"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
статья по логопедии (1 класс) по теме
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию принципа «обходных путей». В статье представлен комплекс логопедических заданий и упражнений, которые облегчают процесс обучения младших школьников с ТНР, а именно способствуют овладению навыками устной и письменной речью средствами песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://festival.1september.ru/articles/658972/ | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование песочной терапии
в логопедической работе с младшими школьниками,
имеющими тяжелые нарушения речи
В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Данные изменения обусловлены следующими факторами: 1) влиянием положительных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в различных типах образовательных и медицинских учреждений; 2) повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы; 3) возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития [2].
Широкий спектр речевых расстройств делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору специальных методов, приемов и средств обучения.
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) актуально применение специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию принципа «обходных путей» коррекционно-развивающего воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью [2].
Помимо выше перечисленных педагогических технологий для нас наиболее ценной является система арт-терапевтических методик, среди которых большое значение имеет непосредственное использование уникальной техники – песочной терапии. Песочная терапия особенно эффективна в логопедической работе с детьми дошкольного и школьного возраста с различными расстройствами речевой сферы.
В свою очередь, использование принципов и методов техники песочной терапии в работе с младшими школьниками, имеющими ТНР, способствует более гармоничному психическому развитию, повышению уровня учебной и речевой мотивации, формированию функций произвольной регуляции, развитию речевых и коммуникативных навыков обучающихся.
В данной статье представлен комплекс логопедических заданий и упражнений, которые облегчают процесс обучения младших школьников с ТНР, а именно способствуют овладению навыками устной и письменной речью средствами песочной терапии.
- Упражнения, включающие пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии и Су-Джок терапии.
Цель упражнений: развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.
Материал и оборудование: деревянный ящик или поднос с чистым, просеянным песком; песок декоративный (белый, зеленый, желтый, красный, синий); 6 пластмассовых контейнеров; набор декоративных камней различной величины; браслет детский; массажные кольца (из набора «Су-Джок»).
Методические рекомендации.
- «Ладошки здороваются».
Упражнение выполняется на песочном листе, наполненном сухим песком. Ладошки специалиста и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).
- «Согреем наши ладошки».
Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней. Затем поочередно растереть тыльные поверхности ладонью другой руки. Аналогичное упражнение выполнить с применением сухого песка.
- «Ладошки умываются».
Движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполняется с использованием декоративного цветного песка в разных емкостях (пластиковых контейнеров):
- «Утренняя роса» (белый песок) - ручки умываются в утренней росе.
- «Солнышко» (желтый песок/) - солнце ласкает ручки.
- «Радость цветов» (красный песок) - каждый цветочек улыбается, и ручки умываются радостью цветов.
- «Листва» (зеленый песок) - листочки каждого дерева ласкают ручки.
- «Речка» (синий песок) - быстрая речка умывает ручки чистой водой.
- «Браслет».
Соскользнуть на лучезапястный сустав и производить массаж в виде окольцовывания с помощью сухого, просеянного песка (на песочном листе), затем с использованием детского браслета.
- «Черепаха спряталась».
Центр ладони – ЛАО гун - зайти, сгибая фалангу среднего пальца другой руки – вкручивать влево и вправо.
- «Кольца черепахи».
Используя сухой песок, растереть межпальцевые промежутки (центр психической энергии). На каждый пальчик надевать массажное кольцо, также растирая межпальцевые промежутки. Это упражнение также можно выполнять с речевым сопровождением (потешки «Мальчик-пальчик», «Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть»).
- «Пальчики встретились».
Простучать каналы – ше-сюань – на кончиках пальцев, соединив при этом подушечки пальцев.
- «Камушек за камушком».
Предварительно проложить 2 дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробует «пройти» пальчиками по дорожкам, работая сначала левой, затем правой рукой, а потом одновременно обеими руками. Возможно включение речевого сопровождения (потешки «Вот как пальчики шагают!», «Большие ноги шли по дороге…») [1].
- Артикуляционные упражнения «Забавные картинки».
Цель упражнений: развитие артикуляторного праксиса.
Материал и оборудование: деревянный ящик с песком или подносы (если подгрупповое занятие), картинки-символы для артикуляционной гимнастики («Лягушонок», «Слоненок», «Рыбка», «Воздушный шарик», «Лопаточка» и др.).
Методические рекомендации. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений сопровождается показом картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если они предварительно спрятаны в песке. Задача ребенка найти картинку, («раскопать»), а потом, называя ее выполнить артикуляционное упражнение. Кстати, искать картинки можно не только с помощью ладошек, но и используя вспомогательные средства: кисточки, щеточки, а также бумажные трубочки (в этом случае целью упражнения будет еще и развитие целенаправленной воздушной струи).
- Лексико-грамматические упражнения «Веселая грамматика».
Общая цель упражнений: формирование и развитие лексико-грамматических категорий.
Материал и оборудование: деревянный ящик с песком, миниатюрные фигурки по тематике: «Игрушки», «Транспорт», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы».
- Упражнение «Назови ласково».
Цель упражнения: формирование и развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Логопед называет большой предмет: «Это машина». Далее дает задание ребенку найти маленький предмет, который заранее спрятан в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: «А это машинка». Аналогично упражнение выполняется с другими предметами.
- Упражнение «Чего не стало?»
Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Логопед: «Что это?» Ребенок: «Это кубик». Логопед: «Спрячь кубик в песок. Нет чего?» Ребенок: «Нет кубика». Данное упражнение также выполняется с двумя и более предметами.
- Упражнение «Нет кого?»
Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже. Возможны варианты: логопед прячет в песок фигурки животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался. Это упражнение логопед может включать в такие лексические темы, как: «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы».
- Упражнение «Чей хвост?»
Цель упражнения: формирование и развитие умения правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Задача ребенка: изменить слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост. При выполнении упражнения логопед также может спрятать в песок животных (птиц), оставив на поверхности лишь хвост.
- Упражнение «Найди маму».
Цель упражнения: формирование и развитие навыка словообразования (употребление существительных – названий детенышей животных).
Методические рекомендации. Игра проводится в два этапа. На первом этапе на поверхности песочного листа выставлены миниатюрные игрушки из серии «Домашние животные», в песке спрятаны детеныши собаки, кошки, коровы, лошади, козы. Ребенок, назвав всех взрослых животных, начинает искать в песке их детенышей. Результат своего поиска ребенок оречевляет и ставит фигурку детеныша рядом с «мамой». При выполнении данного упражнения уместными будут и такие лексические темы, как: «Дикие животные», «Домашние и дикие птицы» [1].
- Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза.
- Игровое упражнение «Слогин».
Цель упражнения: формирование и развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонематического восприятия.
Материал и оборудование: заламинированные карточки с двусложными и трехсложными словами, разрезные картинки.
Методические рекомендации. Картинки спрятаны в песок не полностью: если это двусложное слово, ребенок видит, например, только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Логопед читает начало слова, а ребенок, догадавшись, должен назвать конец слова. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, а взрослый – слог, следующий по смыслу.
- Игровое упражнение «Фонетическая дорожка».
Цель упражнения: развитие звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического и пространственного восприятия.
Материал и оборудование: набор декоративных камней разного цвета, формы.
Методические рекомендации. Логопед дает инструкцию: «Давай построим с тобой дорожку. На песок выкладывай камушки, если услышишь звук [А]» (аналогично с другими звуками). Задача ребенка: распознать на слух заданный звук (в ряду звуков, слогов, слов в зависимости от уровня подготовленности обучающегося) и положить соответствующий камушек на начало дорожки. Начало дорожки и цвет камней заранее обсуждается с учеником. Исходной точкой является левый верхний угол или левый нижний угол песочного ящика (в соответствии с закономерностями направления письма и чтения – слева направо). Направления могут меняться в зависимости от целей занятия: например, в ходе данного упражнения обучающемуся дают задание не только внимательно слушать и выделять на слух тот или иной звук, но и выкладывать с помощью камней различные геометрические фигуры, а также букву, которая обозначает звук, который ученику нужно услышать. Цвет камней будет меняться в зависимости от изучаемых звуков (гласные – красные, согласные – синие (зеленые)).
Если ребенок уже хорошо выделяет на слух звуки, то на следующем этапе в упражнение можно включить слоги. Инструкции, схема выполнения аналогичные.
- Игровое упражнение «Песочные буквы».
Цель упражнения: формирование и развитие графического образа письменных букв.
Материал и оборудование: цветная галька или набор декоративных камней разного цвета, формы, трафареты для букв (пластмассовые или изготовленные из картона).
Методические рекомендации. Специалистом заранее подготавливается поднос с чистым, сухим песком и трафарет определенной буквы (изучаемой на занятии). По инструкции логопеда ребенок выкладывает трафарет на песочный лист и начинает указательным пальцем обводить заданную букву по контуру (буква может быть заглавной, строчной). В процессе обводки ребенок проговаривает букву с утрированной артикуляцией. Затем логопед дает творческое задание: украсить букву декоративными камнями или другим вспомогательным материалом: пуговицами, бусинками, мозаикой. В конце задания ребенок аккуратно убирает трафарет и демонстрирует получившуюся букву. Рядом с готовой буквой на песочном листе можно отработать навык самостоятельного написания графемы. Ошибки, неточности письма на песке легко исправляются, тем самым, не вызывая у ребенка негативизма, а лишь только повышая его мотивацию.
- Конструирование «Домики для звуков».
Цель упражнения: развитие звукового анализа, конструктивной способности, пространственного восприятия.
Материал и оборудование: детский строительный материал, предметные картинки, кирпичики с буквами, миниатюрные фигурки зверей (слоненок, лягушонок, акула, ослик).
Методические рекомендации. Можно предложить следующий вариант выполнения упражнения. На песке из кирпичиков выстроен так называемый «фундамент» для будущих «домиков». Фундамент – это кирпичики с гласными [А], [О], [У], [И] (в качестве зрительной опоры). Для построения домиков используется набор детского строительного материала - кубики, цилиндры, призмы с заранее наклеенными на них предметными картинками. В названии каждой картинки присутствует тот или иной ударный гласный, изучаемый на занятии.
Логопед предлагает ребенку построить домики для зверей (например, для лягушонка, слоненка, акулы и ослика), которые являются гостями на занятии. Логопед: «Сначала нужно правильно определить, кто где будет жить. А для этого давай назовем любимые песенки наших зверей».
Ребенок называет персонажей и с направляющей помощью логопеда произносит соответствующие им звуки-песенки (для лягушонка - [И], для слоненка - [У], для акулы – [А] для ослика - [О]), расставляя фигурки рядом с заданными кирпичиками.
Затем по заданию логопеда ребенок выстраивает домики, выбирая нужные кубики с картинками, которые соответствуют заданному фундаменту – кирпичикам с гласными буквами. Логопед помогает ребенку четко называть картинки и выделять голосом ударный гласный. Данную игру можно провести и с подгруппой детей.
Аналогично выполняется упражнение, направленное на выделение согласных звуков в словах. Персонажи занятия выбираются в зависимости от изучаемых звуков.
Предлагаемые задания являются базовыми, их можно дополнить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата, и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей младших школьников с ТНР. Комплекс представленных упражнений логопед может включать не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях.
Целенаправленная логопедическая работа, в ходе которой специалист активно использует технику песочной терапии, приводит к тому, что у младших школьников с ТНР снижается речевой негативизм, интенсивно развиваются формы и способы невербальной и вербальной коммуникации, формируются языковые умения и навыки, лексико-грамматические категории, а также высшие психические процессы (произвольное внимание, память, зрительное, тактильное восприятие).
Список литературы
- Ахметшина А.А. «Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра» // Научно-методический журнал «Логопед», № 1/2010, с.10-14.
- Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Использование песочной терапии в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В работе с категорией детей с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методы и формы коррекционной работы. В связи с этим я ищу новые подходы, технологии и приемы для устранения недостатков р...
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."
Данный материал - обобщение опыта по теме Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...
Познавательно-эмоциональное развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС в процессе использования проектно-ориентированных моделей.
В статье представлены результаты экспериментальной работы над проектно-ориентированными моделями (игр-занятий). Успех социализации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС во многом зависи...