Тема публикации: «Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
статья (1 класс)

Группа младших школьников с нарушениями речи разнородна по степени выраженности речевых недостатков устной и письменной речи, механизмам их возникновения и т.д. Наряду с нарушениями речи, у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) зачастую отмечаются особенности когнитивного, личностного, эмоционального развития. Наличие этих и других особенностей развития определяется как влиянием первичного речевого нарушения, так и своевременностью оказания систематической квалифицированной психолого-педагогической помощи, индивидуальными особенностями ребенка и условиями его воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_shkolnikov_s_tnr.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема публикации: «Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

      Подготовила:

      педагог-психолог Барсукова С.В.

         

Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Группа младших школьников с нарушениями речи разнородна по степени выраженности речевых недостатков устной и письменной речи, механизмам их возникновения и т.д. Наряду с нарушениями речи, у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) зачастую отмечаются особенности когнитивного, личностного, эмоционального развития. Наличие этих и других особенностей развития определяется как влиянием первичного речевого нарушения, так и своевременностью оказания систематической квалифицированной психолого-педагогической помощи, индивидуальными особенностями ребенка и условиями его воспитания в семье.

У детей с фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка, что в случаях массивного нарушения звукопроизношения в процессе школьного обучения может обуславливать наличие личностных изменений, появление стеснительности, ограничение социальных контактов, снижение мотивации к обучению.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается несформированность как фонематического слуха, так и звукопроизношения.  Установлена прямая связь между количеством дефектно произносимых звуков и уровнем фонематического восприятия. Кроме того, установлено, что восприятие слышимого звука может в разной степени ухудшаться в случаях нарушения его артикуляторной интерпретации (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф.Чистович, А. Р. Лурия и др.).

В ряде случаев относительное благополучие или отсутствие дефектов звукопроизношения маскирует недостаточный уровень сформированности фонематических процессов. Группа детей с фонематическим недоразвитием речи отдельно не выделяется в психолого-педагогической классификации, однако тоже может быть условно отнесена к детям с ТНР и требует особого внимания, поскольку возникает риск проявления специфических фонологических ошибок на письме и чтении. В частности, эти дети смешивают согласные по признаку звонкости-глухости, взрывные согласные «б» и «д» (и соответствующие им глухие пары) по месту произнесения, губные согласные по мягкости-твердости и др. В результате при внешнем благополучии устной речи, ребенок начинает испытывать значительные затруднения уже в период овладения грамотой.

Таким образом, у детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием страдает не только устная речь, но и возникает риск школьной неуспеваемости по освоению процессов чтения и письма. Появление затруднений в письменной речи, наблюдаемые у данной категории детей обусловлено несформированностью предпосылок к овладению звуковым анализом. Соответственно, на письме и при чтении у таких учеников будут преобладать фонологические замены.

Трудности в овладении школьной программой обуславливают не только личностные изменения, но прежде всего, снижение мотивации к обучению, познавательной активности. Наличие неудовлетворительных оценок отрицательно влияет на детско-родительские отношения. Далеко не все родители и учителя способны квалифицировать характер ошибок, поэтому такие дети часто представляются им ленивыми, неаккуратными.

Помимо указанных речевых нарушений у некоторых школьников с ТНР отмечаются особенности протекания высших психических функций:

  • неустойчивость и быстрая истощаемость внимания, трудности произвольного внимания;
  • суженный объем памяти (необходимо больше времени и больше повторов, чтобы запомнить предлагаемый материал);
  • несколько замедленные скорость протекания мыслительных операций и скорость восприятия учебного материала и др.

Перечисленные особенности высшей нервной деятельности влияют на поведение детей, которое может характеризоваться нестабильностью, частой сменой настроения, могут обусловливать трудности овладения учебными видами деятельности, затруднения в запоминании «многоступенчатых» инструкций педагога, требующих поэтапного выполнения.

ТНР у детей при поступлении в школу может быть выражено в различной степени тяжести, что определяет программу и специальные условия обучения. Наряду с недостатками устной речи для этих детей характерны трудности в освоение письменной речи, а в дальнейшем нарушения чтения и письма.

Устная и письменная речь данного контингента обучающихся имеет следующие особенности:

  • искажения слоговой структуры, грубые нарушения звукопроизношения. Вследствие этого, наблюдается неготовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит к значительным затруднениям и в обучении грамоте;
  • ограниченный объем словарного запаса; трудности актуализации слов, имеющихся в пассивном словаре; трудности формирования системных связей между лексическими единицами; неточное/неадекватное употребление слов в самостоятельной связной речи; словотворческие номинации, характерные для речи детей более раннего возраста; значительные трудности в усвоении учебно-терминологической лексики;
  • выраженный аграмматизм; нарушение норм управления и согласования; грамматические закономерности построения фразы не соблюдаются;
  • несформированность или низкий уровень сформированности связной речи, проявляющаяся, в том числе, в нарушении структуры текста (связности, цельности, логической последовательности, тематичности), стереотипии в использовании языковых средств (неумение использовать синонимичные замещения, использование однотипных фразовых конструкций, ограниченный запас лексико-грамматических средств) и др.

Перечисленные особенности развития речи обусловлены несовершенством предпосылок, которые обеспечивают ее функционирование и, в первую очередь, несовершенством речемыслительной деятельности (прежде всего, операций на языковом уровне: обобщения, анализа, синтеза, классификации).

Кроме того, неполноценная речевая деятельность влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сфер, в итоге определяя их недоразвитие или своеобразие развития, что выступает в роли вторичных нарушений, степень выраженности которых определяется степенью первичной речевой патологии.

Учащиеся с ТНР характеризуются неустойчивостью внимания, отвлекаемостью, замедленным темпом восприятия учебной информации. Выявляются трудности понимания учебных заданий, инструкций учителя. Дети выполняют самостоятельные учебные задания с большим количеством ошибок, испытывают выраженные затруднения при осмыслении и запоминании вербального материала, недостаточно наблюдательны по отношению к языковым явлениям. Наблюдается пониженная познавательная активность в области языковых средств.

При преодолении нарушений письменной речи требуется специальная коррекционная работа. Без коррекционного воздействия данные нарушения не только не преодолеваются, но часто и усугубляются по мере усложнения учебного материала, увеличения его объема, перехода ребенка из класса в класс, что в итоге приводит к невозможности полноценного овладения учебной программой.

Особую группу категорию детей с нарушениями речи в школе составляют обучающиеся с заиканием. В начальной школе пароксизмы заикания с наибольшей интенсивностью проявляется у детей в ходе дидактической коммуникации во время занятий в классе. При продуцировании высказываний обучающиеся нередко испытывают сложности при попытке точно и четко передать информацию, соблюдая навыки партнерства. В речи младших школьников с заиканием отмечаются трудности удержания замысла высказывания, логически и синтаксически незавершенные фразы, грамматические ошибки, которые, как правило, самостоятельно ими не исправляются несмотря на достаточный уровень языковых средств.

Свойственными для младших школьников с заиканием является своеобразное протекание регуляторных механизмов. В результате чего у них наблюдается повышенная истощаемость, неустойчивость внимания, недостаточная организованность и устойчивость деятельности и пр. (С.А. Игнатьева, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова). Проявления неустойчивости деятельности, имея различную выраженность свойственны всем заикающимся вне зависимости от их успеваемости и могут быть обусловлены различными моментами порой противоположными по своему характеру (А.В. Ястребова):

- импульсивностью и общей неорганизованностью работы из-за неумения анализировать образец, инструкцию, предварительно обдумывать свою деятельность, планировать последовательное выполнение всех ее этапов;

- отвлекаемостью и неумением приложить волевое усилие для преодоления встречающихся в процессе деятельности трудностей;

- сбоем деятельности вследствие низкой эмоциональной устойчивости к действиям истощающих и побочных отвлекающих раздражителей;

- явлениями нерешительности, растерянности из-за неполного восприятия образца инструкции.

Такое своеобразие протекания регуляторных процессов проявляется и в письменной речи младших школьников с заиканием. Они допускают значительное количество ошибок в виде пропусков, замен букв, недописок и пр.

Без специальной коррекционной работы особенности коммуникативной деятельности и внеречевых процессов заикающихся школьников не преодолевается спонтанно в процессе развития, а, как правило, имеет тенденцию к усилению по мере усложнения деятельности, увеличения сложности учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье даются рекомендации по работе  с  детьми  с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...

Индивидуальное воспитание младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

       В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей обучающихся и осуществления воспитания на основе индивидуального п...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Психолого-педагогическая рабочая программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2.) 1-4-ые классы

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государств...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.

В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...

Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»

Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...