Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"
статья
В статье приведены игровые технологии, которые можно применять при изучении правил дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_pdd.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Аннотация: В связи с тем, что образовательное учреждение с тяжелыми нарушениями речи в районе одно, некоторым школьникам приходится добираться на транспорте, а также пешком. Возникла необходимость воспитывать потребность быть дисциплинированными, осторожными и осмотрительными на улицах и дорогах. Практика показывает, что применение игровых технологий очень эффективно при изучении правил дорожного движения.
Ключевые слова: игровые технологии, правила дорожного движения, технические средства, обеспечение безопасности, детский дорожно-транспортный травматизм.
В России складывается тревожная обстановка с авариями на дорогах. Данные показывают, что часто дети оказываются в аварийных ситуациях на дорогах и оказываются их причиной. Происходит это от незнания правил дорожного движения и равнодушного отношения старшего поколения.
Главное в решении этой проблемы это систематическая и профилактическая подготовка обучающихся, которых уже сейчас ждут серьёзные трудности и опасности на дорогах.
Поэтому в нашей школе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) проводится внеурочная деятельность «Добрая дорога детства», направленная на профилактику детского дорожного травматизма.
При организации внеурочной деятельности используются следующие формы организации:
- индивидуальная;
- групповая;
- практическая;
- коллективная;
- массовая.
Каждая форма проведения занятий предусматривает применение игровых технологий при изучении правил дорожного движения. Игровые технологии выступают средством мотивирования к деятельности, способствует развитию познавательных интересов, развивают логическое мышление, креативность мышления. Во время игры дети учатся разговаривать друг с другом, приходить к единому мнению, обобщать, рассуждать, сравнивать, развивать внимательность, воспитывать выдержку, терпение в достижении цели.
Педагогическая игра – вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
При обучении детей правилам дорожной безопасности на занятиях в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи используются самые различные игры и виды работ:
- Игры с элементами силовых нагрузок и физических упражнений, спортивные викторины с реквизитами по правилам дорожного движения.
Например: подвижные игры «Пешеходы и водители», «Светофорики», «Цветные тачки», в которых развивается не только быстрота и ловкость, но и отрабатываются необходимые навыки пешеходов.
- Ситуативные и ролевые игры.
Эти игры проводятся в здании с применением макетов, магнитной доски. Дети придумывают сюжет, раздают роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, ведущий телевидения ведёт передачу, рассказывает об аварии, советует, как правильно поступить в сложившейся ситуации). Разыгрываются проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток»).
- Театрализованные и игры-драматизации.
Для проведения таких игр создан «Театр дорожных миниатюр». Такие занятия ведут к развитию воображения, творческих способностей, развитию речи. Дети учатся слушать и слышать друг друга, общаться между собой, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки.
- Дидактические игры.
Такие игры развивают у детей зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Дидактические игры «Дорожное лото», «Ты и дорога», «Дорожные знаки». Данные игры требуют умения догадываться, распутывать, соотносить, отгадывать.
- Игры с использованием макетов: игра «Безопасный город», дидактическая игра «Наша улица».
- Интеллектуально-познавательные и развивающие игры.
К ним относятся разбор дорожных ситуаций. Дидактическая игра «Поставь нужный знак». Школьникам предлагается внимательно разглядеть игровое поле и то, что на нем изображено и поставить дорожный знак, там, где он требуется.
- Игры — пиктограммы.
С помощью разных значков и символов зашифровываются фразы, а дети, пользуясь кодом — разгадкой расшифровывают их. Например, «Дорожные знаки — наши лучшие друзья», «Соблюдай правила всегда — будут хороши дела» и другие.
- Компьютерные игры.
- Эти игры проводятся с использованием ТСО (мультимедийный проектор, компьютер, подключенный к сети интернет).
- Видео - игры, онлайн - тесты, головоломки развивают быстроту мысли, позволяют закрепить пройденный материал: «Лунтик учит правила», «ПДД со Смешариками», «Движение на машине», «Антивирус», «Дракоша и правила дорожного движения». Они представляются детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
- Квест – игры.
Данные игры предполагают прохождение испытаний поэтапно, по станциям. Изюминка такого приключения состоит в том, что пройдя один этап, игроки получают подсказку на прохождение нового испытания. У участников появляется азарт, интерес к происходящему. Квест - это универсальные игровые технологии, которые за короткий промежуток времени позволяют ненавязчивым образом вовлечь игроков в разнообразные виды деятельности.
- Игра – импровизация.
Популярной игрой среди множества различных развлечений стала игра – импровизация. Школьники с нетерпением ждут таких занятий, где они смогут проявить себя, на основе фантазии, экспромтом обыграть разные ситуации, происходящие с участниками дорожного движения. Или придумать рекламные ролики для нарушителей ПДД, агитационные ролики для родителей и другое.
С детьми систематически проводятся практические занятия «Творческая мастерская», на которых реализуются условия для творческого выражения личности в совместной деятельности.
Обучающиеся мастерят различные дорожные знаки, макеты домов, дидактические игры в новой технике «лепбук». Лепбук – это занимательная техника, которая предполагает ручное изготовление разнообразных раскладушек, развивающих папок, книжек – малышек, дидактических игр. Лепбук – то не просто самодельные книжки с иллюстрациями и папки с кармашками, это еще и замечательный игровой материал, который служит для дальнейшего использования обучению ПДД.
Детям с ТНР очень важно развивать общую моторику, а также устную и письменную речь. Именно поэтому на занятиях проводятся физические минутки с элементами ПДД и такие задания, как:
- «Изобрази дорожный знак». Дети с помощью различных видов крупы выкладывают дорожные знаки.
- «Пластилиновые фантазии». С помощью пластилина создают макеты и муляжи.
- «Покажи — ка». Чтение стихотворений с показом действий.
- «Забавная шнуровка» на тему ПДД.
- «Пройди лабиринт». Соедини линией все предупреждающие знаки (запрещающие, разрешающие).
- «Сложи картинку». Из составных частей выложи картинку по ПДД.
- «Найди свое место». Разложи все дорожные знаки по их видам.
- Речевые игры, направленные на описание картины, происходящих действий, участников дорожного движения и т.д.
Детям младшего школьного возраста свойственно быстро усваивать дорожную азбуку и также быстро ее забывать. Но если, не прекращая, ведется работа по предупреждению детского ДТТ, и используются интересные для детей виды деятельности, то ученики, как «губка», впитывают весь материал, и правильное поведение на улицах города доводится до автоматизма.
Таким образом, игровые технологии, применяемые на внеурочной деятельности «Добрая дорога детства», позволяет направлять обучающихся с ТНР на приобретение знаний, умений и навыков по своему поведению в каждодневных и экстренных ситуациях на проезжей части.
Литература
- Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.
- Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г.
- Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2006.
- Конкурсы, КВН, викторины, ребусы. М. Р. Максиняева. М.: ТЦ Сфера, 2004
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие / Под. общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007. – 56 с.
- Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения /Автор – сост. В.Е. Амелина.– М.: Глобус, 2006. – 264 с.
- Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук/ Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
- Три сигнала светофора. Дидактические игры и викторины. М., Просвещение, 1998
- Школьникам о правилах дорожного движения. М. Н. Филенко, М., Просвещение, 1985 Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80 c.
- Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2016. - 104 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Индивидуальное воспитание младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей обучающихся и осуществления воспитания на основе индивидуального п...
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...
Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"
В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...