Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
статья

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере интеграции ребёнка функции тьютора сужаются. Когда ребёнок самостоятельно начинает перемещаться по школе, самостоятельно посещать уроки, кружки, то его сопровождение перестаёт быть необходимым. Но самое основное во всём этом процессе — социализация подопечного ребёнка. Главное помочь особенному обучающемуся выработать навыки социализации, необходимые в школе, которые по мере взросления ребенка станут необходимыми в повседневной социальной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор — это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере интеграции ребёнка функции тьютора сужаются. Когда ребёнок самостоятельно начинает перемещаться по школе, самостоятельно посещать уроки, кружки, то его сопровождение перестаёт быть необходимым. Но самое основное во всём этом процессе — социализация подопечного ребёнка. Главное помочь особенному обучающемуся выработать навыки социализации, необходимые в школе, которые по мере взросления ребенка станут необходимыми в повседневной социальной жизни.

Первоначальная адаптация подопечных заключается в том, что в начале образовательного пути они находятся и учатся в ресурсном классе, а с другими детьми встречаются на переменах, прогулках и в столовой. Постепенно дети выходят в общеобразовательные классы - сначала на короткий промежуток времени, а по мере привыкания ребенка время увеличивается. У каждого обучающегося свой индивидуальный темп социализации.

Рассмотрим задачи, выполняемые тьютором:

1. Подготовка к уроку.  Консультирование с учителем о планировании урока. Внесение корректировок, необходимых для подопечного. Планирование участия ребёнка в устной работе. Что для него будет интересно и не вызовет нежелательной реакции с его стороны. Нельзя допускать неправильного поведения ребёнка с РАС, это может повлиять на поведение нейротипичных детей класса, они могут принять такое поведение за норму. Составление своего плана занятий на предстоящем уроке. Выбор более доступного способа решения того или иного задания.

2. Подготовка ребенка.  Необходимо предварительно посетить класс, в котором будем проходить занятие. Сначала осмотреть помещение класса, затем увидеть и познакомиться с учителем и будущими одноклассниками. Так же не маловажным будет проведение беседы о предстоящем уроке, который обязательно отображается в индивидуальном расписании ребенка. Узнать у учителя тему урока и обсудить ее, рассказать о том, что будет интересного и что необходимо взять с собой на урок: учебник, дневник, пенал, блокнот с планом и т. д. Напоминаем о правилах поведения на уроке. Во время посещения урока обязательно следим за физическим и эмоциональным состоянием, подопечного.

3. Сопровождение из обучающегося из ресурсного класса в общеобразовательный.

После предварительной подготовки, обучающийся сам идёт в класс, берёт с собой все необходимые для урока принадлежности; заходит, здоровается с учителем и одноклассниками, занимает своё постоянное рабочее место (должно располагаться рядом с входной дверью). Во время урока тьютор сидит рядом с подопечным и помогает понять и выполнить инструкции педагога, дублирует слова учителя если это необходимо, направляет, подсказывает, о том, что нужно сделать. Польза такого варианта работы очевидна. Особые дети учатся вести себя в обществе. Они чувствуют себя частью коллектива, тянутся в развитии к обычным сверстникам. В то же время их одноклассники осознают, что это нормально, когда люди не похожи на окружающих. Норматипичные дети становятся добрее и более открытыми, проникаются духом взаимопомощи к своим особенным одноклассникам. Они видят, что нужна помощь: берут за руку, ведут в класс, помогают выполнить ту или иную работу на уроке.

Очень важно подчёркивать сильные стороны особого ребёнка. Тогда дети будут видеть в нем некого – то, кто достоин только жалости, а равноправного ученика, одноклассника, партнера. У него есть свои выраженные особенности, но он такой же ребенок, как и они: он так же ест пищу, поет песни, делает домашние задания, у него тоже есть день рождения, он так же радуется или плачет.

Необходимо научить детей контактировать между собой для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями продолжали развиваться доброжелательном и толерантном окружении.

Очень важно, чтоб учитель общеобразовательного класса понимал и принимал особенность ребенка, тогда помощь тьютора будет нужна гораздо меньше.

Организация педагогической помощи.

1. Обучающая помощь заключается в том, что тьютор находится рядом с обучающимся, сидит за одной партой, наблюдает за работой на уроке. Так как присутствие в классе ребенка с ООП создаёт учителю определенные трудности, так как, очень трудно делить внимание между классом и особым ребенком. Учителю нужно отдельно объяснить задание и правила его выполнения, регулировать поведенческие всплески, оказывать помощь при соблюдении режимных моментов. Возникают дополнительные трудности, если ребенок не владеет вербальной речью.

Тьютор   берёт на себя все сложности, связанные с особым ребенком.

При работе с обучающимся тьютору противопоказано становиться учителем индивидуального обучения и проводить индивидуальное занятие, например, выводить в ученика в другой кабинет и объяснять непонятный для него материал. Все разъяснения необходимо делать по ходу урока. А если это невозможно – целесообразно отложить объяснение и перейти к следующему заданию. Если по каким-то причинам ребенок не смог выполнить задание, то, его нужно закончить после урока. Нужно помнить, что слишком большая помощь тьютора, может привести к потере им возможности копировать правильное поведение сверстников, умение работать самостоятельно и вместе с одноклассниками (например, в одном с ними темпе). Потеряет он и в развитии социальных взаимоотношений со сверстниками.

2. Направляющая, стимулирующая помощь осуществляется, когда тьюторанта можно оставить одного за партой или с одноклассником. Тьютор может находиться позади и наблюдать.

Тьютор фиксирует состояние ребенка на уроке и действует исходя из результатов наблюдения. Обычно ребенок своим поведением дает понять, что он не понимает задание или устал (смотрит по сторонам; играет в игры; ищет сенсорные стимулы; сползает под парту; лежит на парте; готов встать и уйти), в этих случаях необходимо сконцентрировать его на учителе или объяснить непонятное задание. Тьютор возвращается к ребёнку и удерживает его внимание. Варианты концентрации внимания могут быть самые разнообразные:

•        Частое обращение к ребенку по имени, более частый контакт глазами.

•        Прикосновение к ребенку - поглаживание по плечу, по спине, по голове.

•        Смена видов деятельности - поручение ребенку заданий, предполагающих движение (собрать или раздать тетради, карточки, вытереть доску). – предварительно согласовывается с учителем.

•        Похвала.

3. При одномоментной помощи тьютор должен быть мобильным в своей работе и быстро реагировать в зависимости от сложившейся ситуации. Мы находимся поодаль и наблюдаем, как обучающийся ориентируется в работе на уроке, как справляется с заданием, если мы видим, что ему необходима помощь, то возвращаемся ко второму этапу тьюторской помощи.

В 1-2 классе тьютор сопровождает ребенка довольно плотно, но постепенно его участие сокращается, подсказки становятся всё меньше, пока не достигнут своего минимума. Это делается для того, чтобы ребенок не привыкал ориентироваться на подсказки взрослого, а как можно быстрее начал справляться самостоятельно, ориентируясь на помощь учителя или одноклассников, а не на помощь тьютора.

Обращаем внимание, что процесс адаптации у каждого подопечного свой.

Задача тьютора заключается в том, чтобы ребёнок как можно быстрее адаптировался к школе и школьному коллективу и закрепился в общеобразовательном классе.

Так же важно чтобы, выходя в общеобразовательный класс на определённые уроки, или на полный учебный день подопечный вместе с тьютором всегда имели возможность вернуться в зону комфорта, на случай если что-то пошло не так; если ребенок переутомился, разволновался, не может сконцентрироваться. Необходимо учить особых деток, разбираться в своих ощущениях на уроке, чтобы они смогли самостоятельно поднять руку и выйти из кабинета во время урока или на перемене, когда уже будут обходиться без тьютора.

Особенный ребёнок, учась в общеобразовательном классе всё равно время от времени будет испытывать затруднения или в обучении, или в контакте со сверстниками. Педагогам необходимо создать условия для эмоциональной разгрузки такого ученика. Желательно организовать помещение, где ученик сможет успокоиться, переключить внимание побыть в тишине, куда можно было бы прийти в любое время и передохнуть или позаниматься с тьютором индивидуально. Это может быть комната психолога или дефектолога, сенсорная комната, где есть мягкая зона отдыха, парта. Ребенок с расстройством аутистического спектра, это необычный ребенок, он не всегда готов к нагрузкам общеобразовательного класса, ему бывает очень трудно справиться со своими эмоциями, не говоря уже о нагрузках в учебной деятельности.

Нужно помнить, что на определенном этапе тьютору придется отойти в сторону. Со временем, когда ученик станет более самостоятельным, самым важным для его развития будет общение с учителем и одноклассниками, тьютор же в этот момент станет ему не нужен. К сожалению, часто бывает, что не столько ребенок не умеет работать самостоятельно, сколько взрослые не дают ему такой возможности.

Поэтому тьютору необходимо не пропустить тот момент, когда уровень поддержки ученика надо постепенно снижать, последовательно проходя определённые этапы:

1.     Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем.

2.     Ученик и тьютор сидят вместе, но тьютор лишь немного подсказывает ребенку (жестом или взглядом).

3.     Ученик сидит один, а тьютор - сзади или поодаль.

4.     Ученик работает на уроке самостоятельно, но сидит на первой парте, а помогает ему, в случае необходимости, учитель.

5.     Ученик полностью самостоятелен.

Сферы деятельности тьютора в общеобразовательном классе.

Компетенции тьютора и учителя в образовательной организации делятся следующим образом: за преподавание учебного материала отвечает в педагог, а тьютор предоставляет учителю информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел, об эмоциональном состоянии на сегодняшний день, о его самочувствии, помогает педагогу корректировать учебный процесс в соответствии особенностями данного ребенка. Учителю и тьютору необходимо постоянно взаимодействовать и работать совместно, учитывая при проведении урока индивидуальные особенности ученика. Надо помнить, что за индивидуальную работу с учеником на уроке отвечает тьютор.

Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. Но главное - творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра.

Особенности организации обучения детей с РАС расмотренны в четырёх направлениях: организация образовательного пространства;адаптация учебной программы;организация занятий/уроков;мониторинг достиж...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...

«Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».

Уважаемые коллеги!Хочу представить вашему вниманию выступление на тему: «Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы».В своем вы...

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования

На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности памяти у детей с расстройствами аутистического спектра.

ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРАПамять является одним из важнейших психических процессов. С ее помощью человек хранит воспринятую информацию, обогащает свой чувс...

Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе.

В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе н...