Слухоречевая память и ее роль в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста с ТНР
статья (1 класс)
Основные аспекты, в работе психолога с детьми младшего школьного возраста с детьми с ТНР, направленной на развитие слухоречевой памяти.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Слухоречевая память и ее роль в развитии высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ТНР
Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), я убеждалась в том, что слухоречевая память учеников значительно снижена. Порой детям требуется многократно больше повторов новых слов, чтобы их запомнить. У них возникают проблемы с воспроизведением услышанной информации. Простое предложение из нескольких слов (не говоря уже о распространенных) дети с ТНР не в состоянии повторить.
В текстах такие дети с трудом улавливают общий смысл, легко теряют нить истории, при пересказе пропускают важные эпизоды, необоснованно сокращают историю, переставляют местами события, путают и начисто забывают имена действующих лиц. Причем запоминание имени – это результат работы механической памяти (имя человека в тексте часто ни с чем не связано), а запоминание событийной цепочки – результат работы словесно-логической памяти. Процесс забывания у детей с нарушениями речи преобладает над процессом запоминания. Лучше запоминаешь – больше знаешь, можешь творчески применить имеющийся опыт. Вот вам один из ключиков к пониманию механизмов развития речи – развитие памяти.
Причинами данного нарушения могут быть различные факторы, начиная от патологий внутриутробного развития и заканчивая травмами в постнатальном периоде. Данное нарушение определяется как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что при системной и комплексной работе речевое развитие ребенка можно привести к показателям возрастной нормы.
Слухоречевая память связана с работой слухового анализатора, и ориентирована на запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений, рассказов (лексического материала). Благодаря данному виду памяти человек способен достаточно быстро и точно запомнить ход и смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл человек может передать и собственными словами.
Процесс формирования связной речи априори считается самым сложным и длительным. Если же у детей дошкольного возраста имеются отклонения в речевом развитии, то он значительно усложняется. Также наличие вторичных отклонений со стороны высших психических функций создает дополнительные трудности в становлении связной монологической речи у детей.
Специфические особенности связной речи у детей с ТНР характеризуются:
- нарушением связности и последовательности изложения;
- смысловыми пропусками;
- выраженной ситуативностью и фрагментарностью;
- ошибками на употребление словоформ, нарушающими связь слов в предложении;
- длительными паузами с поиском нужного слова;
- нарушением порядка слов;
- сочетанием выраженных в разной степени трудностей смыслового и синтаксического характера.
Сформированная связная речь — одно из главных условий успешного обучения ребёнка в школе. Формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, которая требует от педагога очень усердной и длительной работы.
Большую часть времени ребенок проводит в окружении своей семьи, и именно она может помочь специалистам в преодолении нарушения.
Отечественные психологи предлагают использовать игры в повседневной жизни, которые помогут в развитии слухоречевой памяти. К таким играм относятся «Магазин», «Пары слов», «Повтори и продолжи» и другие.
Благодаря данным играм можно увеличить не только объем слухоречевой памяти, но и развивать внимательность.
Немаловажную роль в активизации и развитии познавательных процессов играют нейроигры, в частности направленные на развитие мелкой моторики рук, которые положительно влияют как на становление речи, так и на развитие психических функций.
Таким образом, можно отметить, что память – это сложный психический процесс, который склонен к положительным качественным изменениям в условиях развивающей среды. Такой средой может стать семья ребенка, которая прислушивается к советам специалистов и готова посвящать время развитию своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.
Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....
опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....
презентация «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
К числу важнейших задач логопедической работы сошкольниками с ОВЗ (ЗПР), имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевог...
Статья: "Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с помощью дидактических игр на уроках русского языка".
Для учителей и родителей...
Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Научная статья, в которой описываются особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития....