Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
статья на тему
Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.
Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой может коучинговый подход в учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Академия младшего школьника.
Возможности развития личностного потенциала учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Никитченко Анжелика Леоновна, учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
г. Красного Сулина
Успешность обучения ученика зависит от его внутренней мотивации к учению, от его желания и готовности мобилизовать все свои способности для этого вида деятельности.
Следует отметить, что во время обучения в школе отношение учащихся к учебной деятельности претерпевает серьезные изменения и не в лучшую сторону. Для того, чтобы ребенок относился к учебе более осознано, знания, которые он получает в школе, должны приобрести для него личностный смысл. Помочь ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой может коучинговый подход в учебной деятельности.
Требования к подготовке учащихся, выдвигаемые ФГОС делятся на три равноценные группы: личностные, метапредметные и предметные.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
Коучинговый подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых шагов для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу соотносить с планируемым результатом;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В технологии инновационного подхода дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
На уроке организуется освоение учащимися универсальных учебных действий таких как:
- личностные – установка на доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности: одноклассникам, учителю, всем присутствующим;
- осознание важности каждого урока в школе;
- регулятивные - установка на воспитание волевой саморегуляции;
- осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
- умение давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке;
- коммуникативные – умение выполнять различные роли на уроке: ученика и учителя; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, в группе;
- познавательные – умение анализировать, сравнивать;
- умение использовать различные источники информации.
Реализуется коллективно-распределенная учебная деятельность с постепенным выходом на самостоятельную учебную деятельность с элементами самообразования и самовоспитания (на этапах первичного закрепления и самостоятельной работы). Академия младшего школьника является эффективной формой реализации ФГОС как во внеурочной деятельности, так и на уроке.
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема «Зона лесов»
Цель: создать условия для развития интеллектуального потенциала младших школьников через познание окружающего мира.
Задачи: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; развивать познавательную активность обучающихся; воспитывать уважение и любовь к природе.
Ход урока
- Организационный момент. Вдохновение.
Звучит музыка "Звуки леса"
- Что вы представили, когда слушали эти звуки? (Лес)
- С чем ассоциируется лес для каждого из Вас?
- Какие чувства и эмоции наполняют Вас при этом?
На основании ответов обучающихся составляется «Мозговая паутинка»
Представьте себе, что Вы прямо сейчас попали в лес… Какие ощущения испытываете?
А что вы можете сделать, чтобы чувствовать себя увереннее?
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК.
Сказочный лес, он так прекрасен!
Это лес тайн, тут обитают сказки.
Ты можешь, хочешь и должен пойти к нам.
Ну, пожалуйста, ну приходи.
Ты же знаешь, как мы тебе рады.
И не думай, а иди прямо по указателю.
- Как настоящие учёные, Вы можете зафиксировать начальные и конечные данные исследований. Тема урока «Зона лесов».
- По шкале от 1 до 10 отметьте, насколько Вы уверенны в освоении предметного содержания по изучаемой теме. Что для каждого из Вас данная отметка?
- А теперь погружаемся в исследование…
Сегодня в нашей Академии будут работать 4 лаборатории:
«Географы», «Ботаники» - 2, «Зоологи».
II. Работа над новой темой. Исследование.
У вас на партах лежат: карточки-помогайки, географическая карта (учебник с.60-61), текст в учебнике (с.84-91), ноутбук с презентацией, справочные материалы, рабочая тетрадь (с.27).
1. Найдите на карте природную зону лесов.
2.Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?
- Найдите ответы на данные вопросы и заполните ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТУ.
3.Составьте коллаж из раздаточного материала по вашей темы.
Карточка-помогайка 1-ой группы географов:
Где находится зона лесов относительно зоны тундры? В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Географическая карта на столе и в учебнике с.60-61)
- Какая у зоны лесов земная поверхность? (текст в учебнике с.84-85) рабочая тетрадь (с.27)
- Какая она в сравнении с другими природными зонами? ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Какие части лесной зоны вы увидели?
Ребята рассматривают карту, анализируют, отвечают
Карточка-помогайка 2-ой группы - ботаников:
- Что называется тайгой? Текст в учебнике (с.84-86)
- Природные условия тайги.
- Что общего у всех растений тайги? Презентация.
- Какие растения растут в тайге?
Карточка-помогайка 3-ой группы-ботаников:
- Расположение смешанных и широколиственных лесов. Географическая карта.
- Природные условия в этих лесах. Текст в учебнике (с.86-87)
- Что объединяет растения этих лесов? Презентация
- Какие растения растут в этих лесах?
Карточка-помогайка 4-ой группы:
- Птицы тайги, что их объединяет. Текст в учебнике (с.90-91),
- Животные тайги, что их объединяет. Презентация.
- Животный мир смешанного и широколиственного леса (краткие рассказы о животных и птицах)
Рассказ первой группы - географов:
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Я увидел, что в этой природной зоне три части: самая большая – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть – широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.
Давайте вспомним, на какие три части можно разделить зону лесов? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес) Скажите, в какой природной зоне мы живем? Что растет в смешанных и широколиственных лесах, нам поможет разобраться группа биологов.
А группа зоологов изучит, кто живет в лесной зоне.
Рассказ второй группы ботаников:
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны (слайд картины тайги, непроходимой тайги) Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна (слайд)
Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. (слайд)
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.
Рассказ третей группы ботаников:
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет ни у одного дерева, размножающегося семенами.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.
Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.
Ближе к югу зоны становится теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по несколько штук под одним крылышком.
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
У клена большие резные листья, плоды – крылатки.
-Хорошо, давайте выслушаем группу зоологов и узнаем, кто же живет в зоне лесов.
Рассказ четвертой группы- зоологов:
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь, благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рысь, зайцы, белки, глухарь, полевки. Для животных нет границ, они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка–летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушках – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожное животное.
III. Представление результатов исследования.
Итак, исследования в лабораториях завершены. Слово предоставляется ведущим учёным от каждой лаборатории. И так как для всех материалы исследований будут полезны для дальнейшего изучения научного объекта, то вместе заполняем интеллект-карты по теме «Зона лесов».
Слово предоставляется 1 лаборатории, 2-ой, 3-ей, 4-ой….
IV Подведение итогов.
По мере выступлений учащиеся осуществляют самооценку, используя «Листок достижений». Маркером отмечают уровень овладения предметным содержанием, аргументируют с опорой на легенду к шкале 1-10.
- О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много здесь разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
Мы сегодня познакомились с зоной лесов благодаря работе Академии школьников 4 класса. Предлагаю юным исследователям вернуться на живую шкалу. Много работы было проделано на уроке. Возьмите свои фишки и, если вам удалось за урок продвинуться по этой шкале, покажите, - где Вы теперь находитесь.
- Насколько Ваша уверенность стала ощутимей?
- Что в уроке помогло каждому из вас продвинуться в достижении цели?
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало особый интерес?
- Какие чувства каждый из Вас испытывает теперь? Что изменилось в ощущениях? «Мозговая паутинка» дополняется, изменяется.
Давайте поблагодарим себя и друг дуга!!!! (Апплодисменты)
А ЧТО ЕЩЁ ПОМОЖЕТ ВАМ ПРОЯСНИТЬ ЗНАНИЯ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ, ЧТОБЫ ПРОДВИНУТЬСЯ НА 10-КУ?
КОНЕЧНО, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ!
- Домашнее задание.
Обязательное:
Статья из учебника на стр. 84-94, ответы на вопросы.
Вариативное:
Провести исследование и подготовить доклад о растениях и животных зоны лесов, занесенных в Красную книгу России.
Составить викторину по данной теме.
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Статья по теме "Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС"
Тема выступления в муниципальном этапе конкурса "Учитель года"...
"Развитие монологической речи у учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС"
Развитие монологической речи у младших школьников....
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Развитие логического мышления учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС.
Основная задача учителя- разбудить мысль каждого ученика. Каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных ...