Условия адаптации младшего школьника к учебной среде.
статья
Целью практической психологической работы с обучающимися должно быть: психологическое здоровье и адаптация к школе, куда входит психическое и личностное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интеллектуальной и личностной сферы как условие адаптации младшего школьника в образовательной среде.
Актуальность темы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми человеку в современном мире. Чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, человек должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств. Во первых - он должен обладать устойчивым, твердым ядром личности, мировоззрением, нравственными убеждениями. Во вторых - он должен обладать высокой психологической мобильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новою информацию и создать нечто новое, т.е. быть хорошо социально адаптированным в обществе. Более конкретная задача стоит перед психологом в школе: психологическое сопровождение учащегося в период адаптации к новым социальным условиям (школьная адаптация).
Для психологов, родителей, учителей и самих детей эта проблема очень актуальна. И лишь в последнее время стали все больше и больше понимать, что целью практической психологической работы с детьми должно быть психологическое здоровье ребенка, а его адаптация к школе куда входит его психическое и личностное развитие - условие и средство достижения этого здоровья.
Адаптация - это состояние содержащее в себе перспективу .Школьную адаптацию определяют как соответствие психологического статуса ребенка психолого-педагогическим требованиям. Статус школьника представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребенка, важных для его успешного обучения и всестороннего развития. Это характеристики познавательной сферы, личностного и мотивационного развития, система отношений ребенка к миру, самому себе и значительным формам деятельности; особенности поведения в не учебных и учебных школьных ситуациях. Социально педагогическая ситуация, в которую попадает ребенок с начала обучения в 1-м классе, предъявляет определенные требования к уровню развития и содержащего названных выше характеристик.
Соответствие психолого-педагогического статуса ребенка предъявляемым ему школьным требованиям рассматриваются как показатель адаптации. Недостаточное развитие важнейших характеристик психического состояния и поведение ребенка, их содержательное несоответствие предъявляемым требованиям служат индикатором социально-психологической дезадаптации ребенка в школьной среде.
Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликты отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Адаптация к школе - это многофакторный и динамический процесс, имеющий определенную специфику на начальном этапе обучения и включающий систему интеллектуально-личностных характеристик обучаемого.
При оценке успешности адаптации к школе детей наиболее информативными являются следующие критерии интеллектуального развития: высокие показатели зрительно-моторной координации, высокий уровень сформированности мыслительных операций, академическая успеваемость и личностного развития: самооценки личности, мотивы учения, сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Рекомендации психолога по индивидуальным особенностям помогают учителю правильно реализовать дифференцированный подход к обучению, выработать адекватные требования к учащимся в период адаптации.
Сложная и многообразная проблема адаптации детей к школе исследуется специалистами разных направлений: психологами (Ф.Б. Березин, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, и др.), педагогами (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Щур, Е.А. Ямбург и др.), медицинскими работниками и физиологами.
Таким образом существует перед педагогом – психологом стоит проблема, которая заключается в том, что недостаточный учет интеллектуально-личностных особенностей детей на начальном этапе обучения ограничивает их развивающие возможности, снижает качество образовательного процесса и усложняет адаптационный процесс.
Для этого необходимо изучать особенности интеллектуального и личностного развития первоклассников и развить наиболее значимые, определить условия их формирования для успешной адаптации к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия социальной адаптации младших школьников.
Социальная адаптация является неотъемлемой частью обучения в школе. Создание благоприятных условий адаптации ребенка к школе является важнейшим фактором обеспечения преемственности в ее развитии. Ка...
Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.
Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого.Культурно-образовательная среда помогает о...
Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.
Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого. Культурно-образовательная среда помогает ...
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
Рассматриваются проблемы адаптации младших школьников в условиях реализации инновационных технологий обучения...
Формирование и развитие коммуникативных навыков речи как условие успешной социальной адаптации младших школьников.
Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусл...
Статья "АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
Как помочь ребенку, попавшему в новую для него обстановку, адаптироваться....
Проблема адаптации младших школьников с моторной алалией в условиях инклюзивного образования Е.Н. Кутузова, О. Н. Рублевская
Презентация практического опыта по адаптации детей с моторной алалией в условиях инклюзивного образования на базе общеобразовательной школы (представили учителя-логопеды Елена Николаевн...