ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Голякова Юлия Борисовна

Рассматриваются проблемы адаптации младших школьников в условиях реализации инновационных технологий обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_svyazannye_s_adaptatsiey.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Голякова Юлия Борисовна, учитель английского языка

Жданова Ирина Борисовна, учитель начальных классов

МОУ «Лицей № 14» г.о.Жуковский, Московская область

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДАПТАЦИЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели: на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Актуальным становится развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, эффективно осуществлять коммуникацию, развитие критического и творческого мышления, толерантности, навыков сотрудничества. Достижение этих задач невозможно без использования инновационных образовательных технологий и методов преподавания различных учебных дисциплин.

Сегодня начальная школа перегружена различными экспериментами над младшими школьниками: внедряются новые технологии преподавания, изменяется продолжительность обучения, внедряются новые учебные пособия, апробируются новые стандарты. В подобных условиях интенсификации образовательного процесса очень часто складывается ситуация, когда реальные достижения школьников оказываются ниже планируемого уровня. Это объясняется тем фактом, что процессы адаптации детей в условиях реализации инновационных технологий обучения изучены сегодня еще недостаточно.

Вступление в школьный возраст знаменует прохождение ребенком этапа адаптации. От того, насколько успешно она пройдет в начальной школе, зависит дальнейшее обучение школьника [2, с.27]. На первое место сегодня в связи с этим выходит проблема утомляемости учащихся. Чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Наиболее резкие изменения функционального состояния нервной системы происходят после четвертого часа занятий. Именно в это время не стоит загружать учащихся младших классов сложной и объемной учебной работой, вводить в обучающий процесс новые для них технологии и средства обучения.

Можно заметить и определённую динамику функционального состояния организма школьников на протяжении недели. Наиболее высокая работоспособность учащихся начальных классов наблюдается во вторник, в среду присутствует некоторый спад, а в четверг вновь происходит существенный подъем учебной деятельности, завершающийся закономерным спадом в пятницу. Исходя из этого, целесообразно разделить все предметы на четыре степени сложности. Часы высокой работоспособности (первые 2-3 урока) необходимо отвести занятиям по предметам первой степени трудности, требующим большого умственного напряжения. В эти же часы необходимо проводить и контроль знаний, вводить инновационный методический инструментарий. Занятия трудом, физкультурой, музыкой на 3-4 уроках способны существенно сбалансировать нагрузку на организм младших школьников. В этом случае последний урок, представляющий вторую или третью степень сложности, пройдет при относительно высокой работоспособности, здесь вновь можно вернуться к инновациям.

Ребенок должен ощущать себя счастливым, чувствовать интерес к познавательной деятельности, растущую мотивацию к обучению и личностному саморазвитию в условиях применения инновационных технологий, а не испытывать прямо пропорциональную ситуацию полной дезориентации. При этом степень освоенности педагогом той или иной технологии может стать решающим фактором, определяющим состояние здоровья учащихся [2, с.12]. Поэтому сегодня необходимо непрерывное саморазвитие инновационного потенциала педагогов начальных классов,  чтобы вовремя предупредить негативное воздействие на психическое и физическое состояние младших школьников.

Литература:

1. Гуськова М.В. Внедрение инновационных технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы// Фестиваль «Открытый урок» изд-ва «Первое сентября». 2012. URL: http://festival.1september.ru/articles/583590/

2. Волобуева Н.А. Адаптация к школе учащихся начальных классов при разных программах и технологиях обучения: Дисс… канд.пед.наук. Новосибирск, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Схематическое моделирование как средство обучения решению задач младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В работах Муртазиной Н. А. рассмотрены функции схематической модели, которые представлены в таблице. Название функциимодели.Влияние функции на процесс исследования и последующего решения задачи. ...

«Изучение проблемы гаджетизации младших школьников в условиях выстраивания современной модели обучения»

В современном мире стремительно увеличивается количество электронных устройств, и активному человеку мало одного девайса. На одну семью в России в среднем приходится 3-4 персональных устройства, с пом...

Технология контроля и оценки младших школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов

Перед каждым образовательным учреждением сегодня стоит задача организации эффективного контроля и оценки в образовательном процессе, отслеживания и корректировки качественного уровня образования. «Сис...

Современные педагогические технологии в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС

Задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные ...

Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...