«Использование прозрачного мольберта в коррекционно-развивающей работе с детьми»
консультация

Остерникова Ирина Анатольевна

Прозрачный мольберт в работе психолога для развития творческого самовыражения и раскрепощения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prozrachnyy_molbert.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование прозрачного мольберта в коррекционно-развивающей работе с детьми»

В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, низкая способность к регуляции собственной деятельности, неустойчивое внимание  и др. Такая ситуация побуждает психологов постоянно искать новые эффективные способы, приёмы, пособия для активизации коррекционно-развивающего процесса .

Одной из используемых техник является рисование на прозрачном мольберте. Мольберт представляет собой деревянную раму с небьющимся магнитным стеклом внутри. Это по-настоящему многофункциональное пособие. При его использовании можно решать множество задач коррекционной работы: расширение сенсорного опыта, развитие психических функций и речи, развитие пространственных представлений, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, различных видов анализа и синтеза, эмоциональной и произвольной сферы ребёнка. Ещё одно достоинство данного пособия - возможность для ребёнка выполнять задания и работать стоя, свободно двигаться, что является для многих детей элементом комфорта, постоянно меняются динамические позы, что влияет на профилактику нарушения осанки. А постоянная смена угла зрения при работе на мольберте способствует профилактике нарушений зрения.

В работе с прозрачным мольбертом можно использовать широкий спектр нестандартных творческих техник и материалов:

  • рисование и левой, и правой рукой, и одновременно двумя руками, для стимуляции межполушарного взаимодействия;
  • рисование пальцам, ладошками, кулачками;
  • рисование разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штампами, листьями, печатками, поролоновыми валиками, ватными палочками и др.),
  • рисование гуашью, пальчиковыми красками, маркерами, кремом, зубной пастой и т.д.

Также возможно использование многообразного стимульного материала для активизации деятельности: цветной фон, сюжетная картинка, изображения различных объектов, контурные изображения.

В работе психолога прозрачный мольберт является инструментом изо-терапии. Особенности детей, отмечаемые психологом - тревожность и неумение начать рисовать, однообразие рисунков и выбираемых цветов, неумение работать в паре и подгруппе, страхи и проблемы с поведением. Для решения этих проблем педагог-психолог использует упражнения и игры с прозрачным мольбертом:

  • Рисуем по очереди (если ребенок не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером);
  • Рисуем в паре;
  • Рисуем с натуры. Такое рисование развивает наблюдательность, учит ребенка изображать что-либо не как захочется, а чтобы было похоже на оригинал. Для начала рассмотрите игрушку или предмет вместе, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
  • Рисуем портрет. Можно рисовать портреты: автопортрет, глядя на себя в зеркало, портрет друга или портрет мамы, рассматривая ее фотографию.
  • Рисуем сказку. Использование прозрачного мольберта в сказкотерапии.

Во время рисования по стеклу у детей активно развивается воображение, и, со временем, пропадает тревожность и страх. Мольберт легко можно переносить с места на место, а летом выносить на прогулку. Это инновационное пособие позволяет создать положительный эмоциональный настрой в работе с детьми, помогает эмоциональному раскрепощению детей в творчестве (например, у детей с тревожностью, боязнью ошибиться, страхами).

С учётом особенностей детей с ОВЗ, выражающихся в слабости психической деятельности, отставании формирования восприятия и пространственных представлений, мелкой моторики, использование данного пособия помогает решать коррекционно-развивающие задачи.

Формирование и закрепление сенсорных эталонов: цвет-форма-величина. С этой целью используются упражнения «Обведи фигуру», «Нарисуй по точкам», «Дорисуй», «Уменьши фигуру», «Раскрась заданным цветом» и т.п.

Формирование и закрепление первоначальных математических представлений. Используются упражнения «Нарисуй столько же», «Нарисуй больше (меньше)», «Сравни множества» и т.п.

Формирование и закрепление умения различать, сравнивать объекты окружающего мира. Упражнения «Подбери картинку к рисунку», «Нарисуй предмет», «Дорисуй, чего не хватает», «Раскрась по образцу» и т.п.

Развитие пространственных представлений: «Нарисуй вверху - внизу, справа, слева», «Диктант с фигурами», рисование линий в разных направлениях.

Развитие мелкой моторики: рисование различных линий разными способами, с использованием различных инструментов или пальцами.

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Список литературы

1.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г..

2.Доронова Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности: планы занятий и бесед. Пособие для воспитателей. – М.:Школьная пресса, 2005. – 96 с.

3.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. 0 128 с.

4.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 48 с.

5. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2005. -176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе.

Работа представлена двумя разделами. В первом раделе дано понятие дидактической игры, место проведения и   типы игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся. Во втором разделе представлен к...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ЗПР

Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС является обеспечение условий для развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучени...

Коррекционно-развивающие занятия психолога с детьми, имеющими комплексные тяжелые нарушения развития

Главная цель данной работы психолога, это создание условий для успешной адаптации и социализации детей с УО....

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие в третьем классе школы VII вида.Цель занятия: расширять представления учащихся о творчестве Г. Х. Андерсена.Ученики знакомятся с биографией писателя и его творчес...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.

Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....