Статья Опыт применения арт-технологий в работе педагога-психолога дополнительного образования на примере реализации проекта «Сказочная гостиная» в МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов».
статья (3 класс)

Понукарина Наталия Ивановна

Реализация  проекта  «Сказочная гостиная» с использованием арт-технологий в условиях дополнительного образования расширила возможность  педагога - психолога с одной стороны, вести системную работу, в которую включены все направления его деятельности, а с другой стороны, создать безопасное волшебное пространство, где ребенок и взрослый (родитель, педагог) чувствуют себя в сказочном мире готовы совместно с психологом решать психологические, педагогические и иные проблемы развития учащегося.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponukarina_n._statya_opyt_primeneniya_skazkoterapii_1.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.И. Понукарина

Опыт применения арт-технологий в работе

педагога-психолога дополнительного образования на примере реализации проекта «Сказочная гостиная» в МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов».

Понукарина Наталия Ивановна,  педагог-психолог МАУ ДО Центр детского творчества  «Радуга талантов», Россия, г.Хабаровск, polit1313@yandex.ru

Реализация  проекта  «Сказочная гостиная» с использованием арт-технологий в условиях дополнительного образования расширила возможность  педагога - психолога с одной стороны, вести системную работу, в которую включены все направления его деятельности, а с другой стороны, создать безопасное волшебное пространство, где ребенок и взрослый (родитель, педагог) чувствуют себя в сказочном мире готовы совместно с психологом решать психологические, педагогические и иные проблемы развития учащегося.  

В настоящее время в арт-терапии очень много разновидностей подходов. Классическая арт-терапия, включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как живопись, графика, фотография, рисование и лепка. Но сегодня к современной арт-терапии относят также библиотерапию, маскотерапию, сказкотерапию, оригами, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, видеотерапию, песочную терапию, игротерапию и т.д.

Арт-терапия помогает: повысить самооценку снизить уровень стресса и избавиться от хронического стресса  и депрессии, решить семейные и детско-родительские конфликты, выработать эффективные стратегии поведения и повысить навыки общения, лучше понимать себя, свои желания, потребности и цели. Какой педагог-психолог образования откажется от арт-терапевтических методики  и устоит перед соблазном расширить репертуар применяемых техник в работе с детьми?

А почему сказкотерапия? Потому что все любят сказки и мифы и взрослые (даже если и отрицают это)  и, конечно,  дети.  

Профессиональный  интерес к сказкотерапии в работе с детьми не случаен.  Главной особенностью работы в этом направлении является, то, что психологические, педагогические и иные проблемы могут прорабатываться благодаря опоре на личностный потенциал, нравственные ориентиры и духовные ценности. То есть, начиная работу с проблем поведенческого уровня и уровня окружения ребенка, через метафору мы может обращаться к уровню способностей, идентификации и духовно-ценностному уровню в психике ребенка.  

Кроме того, использование этого направления в психологии  продиктовано тем, что в системе дополнительного образования, нужен был такой подход, который был бы экологичен и естественно вплетался в познание и развитие детей, обучающихся в  учреждении дополнительного образования «Центр детского творчества «Радуга талантов».  Ведь сама система дополнительного образования – это уникальная образовательная среда, которая построена на интересе и желании ребенка познавать что-то новое и творчески развиваться, а также  и на  принципе добровольности посещения занятий ребенком.

Работать психологом в образовании – это значит не только постоянно расширять  репертуар используемых техник и методик, но и искать способы повысить мотивацию обращения к специалисту всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов. Какая основная  метафора была заложена в этом проекте?  Для участников проекта «Сказочная гостиная» – это пространство, где оживают сказки и помогают детям  и взрослым решать сложные жизненные задачи в современном мире. Как нам кажется, этот нарратив отражает основную потребность  или запрос, с которым обращаются к психологу: помощь в решении сложных жизненных задач.  

Кроме того, сказкотерапия стала стержнем, на которую нанизываются другие технологии работы: игровая терапия, драматерапия (разыгрывание сказочных историй), фильмотерапия (просмотр мультфильмов и обсуждение). Ну и конечно, использование сказок, в том числе авторских, в индивидуальной и групповой работе с детьми и взрослыми.

Понимая насколько важно создание соответствующего для сказкотерапии пространства, совместно с педагогами изобразительного направления и детьми, в кабинете психолога мы создали сказочное пространство, где и проходят индивидуальные занятия и занятия малыми группами.

Конечно, работа с детьми разного возраста имеет свои особенности и в этом заключается сложность и некий «вызов» для педагога – психолога в образовании. Но метафоричность, которая лежит в основе сказкотерапии, одинаково эффективна для учащихся разного возраста.  

Вот несколько основных направлений работы и технологий, которые используются в ходе реализации проекта «Сказочная гостиная».

В индивидуальном консультировании использование сказок особенно откликается у детей с творческими способностями. Они чаще всего испытывают трудности в адаптации на начальном этапе обучения,  а также у них отмечается высокий уровень  тревожности во второй и последующий годы обучения, особенно, если это связано с участием ребенка концертной или конкурсной деятельности.

Работа с учащимся младшего школьного возраста начинается с психодиагностического рисования (рисунок семьи (коллектива) волшебника, и рассказ о традициях и правилах и тд.). Им предлагается взять карандаш цвет, которого больше всего нравиться и нарисовать каракули (техника «Волшебные каракули). Далее, мы внимательно рассматриваем рисунок, ищем в нем какой-то образ и выделяем  его другим контрастным цветом. Следующим этапом  предлагается сочинить сказку про волшебную «каракулю». Если по каким-то причинам ребенок не захотел рисовать, предлагается рассмотреть колоду метафорических карт «По моему хотению…», из которой учащийся выбирает  понравившуюся картинку.  А затем, с помощью вопросов психолога, учащийся пробует составить рассказ или сказку по определенной тематике.  

Перед сессией, при понимании личностных особенностей ребенка и актуальной ситуации развития может  проводиться  подбор коррекционно-развивающей сказки или её написание под проблематику учащегося. (Приложение 1)

Завершение сессии проводится  в зависимости от конкретного случая и «мишени», куда направлены техники сказкотерапии: либо мы обсуждаем с ребенком, в чем заключается «сказочный урок», либо этот момент оставляется незавершенным, и предлагается  учащемуся  самому подумать над сказкой, нарисовать свои мысли, впечатления на бумаге, или же дописать её (для детей старше 10 лет).

Конечно, главным условием в консультационной работе  является счастливый и оптимистичный конец сказки. Важно вселить в ребенка надежду, что выход из сложной ситуации обязательно будет найден, и внутреннее состояние ребенка будет положительным.  

В групповых занятиях с младшими школьникам (7-10 л) по программе   «Сказка ложь, да в ней намек…..», используя метафорические карты, народные и авторские сказки и просмотр мультфильмов, мы рассуждаем о таких понятиях как дружба и долг,  ответственность и  совесть, вина и свобода, счастье и любовь и т.д. Ведь не секрет, что мало с кем ребенок может в общении прикоснуться к таким не бытовым с одной стороны, а с другой стороны, очень влияющим на нашу жизнь нравственным понятиям.

Таким образом, учащиеся  могут для себя сформулировать ответы на такие вопросы, как: что означают дружба, взаимопомощь, совесть, ответственность, долг и как (по каким признакам) они  могут  понять есть ли это в их жизни.

 В рамках проекта «Сказочная гостиная» проводятся занятия с подростками, которые идут по пути самопознания, активно ищут свой профессиональный и жизненный путь.

Сказка помогает старшеклассникам упорядочить  внутренний мир, узнать о себе что – то новое, о своих чувствах, потребностях и стратегиях достижения желаемого.

Так родились несколько групповых занятий для старших подростков, педагогов и родителей. Это «Я и мой Герой», «Драконье царство или как повысить уверенность в себе» и др.  

И кроме того, показала свою эффективность  соединение сказкотерапии с игровыми  технологиями. Ведь где как не в игре подросток ощущает себя в психологической безопасности (ведь все что происходит с ним это понарошку), подросток не чувствует себя смущенным, виноватым, на него не действуют социальные ограничения и т.д. И еще, игра увлекает, она позволят мечтать, строить планы, вдохновляться и быть на позитиве.  Здесь нет проигравших, здесь все победители.  

Именно поэтому сказочная игра – это одновременно обучающее и терапевтическое событие. И на основе методики Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Карта внутренней страны» была  создана  психологическая  игровая технология «Волшебство по дороге к… или Путь героя», которая пользуется популярностью у старших школьников, потому что направлена на реализацию ведущей потребности старших подростков в самопознании,

самоопределении, построении жизненных целей и т.д.

Таким образом, реализация  проекта  «Сказочная гостиная» показала, что в условиях дополнительного образования  возможно с одной стороны вести системную работу педагога - психолога, в которую включены все направления его деятельности.  А с другой стороны – создать волшебное и безопасное пространство, где ребенок и взрослый (родитель, педагог) чувствуют себя немного в волшебном мире и готовы совместно с психологом решать психологические, педагогические и иные проблемы развития учащегося.  

Список  литературы

1. Беттельгейм Б. О пользе волшебства. Смысл и значение волшебных сказок /пер. с англ. Е. Семеновой. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2020.

2. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самопознания через психологическую сказку. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.,: «Ось-89», 2007.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.. Путь к волшебству (теория и практика сказкотерапии. — СПб.,: «Речь», 2006;

4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. — СПб., «Речь», 2006;

5.Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия – СПб., «Речь», 2006; 

6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. – СПб., «Речь», 2006;

7.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.  Сказки – это лекарство:руководство по сказкотерапии – М.,: «Литтерра», 2007; 

8.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., «Речь», 2005;

9. Кулагина  И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст] / И.Ю. Кулагина. – Люберцы.: Юрайт, 2016;.

Приложение 1.

 

«Федор и парусник»

 

В одном приморском городе жил-был мальчик по имени Федор. Ничем не выделялся он среди своих сверстников – шестилеток. Любознательный, активный и загорелый, как все мальчишки из его южного города. Вот только чуть больше других ребят  он побаивался оставаться один,  без родителей. Не так чтобы очень, но как –то посильнее. И спать без света не мог, и маму вечером часто звал побыть с ним, пока заснет. И почему - то одному без мамы во двор, да на пристань, куда его часто звали приятели, идти не хотелось, как то тревожно на душе было. Вроде и бояться нечего, ведь везде знакомые место и ребята тоже. Но что-то неспокойно и неуютно  ему было без родителей.    

Да, пристань недалеко от дома знатная была. Мимо часто проходили корабли, когда возвращались из дальних походов домой. Очень Федор любил на них смотреть, да мечтать, что когда –нибудь тоже пойдет в море. Ведь назвали его  в честь русского флотоводца – Федора Ушакова. И дедушка его капитаном дальнего плавания был. Об этом ему папа рассказывал.  Вот только у Федора не получалось, как у его знаменитого тезки, быть смелым и решительным. Поэтому зачастую он смотрел на корабли из окна своей небольшой комнаты.

Однажды в один из выходных дней отправился Федор вместе с мамой к дедушке, что жил недалеко от города в небольшом поселке на берегу моря. Из окон его дома между деревьев можно было увидеть кусочки синего моря. Дедушка ухаживал за фруктовым садом,  да модели парусников делал. Красивые такие парусники, как настоящие с реями, мачтами, да миниатюрными орудиями. Федор их только на фотографиях видел. Редко они бывали у дедушки.

Здравствуй, внук! – сказал дедушка и обнял его своими большими и сильными руками. Пойдем, я тебе мой новый парусник покажу. Недавно смастерил.

В комнате деда было все не так как дома у Феди. И запах клея столярного, и обрывки пеньки для канатов, и палочки для мачт и краска для кораблей. На стенах висели чудесные картины с нарисованными парусниками и морскими битвами. А кто это? – спросил Федя, показывая на портрет военного в старинной морской форме. Так это же твой тезка, адмирал Федор Ушаков. А это, показал дед на картину, морское сражение, где он вышел победителем. А это тот парусник «Святой Павел», который выиграл бой. Я его недавно сделал. Вот посмотри. И дед протянул Феде модель корабля.

Это мне!?- спросил  Федя, не поверив деду.

Конечно тебе. Бери. Владей. Управляй. Изучай истории его походов, – сказал дедушка и пошел в сад.

Долго не мог Федор в этот вечер уснуть. Все на корабль смотрел, детали примечал, да восхищался тонкой работой деда. А ночью ему даже сон про морское плавание приснился.

Так и стал Федор играть с парусником во дворике под кронами фруктовых деревьев,    представляя и капитана Федора Ушакова и команду в дальних походах и морских сражениях.

А через неделю, вечером приехали мама и папа. Очень соскучился Федор по родителям. Так соскучился, что увидев их, забыл про все на свете. И про парусник и про флотоводца и его команду. Так и остался корабль лежать под яблоней, в самой глубине сада.

Вечером, когда мама уложила мальчика спать, Федор вдруг сквозь сон увидел, что нет корабля на привычном месте. Сон как рукой сняло. И вспомнил Федя, что забыл корабля под деревом в самой глубине сада.

 Как же мой парусник, как же моя команда. Ведь дедушка доверил мне парусник. Мне надо срочно его забрать и привезти в родную гавань, -сказал сам себе Федор. Он вскочил, надел рубашку и замер, прислушиваясь к шуму ветра и стуку веток дерева в его окно.

Стало страшно мальчику, ведь никогда он не ходил один, да еще и ночью в сад. Тревожные мысли побежали в голове, и пот выступил на лбу. Но что-то засвербило в его груди, и чей-то тихий, но твердый голос сказал – «Если ты капитан, то в ответе за свой корабль и команду!».

Вздохнул Федор глубоко, и вышел из комнаты на темную веранду.  Ветер шумел в ушах,  вспотели ладошки, сердце громко колотилось, но Федор, зажмурив один глаз,  шагнул в темноту.

В этот вечер дедушка не выключил фонарь на другой стороне дома.  Федор хоть и с трудом, но все же  разглядел дорожку и, что есть силы, побежал к яблоне.

Да, там и стоял парусник «Святой Павел», где оставил его Федя. Паруса его развивались от сильного ветра так, что покачивался он как на волнах во время шторма. И мальчик как будто увидел команду матросов, что боролась с ветром и берегла парусник от разрушения.

Федор схватил парусник, прижал его к сердцу и побежал домой, шёпотом говоря:  «А ведь ты молодец, что выдержал этот шторм!».

 Правда он так и не понял, кому он это говорил: то ли паруснику, то ли самому себе.

Сказка про учтивую принцессу.

В одном царстве-государстве у царя – батюшки и царицы – матушки жила – поживала дочь-принцесса. Красива, да ладная, смышленая, да смелая.  Такая смелая, что порой казалось царю –батюшке, да царице –матушке, неучтиво она себя вела. То учителю своему слово резкое сказала, то нянюшке своей нагрубила. А однажды послу заморскому так грубо ответила, что царь-батюшка с досады хмыкнул, а царица – матушка от стыда покраснела. И со временем стали сторонится ее родные тетушки, дядюшки,  бабушки, и детки придворных не стали ее звать погулять, поиграть, да пошалить в царском саду. Да и кому охота с неучтивой принцессой общаться, под ее острый язык попадать.  Однажды сидела принцесса у окна и увидела, как ребятишки играют в саду в салочки. Бегают они, веселятся, шумят, да смеются. Заскучала и загрустила принцесса. Ведь им весело вместе играть, а она одна сидит у окна. И вдруг видит, что прилетели и сели на подоконник из царского леса ворон с вороненком. Сидят да о чем то говорят про меж собой. А надо сказать ,что в саду царском вороны жили волшебные, они если захотят, то могут и на человеческом языке говорить.  Прислушалась принцесса, да ахнула – говорили птицы о ней!

- Красива и умная принцесса наша, - сказал вороненок.

- Красивая и умная, - соглашался ворон.

- Да, только трудно ей придется, когда она вырастет, - добавил он.

- Это почему же так? - спросил вороненок.

- Ведь ей надо будет целым царством управлять, а она не умеет собой управлять и не учится, -ответил ворон.

- А как это управлять собой? - удивился вороненок.

А вот как ты управляешь своим крыльями, спросил ворон. Если нужно, то поднимаешь правое крыло, если нужно, то левое, а если нужно, то оба крыла. И это нужно, чтобы ты мог летать ловко, быстро и смело. А если ты захочешь поднять не то крыло, что нужно, разве сможешь ты летать ловко, быстро и смело? Вот так и принцессе, что бы хорошей правительницей быть, когда нужно, то промолчать следует, а когда нужно, то и слово доброе сказать. А она пока этого не умеет. А ведь это не так сложно как крыльями управлять, можно научиться, если желание будет

Сказал это ворон, и улетели они  в царский сад в свое гнездо.  Задумалась принцесса и поняла, почему царь – батюшка порой на нее гневно смотрит, а царица – матушка от стыда краснеет, а дядюшки и тётушки сторонятся ее.  И решила она научиться управлять собой и стать учтивой принцессой, где нужно промолчать, а где следует и слово доброе человеку сказать.

Сказка о храбром  лягушонке.

Сказки бывают разные, волшебные и не очень, длинные и короткие, про людей и животных. А есть сказка о храбром лягушонке по имени Кваки.

В одном лес у на самом краю болота жил-был лягушонок по имени Кваки. В общем -то он жил в болоте, но очень любил сидеть на бережку и наблюдать, как поодаль бегают и играют мышата.  Мышата  были такие веселые и озорные, что лягушонку очень хотелось подружиться с ними. Ну, где это вы видели, чтобы мышата дружили с лягушками? Вот и мышата это не видели, поэтому никогда не звали лягушонка в свою компанию. Но как ни странно Кваки об этом не знал, и  мечтал   поиграть с мышатами в догонялки. Поэтому в один прекрасный день, он соскочил со своей кочки на краю болота и обратился к одному из мышат, который был по близости.

 - А можно я с вами поиграю в догонялки?- спросил Кваки у мышонка.

Мышонок даже оторопел от слов лягушонка. – Но ведь ты не такой как мы, у тебя нет пушистой шерстки, замечательного хвостика и прекрасных черных усиков. Как у меня, например. Ты неуклюжий и зеленый, не умеешь пищать и вообще, где ты видел, чтобы мышата с лягушками играли? Сказал так мышонок и побежал к своим друзьям.

Обидно стало лягушонку. Посмотрел он на себя в лужицу и увидев свое отражение, сказал: Да, у меня нет такой пушистой шерстки, замечательного хвостика и прекрасных черных усиков как у мышат и я зеленый, не умеешь пищать.  Но я не неуклюжий. Я умею далеко и высоко прыгать, ловко плавать и громко  квакать.  Но эти слова не смогли унять его огорчение. Кваки почувствовал, как в его маленьком сердечке поселилось нечто, от чего стало очень грустно и печально. И чем больше  Кваки смотрел на свое отражение в лужице, тем печальнее ему становилось, и как то даже в глазах появились слезы. Хотя может это и вода, что начала изредка капать с неба – похоже начинался дождь .  

И кто такое придумал, что лягушатам нельзя играть с мышатами!

Но я же хочу поиграть с мышатами – громко проквакал лягушонок. И он  продолжал сидеть на краю водоема и наблюдать за мышиными играми, как они взбирались наперегонки на высокие камыши и прыгали на мягкую траву.  

А тем временем дождь постепенно усиливался  и поднялся ветер, такой, что не только камыши стали раскачиваться, но и деревья зашумели. Непогода стояла уже на пороге. И вот уже  в болоте на чистой воде появились волны, и листья кувшинки ветер обрывал и гнал в середину водоема.  Мышата спохватились и побежали в лес, но только самый маленький не успел спрыгнуть с вершины высокого камыша и порыв  ветра его сбросил в разбушевавшуюся воду. Мышата, конечно, умеют плавать, но самый маленький очень испугался, пищал и барахтался, а высокие волны грозили накрыть его с головой. Кваки услышал писк и бросился в воду. Подплыв к мышонку, он сказал: - Лезь ко мне на спину, поплывем к берегу.

Ох и трудно было лягушонку плыть против ветра и волн, да еще и с мышонком на спине. Но лягушки только на земле немного неуклюжие, а в воде очень уж ловкие и умелые. Вот и выбрались они на берег и  залезли под кочку, где все мышата пережидали непогоду.

И вдруг самый старший мышонок подошел к лягушонку и говорит: «Спасибо тебе, лягушонок,  без тебя бы не справились с бедой! А знаешь ведь не важно, что ты с виду не такой как остальные, и что не похож на других. Важно, что ты не испугался и помог тому, кто больше всего нуждался в  помощи».  С тех пор лягушонок Кваки  и мышата часто вместе играли на берегу болота. И никто не говорил, что лягушатам нельзя играть с мышатами.

А ведь и вправду, дружок, ведь не это важно, что ты не такой как все остальные. Главное, что в твоей душе есть смелость, отвага и желание помочь другому.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в условиях дополнительного образования на примере детского объединения декоративно- прикладного направления

Система воспитательной работыв условиях дополнительного образованияна примере детского объединения декоративно- прикладного направления...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""

Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения  и   совершенствования личного опыта могут предоставить...

Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ

Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников»...

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Семинар «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка» подготовлен к сессии самоопределения педагог...

Презентация к семинару «Современные технологии в системе дополнительного образования в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Данная презентация является мультимедийным сопровождением  к семинару «Современные технологии в системе дополнительного образования  в контексте Федерального проекта «Успех каждо...

Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")

В статье расматриваются вопросы  организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...