Урок по психологии в четвертом классе на тему: «Ощущения, как способ формирования чувственного восприятия». для обучающихся с ОВЗ
план-конспект занятия (4 класс)
Цель:
- Ознакомление обучающихся с ОВЗ с различными видами ощущений.
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;
- Развивающая: способствовать расширению кругозора обучающихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.
- Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.
Оборудование:
- Мнемосхема урока;
- Материалы для опытов;
- карточки с определениями;
- раздаточный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по психологии в четвертом классе
на тему: «Ощущения, как способ формирования чувственного восприятия».
Подготовила:
педагог-психолог
1 квалификационной категории
Бельская О.Н.
2023
Калуга
Цель:
- Ознакомление обучающихся с ОВЗ с различными видами ощущений.
Задачи:
- Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение этого психического процесса для человека;
- Развивающая: способствовать расширению кругозора обучающихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.
- Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.
Оборудование:
- Мнемосхема урока;
- Материалы для опытов;
- карточки с определениями;
- раздаточный материал.
Ход урока:
- Организационный момент.
Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, её нужно видеть и слышать.
Казимир Северинович Малевич
- Как Вы понимаете эту фразу (ответы детей)
Да. Мы сегодня узнаем правы ли вы в своих ответах.
- Хлопните в ладоши те, у кого сегодня был вкусный завтрак.
- Несколько раз моргните те, кто рад нашей встрече.
- Покажите зубы (широко улыбнитесь) те, кто готов активно играть и заниматься.
- Сделайте три глубоких вдоха и выдоха те, кто уже в нетерпении узнать, что будет на занятии.
- Спасибо. Вы очень активные и вижу ваш интерес.
- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете зарисовывать основные понятия сегодняшнего урока, в виде схем. А к концу урока у вас получится памятка (я вам чуть позже покажу, как примерно она будет выглядеть).
- Вводная часть:
(На экране слайд с фразой – Хочу все знать!). Слайд № 1
- Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.
- Как вы понимаете эту фразу?
- Правильно. Фраза: « Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.
- Как вы думаете, можно ли посчитать все свои знания в уме? («Нет».)
— Это сложнейшая задача. Наши знания не внезапны.Их накопление идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. И мы поговорим про ощущение.
3. Основная часть:
- Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила три мешочка. (Учащиеся прикасаются к ним: холодный, горячий и колючий).
- Что вы почувствовали?
- Как вы это узнали? («Ощутили»).
- Чем ощутили? («Рукой, кожей»).
Да, это осязательное восприятие или кинестетическое.
- А сейчас я прошу вас посмотреть на экран. Здесь множество линий, но среди них спряталась ворона. Попробуйте её найти - на листочках, которые лежат перед вами нужно закрасить их так, чтобы появилась ворона.
- Есть те, кто справился? Отлично.
- Итак, как вы догадались? С помощью зрения, т.е. зрительного восприятия.
- А что ещё можно определить с помощью зрения, кроме контура предмета? («Цвет, форму, размер и др.»)
Молодцы!
- А теперь я включу несколько звуков. Попробуйте узнать кто или что их производит (Звуки животных, музыкальных инструментов, природных явлений по 3-4 каждого вида)
- А теперь закройте глаза, а я подойду к вам и положу небольшой кусочек какого-то фрукта или овоща вам в рот, если вы догадаетесь, что это, скажите: «Я ощущаю» и объясните какой вкус.
- А как узнали вкус? («Ощутили»).
- Чем ощутили? («Ртом, языком»).
- А, в каком случае можно не узнать вкус? («Когда ты это ещё не пробовал, или когда вкусов много, как в салате и т.п.»
- А можем ли мы узнать, съедобен ли предмет, не пробуя его? («Да, на запах»).
Предлагаю трём желающим попробовать себя в роли специалистов по запахам: нужно понюхать эти закрытые марлей баночки и определить, что в них. Проводится опыт (9 баночек, по три на каждого претендента, во всех разные ингредиенты: фрукты, овощи, ароматическое масло с запахом цветов).
- Получилось? В чём были сложности? А какой запах понравился больше всех?
После урока желающие могут также проверить свой орган ощущения. А как этот орган называется? («Нос. Обонятельный»)
И ещё про один орган я вам расскажу сама. Это вестибулярный орган – он отвечает за равновесие, сохранение позы тела, умение располагать себя в пространстве.
- Как вы думаете, это важно? («Да, конечно…»
Физкульминутка «Органы чувств».
- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.
- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)
- А к концу у кого получилось? (ответы детей)
- Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).
- Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)
- Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2 (Мнемосхема урока)
- Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»). Нарисуйте на пустом листе похожую схему.
- Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.
- С ощущениями человек знакомится с самого своего рождения. Выбирает из них любимые.
- А сейчас, я, предлагаю вам определить, какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:
Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущёна, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку...
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
- Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей)
Предлагаю нарисовать схему на листах, как же мы ощущаем конфетку (перед вами пустые листы, в их центре нарисуйте конфету и дальше зарисуйте все органы ощущений, через которые мы можем её ощутить, опишите 1-2 предложениями, что делает каждый из них).
- Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?
( ответы детей)
- Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).
- Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.
- Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? («Художнику, танцору и др.»)
- В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.
Психогимнастическое упражнение «Чья ладошка?»
1. Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Его руки лежат на коленях, кисти развернуты ладонями вверх, раскрыты.
2. Остальные участники молча и по очереди подходят к нему, на несколько секунд кладут на его ладони свои. Контакт рук можно повысить – пощупать пальцы, обхватить легонько сжать руки оппонента в своих руках.
3. Сидящему на стуле требуется отгадать, чьи руки прикасаются к его рукам.
4. Если прикосновение угадано, место на стуле занимает следующий участник.
- Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?
( ответы детей).
- А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).
- Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметов, не слышит звуков, не чувствует запахов. Работа органов чувств контролируется и ограничивается их возможностями, которые не являются беспредельными. Например, глаз человека – очень чувствительный прибор. Он различает около полумиллиона цветов и оттенков. Ученые считают, если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км.
Работа с карточками: Перед Вами карточки «Важность ощущений», запишите свои ответы:
- Представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза. Каково это?
- Что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств?
- А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры.
На самом деле, люди, лишенные каких-либо органов чувств, компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито. Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.
4. Анализ урока:
- Ребята, а вы помните девиз нашего урока?
- Почему ощущения – это мостик познания?
- О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.
- Для чего нужно развивать ощущения?
- Какое задание Вам больше запомнилось, понравилось?
- А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаге, приклеить:
- Тортик, если было вкусно и интересно – знания пригодятся;
- Нотку, если вы не всё успели узнать и запомнить и хотели бы немного больше позаниматься по теме;
- Тёмные очки, если было скучно и ничего нового.
- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.
Организация исследовательского проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся...
Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...
Способы формирования интереса к чтению обучающихся с ОВЗ
Развитие интереса к чтению имеет важное значение в воспитании грамотного обучающегося с ОВЗ....
Статья "Способы формирования интереса к чтению обучающихся с ОВЗ"
Задача – помочь учащемуся с ОВЗ осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению, как общепризнанному средству развития и совершенствования чувств и качеств личности...
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся
Использование технологии развивающего обучения в начальных классах....
Конспект открытого урока по логопедии во 2 классе. Тема: Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Конспект открытого урока по логопедии во 2 классе.Тема: Упражнения на развитие фонематического восприятия.Цель: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, умение дифференцировать звуки....