфли; словом рубашка – кофту, рубашку, свитер, куртку).
Неточное употребление слов у умственно отсталых детей связано с трудностями дифференциации, различения предметов и их обозначений. Школьникам легче воспринимать сходство предметов, чем их различие из-за слабости процесса дифференцированного торможения. Поэтому, сначала они усваивают общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов, например, назначение предметов. Различия предметов не устанавливаются, а обозначения не разграничиваются.
У школьников отмечается выраженное различие между объемом пассивного и активного словаря - это проявление низкого уровня развития его мышления. Небольшой по объему активный словарь умственно отсталых учащихся отражает примитивность их желаний, отсутствие знаний для более точного описания увиденных признаков, действий, отношений между людьми, предметами, явлениями. Незнание большого круга слов разной степени обобщенности делает речь детей малоконкретной и вместе с тем недостаточно обобщенной. Отдельные грамматические категории совсем не употребляются умственно
или составляют минимальный процент. К ним относятся причастия, деепричастия, наречия, сложные предлоги, подчинительные союзы и др. По данным М.П. Феофанова ребенку 5—6 лет с нормальным интеллектом уже хорошо известны 22 предлога, которые он использует в речи правильно, а умственно отсталые дети 8—9 л. употребляют лишь 9 предлогов.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в трудностях выполнения многих заданий, выявляются искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного и числительного, существительного и прилагательного. Для высказываний детей характерны простые, нераспространенные предложения, часто структурно не оформленные, с пропусками главных членов. Увеличение длины предложения происходит за счет перечисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза «и».
Становление связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Умственно отсталые школьники довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной формы речи, ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию очень труден для школьников и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов школы. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями. Легче им дается пересказ: пропускаются важные части текста, упрощенно передается содержание, дети не понимают причинно-следственные, временные и пространственные связи.
У школьников с нарушением интеллекта наблюдается искажение, как внутреннего смыслового уровня, так и языкового уровня связной речи, в связи с чем у них возникают трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, где закономерность развития событий не задана, и при пересказе текста с сохранением последовательности событий.
Одной из причин задержки формирования связной речи умственно отсталых является то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне, конкретизация и развитие рассказа осуществляются самим ребенком. В связи с этим недостаточность волевой сферы умственно отсталых детей играет определенную отрицательную роль в нарушении протекания связных речевых высказываний. В тех случаях, когда у детей появляется интерес к теме рассказа, меняется и характер связных высказываний, они становятся развернутыми и связными, увеличивается количество слов в предложении. Таким образом, в характере связных высказываний большую роль играет мотивация.
Замедленное формирование речи у умственно отсталых вызвано недоразвитием всей психики в целом, которое приводит к значительным изменениям и задержкам в умственном развитии. Речь детей с интеллектуальными нарушениями часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная. Наблюдается бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, нарушение процесса организации семантических полей. Они не знают названий многих предметов, частей предметов, в словаре преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера, мало прилагательных, наречий, замены слов по семантическому сходству. Пассивный словарь шире активного, но с трудом актуализируется; часто для его воспроизведения требуется наводящий вопрос; многие слова так и не становятся понятиями.
Развитие речи у умственно отсталых школьников осуществляется замедленными темпами и характеризуется качественными особенностями.
Несмотря на то, что их речь постепенно совершенствуется, коррекционные занятия по развитию связной речи крайне необходимыми этим школьникам.
Упражнения для развития связной речи
- Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
- Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
- Подбирать действия к предметы и наоборот;
- Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…
- Назвать слова с определённым слогом, звуком;
- Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
- «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
- «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);
- «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
- «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
- «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
- Переделать известную сказку;
- Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
- Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
- Придумать продолжение сказки;
- «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
- Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Использованные материалы:
1.http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-526.shtml
3.https://infourok.ru/razvitie-rechi-obuchayuschihsya-s-umstvennoy-otstalostyu-3433634.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития связной речи младших школьников
Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....
Развитие связной речи младших школьников.
Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Формирование умения узнавать образцы связной речи В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...
Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"
Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...
Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения
В статье рассказывается о технологии учебного диалога, которая является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи младших школьников в 4 классе VII вида.Тема: Восстановление деформированного текста по серии картинок «Зимой». Цели ...
"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...