Организация работа педагога-психолога с детьми ОВЗ.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Козлова Ирина Сергеевна

Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998),  определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде. В соответствии с этим, в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение. Я расскажу как происходит сопровождение учащихся с ОВЗ на примере своей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_pedagoga-psihologa_s_detmi_s_ovz.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

Козлова Ирина Сергеевна

(МОУ СОШ с УИОП №1, г.Фрязино, Московская область)

Организация психолого – педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ с УИОП №1, г.Фрязино

по программе повышения квалификации для специалистов системы сопровождения: педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов, социальных педагогов, реализуемой  в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда».

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение______________________________ стр.3
  2. Основная теоретическая часть_____________стр.5
  3. Основная практическая часть______________стр.14
  4. Заключение_____________________________стр.21
  5. Литература_____________________________стр.24
  6. Словарь терминов.

Введение.

      В связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 и изменениями в нормативной, правовой базе системы образования, от образовательных организаций сегодня требуется специально организованная работа по обеспечению реализации его основных положений. В частности, согласно статье 5 в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Основой инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет собственного гибкого переструктурирования, учета особых образовательных потребностей каждого включаемого ребенка.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение.

Вышеизложенным и обоснована актуальность представленной ВКР. Развитие национальной системы образования, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, с целью формирования и развития социально-активной личности и, как следствие, поиска путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями обусловили своевременность и важность заявленной  темы.

Цель работы: научно обоснованная разработка этапов  и методов   психолого – педагогического сопровождения адаптации детей с ОВЗ  младшего школьного возраста как важнейшей составляющей образовательного процесса. Достижение указанной цели осуществлялось путем решения следующих основных задач: 

  1. Изучение правовых основ инклюзивного образования
  2. Изучение и обобщение теоретических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения.
  3. Изучение алгоритма психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся с ОВЗ на примере практической деятельности педагога-психолога МОУ СОШ №1.
  4. Анализ  практической значимости психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

Основная теоретическая часть.

Важным показателем эффективной работы педагогического коллектива в области реализации инклюзивной практики является гибкий, индивидуализированный подход к созданию специальных условий обучения и воспитания для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой подход проявляется, прежде всего, в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработкой адаптированной образовательной программы, созданием инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. 

Неотъемлемой частью в общеобразовательных учреждениях является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, т.к. учащиеся, имеющие особенности физического и психического развития, или ограниченные возможности здоровья нуждаются в сопровождении специалистами.

Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определила приоритетные цели и задачи, решение которых потребовало построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 -2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования определила обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Особое внимание на данном этапе уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов). Федеральная целевая программа развития образования на 2011-15 годы, в рамках мероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» во всех субъектах Российской Федерации определяет необходимость распространения моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.

В настоящее время в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р.Битяновой (1998),  определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

В соответствии с этим в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения должны быть определены конкретные формы, содержание, технологии деятельности специалистов: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. Каждое из этих направлений деятельности специалистов и педагогов включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику, конкретное содержательное наполнение.

Коррекционная работа с учащимися, имеющими интеллектуальную недостаточность в образовательных учреждениях  нуждается в наличии дефектологов – олигофренопедагогов,  слуха – сурдопедагогов, зрения - тифлопедагогов.

Задачей дефектолога является коррекция и компенсация имеющихся у ребенка отклонений в развитии. Прежде всего специалист проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от специализации дефектолога, он акцентирует внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы и т.п. После диагностики дефектологу необходимо определиться с направлениями коррекционной работы, выбрать нужные методы, приемы, разработать перспективный план коррекционного воздействия.

 Роль психолога в общеобразовательном учреждении заключается в проведении психологической диагностики; осуществлении коррекционной работы; консультировании родителей и учителей; психологическом просвещении и профилактике. В ходе коррекционных занятий психолог может скорректировать особенности поведения, коммуникации, эмоциональной сферы. Часто эти занятия направлены на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление). 

Социализация включаемого ребенка является неотъемлемой составляющей индивидуальной образовательной программы. Причем социализацию включаемого ребенка нельзя рассматривать в отрыве от социализации всех остальных детей класса, группы. Фактически это полисубъектный процесс (по И.В. Вачкову) и, следовательно, ориентирован, по крайней мере, на двух субъектов сопровождения: ребенка с ОВЗ и других детей, окружающих его в образовательном пространстве.

Основным субъектом является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии, нуждается в организации специальных образовательных условиях и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах. 

Следующим по значимости субъектом (скорее, субъектами) инклюзивного образовательного пространства являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, которое после появления ребенка с ОВЗ, нуждающегося в организации специальных условий образования приобретает свойство «инклюзивного». Эти дети также будут нуждаться в определенном психолого-педагогическом сопровождении, хотя и несколько иного плана. Важно понимать, что дети окружающие нашего включаемого ребенка не являются по отношению к нему однородным «коллективным субъектом». Некоторые из них с различной степенью негативности относятся к ребенку с ОВЗ, другие – нейтральны – он для них как бы не существует. Третьи, возможно, испытывают позитивные чувства и положительное отношение. В этой неоднородной межличностной ситуации предельно важно обеспечить как оценку межличностных отношений  в детском коллективе, так и разработать ряд психолого-педагогических мероприятий, позволяющих минимизировать негативные отношения и использовать позитивные отношения для создания не просто толерантной образовательной среды, но эффективного включения создаваемых позитивных отношений в структуру комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Субъектами инклюзивного образовательного пространства также являются родители и включаемого ребенка, и других детей класса. Совершенно очевидно, что в данном случае родителей нельзя рассматривать как однородный субъект сопровождения для каждой категории родителей должны быть разработаны отдельные технологии оценки и сопровождения специалистами школьного консилиума, в первую очередь, психологом ПМПк. 

Также коллективным субъектом инклюзивной практики, нуждающимся в психолого-педагогическом сопровождении, являются непосредственные участники инклюзивного образования – педагогический коллектив общеобразовательного учреждения.  Педагогов следует рассматривать как особых субъектов сопровождения, поскольку они сами непосредственно включены в инклюзивное образование как специалисты, но, в то же время, в силу специфики своей профессиональной подготовки нуждаются в помощи и поддержке со стороны специалистов школьного консилиума, обладающих специальными знаниями и умениями в отношении различных категорий детей с ОВЗ. Таким образом, российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность. Он одним из первых обосновал в своих трудах идею максимальной ориентации в обучении на нормально развивающихся детей. Л.С. Выготский утверждал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются осуществление компенсации недостатков путем активизации деятельности сохранных анализаторов и его интеграция в жизнь. Причем компенсацию Л.С. Выготский понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что в коррекционно-воспитательном процессе приходится иметь дело не столько с факторами первичного дефекта, сколько с их вторичными наслоениями.

Ограниченные возможности здоровья подразумевают различные детские проблемы, и важно не оставить ребенка с ними один на один во время такого важного и сложного этапа его жизни, как обучение в школе. О сложности и значимости периода поступления детей в школу и обучении на начальном периоде в младшей школе написано немало. Именно в этот  период формируются системы отношений ребенка с новым миром взрослых и сверстников, которые определят в дальнейшем успешность его школьного обучения и возможности личностной самореализации.

 Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является одной из актуальных проблем сегодняшнего образования. Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным.  Согласно М.М.Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько закономерных этапов: от первого этапа легкой адаптации до тяжелой степени адаптации, когда значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.

В условиях инклюзивной практики, психолого-педагогическое сопровождение является гибким длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства.

Система профессиональной деятельности педагога-психолога и специалистов службы сопровождения, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка состоит в снятии нервно-психического напряжения, коррекции самооценки, организации занятий по развитию когнитивных функций — памяти, мышления, воображения, внимания, преодолении пассивности, формировании самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции, преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков, формировании адекватных межличностных отношений  в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи. Успех педагогических действий обеспечивается  системой способов, приемов и шагов,  последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания,  обучения и развития личности обучающегося,  а сама деятельность представлена процедурно,  как определенная система действий;  то есть это разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий,  обеспечивающей гарантированный результат (Г. М.  Коджаспирова, 2001).

Направления психолого-педагогического  сопровождения: 

  1.  профилактическое;
  2.  консультативное;
  3. диагностическое;
  4.  коррекционно-развивающее;
  5.  поддерживающее;
  6.  просветительское;
  7. образовательное.

  Задачи психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образования в отношении обучающихся с ОВЗ: 

  • систематическое   отслеживание   психолого-педагогического   статуса;
  • обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития;  
  • создание социально-психологических и педагогических условий для эффективной   адаптации   и   психического   развития   обучающихся   и обеспечения успешности в обучении;
  • оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
  • обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения;
  • организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося

      в отношении семей обучающихся

  • систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся;
  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
  • повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ;
  • оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ;
  • формирование психологической культуры

Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ  (М.Р.Битянова) 

  • Первичная диагностика.
  • ПМПк.
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута.
  • Разработка адаптированной образовательной программы.
  • Реализация индивидуального образовательного маршрута.
  • Динамическая диагностика.
  • Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

Основная практическая часть.

Основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям и педагогам

  • Первый этап - сбор информации о ребенке.
  • Второй  этап - анализ полученной информации.
  • Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной психолого-педагогической помощи для каждого обучающегося с ОВЗ.
  • Четвертый этап - консультирование всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
  • Пятый этап - деятельностный, то есть выполнение рекомендаций
    каждым участником сопровождения.
  • Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)
  • Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка; изменение образовательного маршрута ребенка. (Что мы делаем дальше?)

При совместной деятельности всех участников- организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и медицинских работников могут быть выполнены следующие  задачи психолого-педагогического сопровождения первоклассников в период первичной адаптации:

  • повышение уровня психологической готовности

- детей к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию, общению и

 - учителей к работе с новым контингентом детей;

  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
  • установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
  • выработка единых последовательных и обоснованных требований;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;
  • формирование и сплочение детского коллектива.

К сожалению, далеко не всегда школа располагает необходимыми «ресурсами». На сегодняшний день во многих школах Подмосковья отсутствуют педагоги – логопеды, не говоря уже о дефектологах. Поэтому команду  психолого-педагогического  сопровождения, в том числе, ПМПк как модель командного взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ комплексной помощи, по словам  А.Д. Вильшанской, в нашей школе составляют: администрация, учитель начальной школы, социальный педагог, медсестра и педагог-психолог.

В связи отсутствием логопеда и дефектолога, дополнительная нагрузка  ложится на учителя и психолога школы. Моя работа (педагога-психолога в начальной школе) строится по следующим направлениям:

  1. Фронтальная психологическая диагностика адаптационного периода всех первоклассников, поступивших в 1-й класс

(сентябрь и контроль февраль)

  • Исследования коммуникативных навыков и умений, степени утомляемости на уроках;
  • Исследование уровня готовности к регулярному обучению в школе;
  • Исследование мотивационной сферы: школьная мотивация;
  • Исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.
  1. Аналитическая работа: подготовка аналитической справки по результатам диагностики первоклассников, выявление детей «группы риска», имеющих условный уровень готовности, уровень условной неготовности и неготовности.
  2. Фронтальная психологическая диагностика уровня развития произвольности внимания, объема слуховой и зрительной памяти, уровня учебной мотивации, социометрического статуса учащегося и уровня социальной удовлетворенности учащихся 2-х классов (ноябрь и контроль апрель)
  3. Фронтальная психологическая диагностика уровня развития познавательных способностей , а также уровня учебной мотивации, социометрического статуса учащегося, уровня социальной удовлетворенности учащихся 4-х классов (апрель-май)
  4. Углубленная индивидуальная диагностика, подготовка документов на ПМПк и ПМПК.
  5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, презентаций,  совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
  6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
  7. Профилактическая, просветительская работа: проведение родительских собраний в 1-х, 2-х и 4-х классах; подгот овка раздаточного материала по темам, памяток «Психологическая школа родителей», презентаций.
  8. Коррекционно-развивающая работа:
  • групповые занятия с учащимися по развитию эмоционально-волевой сферы в рамках внеурочной деятельности, игровые занятия;
  •  групповая работа с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации и имеющими недостаточный уровень готовности к регулярному обучению;
  •  индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательных способностей;

Психолого-педагогическое сопровождение, включающее в себя коррекционную работу, реализуюется во всех организационных формах деятельности  образовательной организации:

  •  учебной (урочная и внеурочная);
  •  внеучебной (экскурсии, поездки, мероприятия)

Целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение гармоничного развития личности ребенка с ОВЗ, его социальной активности и  адаптации.

Из вышеизложенного видно, что дети с ОВЗ наряду с детьми возрастной нормы полностью и системно охвачены психолого-педагогическим вниманием в процессе обучения в начальной школе МОУ СОШ№1. Прослеживается динамика развития каждого ребенка.

Работа педагога-психолога Козловой И.С. в рамках психолого-педагогического сопровождения первоклассников:

п\п

Направление

деятельности

Цель

Методы

Программы

Сроки

1

Психодиагностическое

Направление

Определение уровня психологической

готовности к обучению

Н.Семаго, М.Семаго

Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения

Сентябрь – январь, февраль

Определение уровня школьной мотивации

Методик определения мотивов учения М.Р.Гинзбурга.

Методика диагностики мотивации учения Т.А.Нежновой.

Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой.

Определение уровня

Самооценки

Методика Щур «Лестница»

Определение

психологических

особенностей

Проективный тест «Рисунок человека»

Определение уровня

адаптации

Схема наблюдений в критериальных учебных ситуацияхВ.Т. Козловой.

Методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» В.И.Чиркова,О.Л.Соколовой.

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения Р.В. Овчаровой.

Анкета психологической и социальной готовности ребенка к школе. .В.Ермолаевой,И.Г.Ерофеевой

Определение  уровня развития произвольности

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной.

Методика «Узор» Л.И.Цеханской.

2

Аналитическое

Направление

Определение зоны актуального и ближайшего развития.

Разработка коррекционных мероприятий.

Подготовка аналитических справок и таблиц по классам и отдельным группам.

Анализ

Полученных

Данных.

Сентябрь,

Октябрь.

3

Коррекционно –

Развивающая работа

Группа «АБВГДейка»

«Умники и умницы»

«Лучик»

Повышение уровня психолог.готовности.

Развитие познавательных способностей.

Повышение познават.

Активности, снижение тревожности, повышение самооценки .

Коррекция псих.

особенностей

За 3 месяца до школы.  

Юным умникам и умницам О.А.Холодова.

36 занятий для будущих отличников.Л.В.Мищенкова

120 уроков психологического развития младших школьников. Н.П.Локалова.

Жизненные навыки. С.В.Кривцова.

Тропинка к своему Я. О.В.Хухлаева.

Прогр.Эмоционального развития «Удивляюсь,злюсь.»

С.В.Крюкова, Н.П.Слобояник

Сентябрь –

Май

1 раз в неделю

Каждая группа

4

Консультативное

Направление

По запросам

Родителей,

Учащихся,

Педагогов.

Индивидуальное и групповое

Консультирование

В течение

года

2 – 3 раза в год

Круглый стол

Сопровождение

Учителя, обучающего ребенка с ОВЗ

1-2 раза в неделю в течение года

5

Углубленная психодиагностика

Подготовка документов для ПМПК

Анализ эффективности

Коррекционных мер

В зависимости от проблем и трудностей учащихся  с ОВЗ.

Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. С.Д.Забрамная, О.В.Боровик

6

Организационно-

Методическое

направление

ПМПк

Совершенствование методики и модификация содержания обучения.

Индивидуальный образовательный

Маршрут.  

По запросу

7

Просветительское

Направление

 Повышение уровня психологической компетентности

Родителей и учителей

Памятки.

Презентации.

Родительские тематические и по результатам диагностики собрания.

Выступления на педсоветах.

В течение года

8

Аналитическое

направление

Оценка эффективности

Анализ результатов.

Коррекция дальнейшего

Образовательного

Маршрута.

ПМПк

Май

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Полноценное развитие любого ребенка, как  одна из важнейших задач общества на современном этапе развития, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав ребенка на развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, медицинских работников, педагогов и психологов.

Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к людям с проблемами в развитии. Люди, имеющие отклонения в интеллектуальной, физической, психической сферах, рассматриваются как объект особой общественной заботы и помощи, а отношение к таким детям становится критерием оценки уровня цивилизованности общества. Оно находит свое выражение в смещении акцентов в характеристике детей с недостатками  развития на фиксацию потребностей в особых условиях и средствах образования.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками).Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы формирования новой философии отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности находятся на пересечении различных отраслей научного знания, однако интегрирующая роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки ребенка принадлежит специальной психологии и коррекционной педагогике.

В нашей стране в области специальной психологии и коррекционной педагогики более 80 лет проводятся фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации разных категорий детей с нарушениями в развитии.

За эти годы внесен весомый вклад в изучение психики и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальным недоразвитием, глухих и слабослышащих; незрячих и слабовидящих; детей с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; детей с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); детей с комбинированными нарушениями.

Пристальное внимание к началу школьной жизни ребенка и его адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Изучение теоретических положений об особенностях детей - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является основой успешной профессиональной деятельности педагогов в психолого – педагогическом сопровождении.

Все системы образования призваны решить проблему интеграции в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями. Интеграция предполагает включение в социум, т.е. процесс и результат предоставления ребенку прав и реальных возможностей участвовать в различных видах социальной жизни сообщества наравне и вместе с остальными в условиях, компенсирующих ему отставание в развитии, в том числе – интегрированное обучение.

Процесс интеграции лиц, имеющих нарушения, не должен заканчиваться после завершения школьного образования, поэтому в настоящее время назрела необходимостьпсихолого - педагогической помощи и поддержки в период начала самостоятельной жизни.

Список литературы:
1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.

2. Леонгард Э.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями/ Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова.- М., 2011.

 3. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки) от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

 4. Проект ТАСИС. Организация деятельности системы психолого-медико-педагогических комиссий. М., 2002.

5. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование/ Н.Я. Семаго.- М.: Школьная книга, 2010.

 6. Шипицына Л.М., Жданова М.А. Психолого-медико-педагогическая консультация / Л.М. Шипицина, М.А. Жданова.- СПБ.: Детство-пресс, 2002.

7. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция.- М., 2002.

8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.НПО «Образование», 1996.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ)- дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания.

Интегра́ция (от лат. integratio — «соединение») — процесс объединения частей в целое.

Адаптация (лат. adaptio — приспособлять) — это процесс приспособления ребенка к условиям жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности собой и своей жизнью.

Реабилитация (лат. rehabilitatio — восстановление) — это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Коррекция — мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функциониро​вания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ

Как педагог-психолог помогает создавать условия для позитивной адаптации школьников....

«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться бе...

"Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

laquo;Ребёнок должен знать, что есть дом, где его принимают и любят таким, какой он есть. Есть место – где его безумно любят. И это место – твоё сердце»....

Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")

Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")...