Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".
статья (4 класс) на тему
Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад Любаевой Юлии Ивановны 6 ноября 2018 года.
Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников.
1 часть. Вступление. Педагоги прошлого о роли учителя в обществе.
Профессия педагога — одна из важнейших в современном мире. Педагог — главная, ключевая фигура в обществе. Именно от педагога, его личности, зависит воспитание и образование детей, а значит — будущее всей страны. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества.
В качестве эпиграфа к своему докладу я взяла высказывание известного педагога Яна Амоса Коменского
«Должность учителя почётна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем».
Чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Жил он в 17 веке, а созданная им классно-урочная система используется до сих пор.
Готовясь к докладу, я прочитала о немецком педагоге 19 века Адольфе Дистервеге. Имя его нам незнакомо, но его высказывания о деятельности педагога, на мой взгляд, актуальны и в наше время, тем более они очень просты. Небольшой отрывок из его статьи.
«Педагог должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. Адольф Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество."Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель". Адольф Дистервег писал, что учитель — «солнце для вселенной». Прошли столетия, а суть учительского труда не изменилась.
2 часть. Роль учителя в современной школе.
Какие требования предъявляет современное общество к профессиональной компетенции педагога? Современные процессы показали необходимость воспитания гибкого, динамичного человека, стремящегося жить в новых, непрерывно меняющихся условиях. И поэтому одним из основных положений в личностно-ориентированном подходе к обучению является развитие познавательного интереса школьников и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования и самосовершенствования в течение всей жизни.
Говоря об источниках, пробуждающих познавательный интерес у учащихся, мы не должны забывать, что все они успешно действуют только при благоприятном влиянии учителя на учащихся, при его умелом руководстве развитием школьников.
Ни радио, ни телевидение, ни старшие товарищи и друзья, ни родные и близкие ребёнку люди в семье — никто и ничто не может оказать такого всестороннего систематического воздействия на умственные и нравственные интересы школьника, как учитель. Если учитель влюблён в свой предмет, обладает педагогической культурой, пониманием возрастных и индивидуальных особенностей своих учеников, он, как правило, добивается наибольших успехов в развитии детской любознательности и воспитании у школьников глубокого интереса к знаниям.
Главное для педагога — увлечь детей серьёзным и глубоким трудом, доставляющим истинное, ни с чем несравнимое наслаждение каждому ребёнку, испытавшему радость творчества.
Подтверждение — опыт многих учителей, один из них — Екатерина Анатольевна Грепачевская, сказала: «У каждого, именно у каждого ученика, есть своё хорошее, неповторимое, что мы, педагоги, обязательно должны открыть, развить».
Фундамент педагогического вдохновения — ежедневная, ежечасная кропотливая исследовательская работа. Школу можно совершенствовать только совершенствуя учителя. (Я. А. Коменский) Без этого работать в школе, и, тем более развивать у учеников познавательные интересы, с каждым днём становится труднее. Дело не в том, чтобы научиться составлять различные анкеты, анализировать, систематизировать факты и явления. Важнее, прежде всего, создание системы, которая развила бы лучшие черты ума и характера учеников. А значит, цель исследовательской деятельности учителя — не только изучить и понять, но главным образом, организовать систему педагогических воздействий для динамического развития учеников.
Учитель раскрывает перед учениками
цель деятельности,
способствует её осознанию,
содействует доступности содержания знаний,
обнажает ценность знаний,
ставит перед учащимися последовательно усложняющиеся задачи,
вооружает школьников необходимыми способами деятельности,
познавательными умениями,
проявляет заботу об успехах школьников.
Вся эта деятельность способствует формированию познавательных интересов учащихся.
Каковы же условия становления учебно — познавательных интересов? Как учитель — мастер формирует их у учащихся на уроке?
1. Развитию познавательных интересов способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. « Ненависть к готовым истинам, дерзновенность поиска» Я. А. Коменский. Сегодня это мы называем деятельностный подход к обучению.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.
3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности изучения данного материала
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.
5. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету.
Главным орудием учителя является слово. И ему надо постоянно учиться. Глубокое, яркое, вдохновенное слово значит много, где бы оно ни произносилось. На уроках и во внеурочное время, в беседах с учениками и со всем классом, ежедневно и ежечасно происходит огромное воздействие на человека. Все ли педагоги научились владеть своим словом — этим важнейшим орудием воспитания учеников? Здесь я приведу пример о положительном влиянии учителя-словесника из одного произведения Владимира Галактионовича Короленко, русского писателя 20 века. «Учитель Авдиев читал произведение вслух и раскрывал детям своё понимание того, что скрывалось за сюжетом произведения, и выслушивал детские впечатления. Он умел увлечь детей своим отношением к изображаемому и вместе с тем умел зажечь и раздуть эмоции самих детей в яркое пламя. Он опирался на конкретность искусства и потрясал класс или “вихрем хохота”, или печалью сострадания. Влюблённый сам в литературу, он влюблял в неё и своих учеников»
Мы всегда должны помнить, к кому обращено слово: к слабому, застенчивому ученику, ждущему от нас помощи, или, напротив,
отвергающему её. Одно единственное слово может повысить настроение, или же вызвать отрицательную реакцию. Обидное слово, если, тем более, оно произнесено намеренно, грубо и бестактно, вызывает отрицательную реакцию.
Если педагог невнимателен, не умеет привить любовь к своему предмету, то он не заметит те изменения, которые происходят в духовном развитии его учеников. Нет страшнее равнодушия, чем равнодушие учителя. Однако, ободряющее слово учителя не только в похвале, но и в доброжелательной критичности, помогает ученику мобилизовать свои силы на исправление недочётов в работе. Каждым своим действием, каждым свои словом, учитель обязан вести ученика к радости познания. И нет прекраснее того слова учителя, которое вырастает в убеждение ученика. Активная позиция, одухотворённость идеей, целеустремлённость педагога - это целеустремлённость и его учеников. Никогда, ни на одну минуту, учитель не должен забывать, как многое от него зависит: и выбор цели его учениками, и какими им быть — увлечёнными или равнодушными.
Закончу доклад словами класика
«Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором бы учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.
Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...
Презентация "Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках математики"
«Приохотить» ученика к учению гораздо более достойная задача учителя, чем «приневолить» его». ...
Мастер - класс «Формирование познавательного интереса младших школьников через использование ИКТ»
Актуальность данного опыта обусловлена возникшим противоречием между возрастающим потоком необходимой информации, направленной на младшего школьника, требованиями, предъявляемыми к результатам начальн...
Педагогический проект "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Образовательные стандарты нового поколения направлены на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготов...
Доклад на тему" Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира, их роль в формировании познавательных интересов младших школьников"
В докладе я описала как развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира формируют познавательные интересы младших школьников. Привела примеры игр, которые я использую на уроке....
Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет достаточно детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже понемногу утрачивает детскую непо...