Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР
занимательные факты по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Научная статья, в которой описываются особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_ns_09.06.24.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР

Формирование умения пользоваться языком как особой системой знаков и символов является одним из важных направлением работы по развитию детей с ЗПР. Первичная интеграция ориентировочных действий в языковом материале у детей с ЗПР начинается в среднем на 2 года позже, чем у нормально развивающихся детей. Формирующиеся в этом возрасте способы ориентировочных действии опираются на такую нейрофизиологическую базу, которая не может обеспечить их функционирования. Так после 5 лет внимание к языковому материалу становится более устойчивым. Возникают новые способы ориентировки в языковом материале, налаживаются интеграционные связи между фонологическим и семантическим компонентами языковой способности. Несмотря на это,  процесс первичной интеграции всех трех компонентов языковой способности длится не 4 года, а продолжается в младшем школьном возрасте. Вследствие этого, на уровне импрессивной речи у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдаются определенные трудности в понимании инструкции, логико-грамматических конструкции.

В настоящее время исследователями изучены разные аспекты развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР, представлены в таблице №1.

Таблица № 1

Виды нарушений связной речи у детей с ЗПР

А.Д. Кошелева

Рассогласованность речевой и предметной деятельности

Р.Д. Триггер

Недостаточность словообразовательных процессов

Е.С. Слепович

Речь обладает ситуативным характером

И.Юхансон

Недостаточность мыслительной деятельности, низкая познавательная активность

Исходя  из вышеперечисленных психолого-педагогических изысканий, проводимые в последнее время такими учеными как А.Д. Кошелевой, Р.Д. Тригер и Е.С. Слепович можно отметить, что у детей, обладающих задержкой психического развития являются не только низкие показатели языковой способности по сравнению с нормально развивающими сверстниками, но и замедление темпов роста связной речи. Трудности в совмещение речевой и предметной деятельности у таких детей нередко приобретают форму грубой диссоциации между речью и действием.

Возрастная незрелость психических функций и интеллектуальных умений в особенности явно видна при усвоении родного языка, так как он требует внятного взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов, абстрагированного от известного и ясного смысла слова или высказывания, рассмотрения их в непривычном грамматическом ракурсе, всегда основывается на анализе и синтезе, классификации и обобщении. С одной стороны, невыработанность психических функций прибывает одной из предпосылок трудностей в постижении языка, усвоении связной речи, но с другой стороны, верно сформированное усвоение языкового материала  возбуждает к жизни вырабатывание всех тех функций, которые у младшего школьника еще не сформировались, и способно результативно активизировать их формирование.

Грамматический строй речи у младших школьников с ЗПР выделяется отдельными свойствами. Ряд грамматических категорий младшие школьники фактически не применяют в речи, тем не менее, если сопоставлять число погрешностей в использовании грамматических форм слова и грамматических конструкций, то бесспорно превалируют погрешности второго типа. Школьнику с ЗПР нелегко воплотить мысль в развернутое  речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание представленной на иллюстрации ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Незрелость внутри речевых механизмов повергает не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Ключевые проблемы относятся к развитию связной речи. Школьникам с ЗПР сложно дается пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, изобразить наглядную ситуацию, они не способны к творческому рассказыванию.

Соотнесение ответов обнаружило, что растолкование самой простой иллюстрации для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития вызывает некоторые трудности.

Важно отметить, что если рассмотреть высказывание учеников с ЗПР, то можно обнаружить немалое количество сбоев в оформлении речевого сообщения. И чем больше объём этого сообщения, тем больше ошибок. Чаще всего встречаются следующие виды аграмматизмов:

– упущение каких-либо членов предложения, либо их избыточность.

Например, «В городе живут есть люди»;

– ошибки, связанные с управлением и согласованием. Например, «И в этом пакете много журналы»;

– ошибки, связанные с использованием служебных слов. Например, «Люстра висит на столе»;

Порой, сложноподчиненные предложения, составленные детьми с ЗПР,

состоят из 20 и более слов и весьма пространны. Создаётся впечатление того, что ребёнок, когда приступает к высказыванию, не может завершить его.

Таким образом, все  перечисленные качества связной речи детей с ЗПР позволяют сделать вывод о динамических нарушениях речевой деятельности, которые обнаруживаются, в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.

Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....

опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....

презентация «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

К числу важнейших задач логопедической работы сошкольниками с ОВЗ (ЗПР), имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевог...