РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ»
план-конспект занятия (1 класс)
Занятие учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР 1 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМЫ «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА ПЛОСКОСТИ»
Е.С. Кудымова, учитель-дефектолог
МАОУ "СОШ № 46", п.Привокзальный
Введение
Развитие пространственных представлений обучающихся младших классов - одна из важнейших задач обучения в школе, благодаря их большому значению для усвоения учебных знаний и навыков практической деятельности. Ребёнок приходит в школу с определённым запасом знаний, полученных в семье и в детском саду. В школе знания детей о пространстве продолжают совершенствоваться. Значительное внимание развитию сформированности пространственных представлений уделяют не только педагоги начальной школы, но и учителя-дефектологи, которые работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Исследования Б.Г.Ананьева и его учеников подтвердили, что «восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация», которая образуется «из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды человеческого организма» [1, с.6], которая возникает в результате «действенного отношения к миру» [6, с.17].
Но восприятия предметов, движения и связанного с ним «мышечного чувства» (возникающего в процессе овладения предметами на практике), являющиеся первыми необходимыми условиями исследования пространства, ещё не достаточно, чтобы ребёнок знал, что такое «рядом», «далеко», «справа» и т.д. В старшем дошкольном возрасте восприятие пространства выходит на новый, более высокий уровень. Именно слово, наполняемое точным содержанием, становится раздражителем, «замыкающим временные связи между первой и второй сигнальными системами».
С этого момента развитие пространственной ориентации детей происходит вместе с формированием их мышления и речи.
К моменту поступления ребёнка в 1 класс, он, обычно, уже различает свои правую и левую руку, понимает значение слов «вниз», «вверх», «впереди», «позади», «дальше», «ближе» и т.д., может не только воспроизвести на практике, но и описать словами расположение предметов относительно самого себя [5]. На уровне начального общего образования, в процессе усвоения знаний по разным учебным предметам (математике, письму; на уроках физической культуры, труда, изобразительного искусства), а также на уровне основной и средней школы (при обучении геометрии, географии, черчения) происходит дальнейшее развитие пространственных представлений школьников о протяжённости, величине, расстоянии, ширине, длине, высоте, направлениях по сторонам своего тела и т.д.
Однако, важно и то, что уже от школьника 1 класса учебная деятельность требует не только ориентировки в пространстве, но и понимания, владения основными пространственными понятиями. Педагогов огорчает то, что восприятие страницы тетради, её углов, сторон, расположение знака на строке, листе и ориентировка на плоскости листа часто вызывают у первоклассников значительные трудности, что обусловлено не сформированными понятиями и представлениями о пространстве [5]. Несформированность пространственных представлений ребёнка является причиной такой частой ошибки, как «отзеркаливание» детьми изображений цифр и букв, ошибочное написание графически похожих букв и цифр [5]. Исследователи указывают, что обучение и старшеклассников по определенным предметам вызывает затруднения, так как для их усвоения требуется высокий уровень сформированности пространственных представлений [3,4,5].
Пространственные представления ребенка с ОВЗ формируются, в том числе, и через реализацию модуля «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений» курса «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)», направленного на коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей с ОВЗ, препятствующих освоению образовательной программы.
Цель практики: оказание помощи в освоении предметного содержания образовательной программы, развитие и коррекция учебно-познавательной деятельности и психофизических функций, формирование базовых мыслительных операций, приемов мыслительной деятельности, необходимых для успешного формирования учебных навыков и компетенций.
Задачи практики:
- формирование учебного поведения и структурных компонентов учебной деятельности; приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие базовых мыслительных операций;
- коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений;
- коррекция и развитие сенсорной и сенсомоторной сферы;
- расширение разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
Целевая группа: Обучающиеся с ЗПР (вариант 7.2), 1 дополнительный класс (второй год обучения на уровне начального общего образования)
Новизна практики: Использование данной практики возможно как части рабочей тетради модуля «Коррекция и развитие пространственных отношений и временных представлений» для обучающихся с ЗПР 1 дополнительного класса.
Содержание
Занятие 1.
Цель: Формирование навыков ориентирования в системе координат на плоскости.
Задачи:
- Образовательные
- развивать умение определять пространственные направления от себя, от предмета;
- развивать зрительно-пространственную ориентировку в системе координат на плоскости.
2. Коррекционно - развивающие
- развивать зрительное и пространственное восприятие через работу с системой координат на плоскости;
- развивать виды внимания и мышления при выполнении упражнений с системой координат на плоскости.
3. Воспитательные
-воспитывать у детей познавательную активность;
-воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.
Стимульный материал для детей:
Занятие 1. «Цирк»
Задание 1. Прочитай текст, ответь на вопросы.
Выступление дрессировщика занимало все второе отделение. Зрителям оно очень нравилось. Но и было немного жутко. Совсем рядом – свирепые и огромные львы и львицы. Когда звери открывали пасти, видно было каждый огромный зубище. Но дрессировщик улыбался.
Публика охала и ахала. То восторженно шумела, то замирала от страха и восхищения. Львы, конечно, слушались укротителя, но со злобой и неохотой. Казалось, что сейчас кто-нибудь из них взревет и бросится на него. Они бросались, замахиваясь лапой, но потом исполняли то, что от них требовали.
В конце укротитель сделал из львов живой ковер и лег на них отдохнуть. Один лев вдруг раскрыл пасть, но дрессировщик погладил его по густой шерсти, и он успокоился.
Жалко было уходить из цирка.
(по Л. Давыдычеву, «Лелишна из третьего подъезда»)
Вопросы: 1. Боялся ли дрессировщик?
2. Показывал ли он свои чувства животным?
3. Трудно ли ему было сохранять улыбку?
4. Что могло бы произойти, если бы он показал свой страх?
Задание 2. Повтори рисунок.
Задание 3. Реши задачу.
В семье льва 6 львиц и 5 львят. Сколько всего животных в данной семье?
Сколько животных осталось, если известно, что 3 львицы ушли на охоту?
Задание 4. Рассади зрителей (поставь ) на свои места в зрительном зале.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | ||||||||
1 | А6 | З3 | Г4 | ||||||||||||
2 | Ж5 | А7 | Е1 | ||||||||||||
3 | Б3 | В1 | Д2 | ||||||||||||
4 | Б6 | Ж3 | Д4 | ||||||||||||
5 | Е5 | Ж1 | Г3 | ||||||||||||
6 | Д7 | А1 | Б5 | ||||||||||||
7 |
Задание 5. Львы находятся на арене. Запиши их местонахождение.
А | Б | В | Г | Д | ||||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 |
Задание 6. Найди картинку, на которой треугольник нарисован справа от квадрата и под кругом. Найди картинку, на которой квадрат слева от круга и над овалом. Расскажи, как расположены фигуры на других картинках.
Задание 7. Найди 9 отличий.
Результаты апробации практики
Учитывая то, что на коррекционно-развивающие занятия дети приходят во внеурочное время, после окончания всех уроков уже достаточно утомленными, выполнение заданий в игровой форме является для них наиболее приемлемым вариантом, способным заинтересовать и вовлечь ребенка в работу.
Вариативность выполнения заданий позволяет учитывать личные возможности каждого ребенка, его индивидуальность.
В рамках данной практики ведется систематическая работа по коррекции и развитию:
- зрительного восприятия;
- распределяемости, концентрации и устойчивости внимания;
- словесно-логического, абстрактно-логического мышления;
- развитию речи;
- расширению знаний об окружающем мире, и т.д.
В процессе коррекционно-развивающих занятий у младших школьников с ЗПР происходит коррекция и формирование дефицитарных функций, обеспечивающих основу освоения программного материала и выработку соответствующих учебных навыков.
Навыки ориентирования в системе координат на плоскости у детей с ЗПР (вариант 7.2) формируются достаточно быстро, не вызывая в дальнейшем каких-либо особых проблем. Таким образом, цель практики является достигнутой посредством решения поставленных задач.
Список источников
- Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия», 2013г. -200с.
- Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Егупова О.В. Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с задержкой психического развития для разных уровней образования / Методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья для разных уровней образования / Методическое пособие. ФГБНУ ИКП РАО, 2021.
- Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д., Пономарева Л.М., Скобликова О.А. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне начального общего образования: методическое пособие для специалистов [Электронный ресурс] / под общ. ред. Н.В. Бабкиной. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 132 с.
- Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2008. 112 с.
- Дунаева З.М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. М.: Советский спорт, 2019г. -144с.
- Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений.//Восприятие пространства и времени. Ред. Ананьев Б.Г. Л.: «Наука», 1969г. -136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.Следует отметить, что во время обуче...
"Компонент личностного потенциала обучающегося и условия их формирования"
Личностный потенциал ребенка понимается как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очере...
Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"
Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов,...
"Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"
Речь в статье пойдт о школьном сообществе как основе развития личностного потенциала школьника....
Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся.
Выступление на педсовете....
Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...