Статья "АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
статья

Харушкина Лариса Викторовна

Как помочь ребенку, попавшему в новую для него обстановку,  адаптироваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_mladshih_shkolnikov_v_usloviyah.docx94.08 КБ

Предварительный просмотр:

Харушкина Лариса Викторовна                                                                                        

воспитатель, СПб ГБУЗ «Восстановительный центр детской

Ортопедии и травматологии «Огонек»,

 г. Санкт-Петербург

                                                                         

АДАПТАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

    Адаптация - это приспособление организма к окружающим условиям. Этот период привыкания детей неизменно сложная проблема.

    Любому человеку, попавшему в новую для него обстановку, требуется время, чтобы адаптироваться. Происходит адаптация к новым нормам и правилам жизни. И успешная адаптация зависит от многих факторов – состояния здоровья человека, особенностей его нервной системы, развития навыков общения, а в случае, когда ребенок попадает в наш Центр, и от грамотных действий сотрудников. Помимо этого, характер и длительность адаптационного периода зависят от индивидуально-типологических особенностей детей - застенчивые, замкнутые, робкие более длительное время привыкают.

    Выделяют 3 степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая.

I. Легкая степень адаптации.

Настроение доброе, заинтересованное в сочетании с плачем. Отношения с

близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания,

быстро отвлекается. Отношение к детям может быть как безразличным, так и

заинтересованным. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

II. Средняя степень адаптации.

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и длительнее. Настроение

неустойчивое, плаксивость в течение дня. Отношение к близким эмоционально - возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Появляются признаки невротических реакций; избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки.

III. Тяжелая степень адаптации.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия.

Отношения к детям - избегает, сторонится детей или проявляет агрессию. Отказ от участия в деятельности. Невротические реакции: рвота, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.

       Чтобы период привыкания прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные приемы. Но прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. И такой естественной средой является игровая деятельность.

        Младший школьный возраст называют вершиной детства. Это период начинается с перелома, который может начаться в семь лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

        Кризис 7 лет связан с тем, что ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции- позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Как считает Л.И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Такое осложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к

возникновению внутренней жизни ребенка.

          Ребенок младшего школьного возраста сохраняет много детских качеств легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает

абстрактный и обобщенный характер. Ребенок учится мыслить научными понятиями. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра, вращающегося вокруг него мира, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры.

     В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. А эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. В младшем школьном возрасте формируется способность сосредотачивать

внимание на мало интересных вещах. В этом же возрасте существенно развиваются нравственные мотивы поведения. Происходит развитие познавательных способностей ребенка. Поэтому считается, что младший школьный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального развития.

         Итак, наблюдая в работе за детьми младшего школьного возраста, можно заключить, что ребенок в 7-8 лет подвижный, любознательный, обладает большой впечатлительностью, подражательностью и вместе с тем не умеет долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. В этом возрасте небольшой опыт коллективных взаимоотношений, поэтому возможны конфликты между детьми связанные с этим. И самый главный плюс этого возраста – это игра.

        Дети 9-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Поведение подчинено эмоциям. Дети этого возраста дружелюбны, легко вступают в общение. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну,

приключения, поиск.

     Группу детей, находящихся на лечение в Центре, следует называть временным детским коллективом. Для такого коллектива характерны следующие особенности:

1- кратковременность функционирования. Обычно временный детский коллектив существует одну смену.

2- сборный состав. На отделении собираются ребята, ранее не знавшие либо

практически не знавшие друг друга.

3- общественный (коллективный) характер деятельности.

4- автономность существования, когда ослабляется воздействие на ребенка семьи, класса, компании, друзей. Дает возможность смены ролей (быть другим).

5- завершенность деятельности.

    Детский коллектив, во время нахождения в Центре, проходит определенные этапы (или периоды) развития.

I. – период адаптации, информационного поиска. Это период первоначального формирования отношений. Чем больше ребята выяснят друг о друге, тем легче и лучше идет процесс адаптации. Психологическое состояние коллектива в этот период – состояние ожидания, общего эмоционального напряжения, связанного с недостатком информации и

чувством незащищенности, вызванного непривычной средой. Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий.

Потребность детей в этот период – это потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, потребность в поиске друзей.

II. – период конфликтов, т.к. в это время в отряде неизбежны конфликты, стычки, может резко упасть успешность, продуктивность работы. В это время важно повышать внимание ребят к нравственным качествам своих товарищей, побуждать к преодолению отрицательных качеств.

III. – время интенсивной жизни коллектива. Главная потребность здесь - в

привязанности; устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом, взаимное понимание. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

IV.– период расставания. Каждый коллектив рано или поздно распадается и важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. Этот период характеризуется повышенной напряженностью. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой.

Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива:

1- Установление положительных отношений между взрослыми и детьми.

2- Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и

педагогическое управление временным детским коллективом.

3- Единые педагогические требования.

4- Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-

прикладная, трудовая, творческая).

5- Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного

детского коллектива.

6- Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения целей жизни отряда.

       Дети, поступающие в Центр на оздоровление, имеют заболевания опорно-двигательного аппарата. А это дети со слаборазвитой волевой сферой, они отличаются от здоровых сверстников меньшей самостоятельностью в общении и большей значимостью от окружающих; у них высокий уровень тревожности, что препятствует адаптации. Кроме того, многие дети впервые оказываются в условиях, где мама или другой близкий человек, не могут быть рядом. А подавление страха разлуки со значимым близким способствует развитию тревожности. Также в Центр часто поступают дети, которые растут в неполных семьях. У таких детей маленький жизненный опыт общения. Поэтому, естественно, что у них возникают психологические трудности, эмоциональные проблемы. Именно по этим причинам к эмоциональному состоянию детей требуется особое внимание и необходима помощь в адаптационный период.

       С этой целью разработана программа адаптации, цель которой  решить проблему адаптации ребенка в лечебном центре в максимально короткий срок.

  Задачи программы:

- создание позитивного психологического климата в коллективе;

- развитие уверенности в себе;

- сплочение детского коллектива;

- создание адекватного эмоционального фона общения, доверительности и доброжелательности отношений.

  Программа состоит из 4 этапов.

1 этап – игры, направленные на:

а) знакомство детей друг с другом;

б) освоение пространства как метод создания групповой атмосферы;

в) создание положительных эмоций.

2 этап – игры, направленные на: а

) сотрудничество, умение договариваться;

б) повышение уровня взаимодействия в группе.

3 этап – игры, направленные на:

а) снятие тактильных барьеров;

б) доверие.

4 этап – игры, направленные на:

а) регуляцию психических и эмоциональных состояний;

б) снятие напряжения, агрессии.

   Программа рассчитана на 5 часов (10 занятий по 30 минут).

   Эффективность данной программы оценивается по результатам психодиагностического исследования детей на момент заезда и отъезда из оздоровительного учреждения. С этой целью используются следующие методики: опросник Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. «Уровень тревожности ребенка»; тест М. Люшера для детей.  

Результаты исследования показали, что тревожность на высоком и среднем уровнях на момент выписки снизилась, а количество детей с низким уровнем тревожности стало больше, чем на момент заезда. Четвертый уровень – это дети с «чрезмерным спокойствием». Показатели этого уровня также возросли на момент выписки детей из оздоровительного учреждения (рис.)

етей из оздоровительного учреждения (рис. 1).

    Рис.1 Динамика тревожности младших школьников

На рисунке 2 отражена динамика по цветовому тесту Люшера. Активность детей на момент заезда прослеживается у 20% детей, при выписке – у 55,6%; необходимость в перемене условий – произошло снижение с 33,3% до 13,3%; спокойствие, стремление к эмоциональному покою – отмечается снижение с 22,2% до 8,9%; необходимость поддержки так же снижена с 13,3% до 11.1%; упорство, повышение уверенности повысилась с 4,5% до 8,9%; протест порядку снизился с 4,5% до 2.2%; желание избавиться от проблем  - на момент заезда было 2,2%, на момент выписки – 0 (рис. 2).

      Рис. 2. Динамика психоэмоционального состояния.

Таким образом, результаты проведённого исследования доказывают эффективность программы, способствующей адаптации детей на этапе лечения в оздоровительном учреждении.

Список литературы:

1. Витакер, Д. С. Группа как инструмент психологической помощи. М.,

2006.

2. Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Речь, 2011.

3. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Ривола, 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении"

Данная статья была составлена исходя из опыта работы учителей начальной школы МАОУ "Гимназия № 1" г. Саратова. В ней раскрывается сущность социализации, т.к. в процессе неё человек формируе...

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования.

Психолого-педагогические условия развития одаренности младшего школьника в условиях современного начального образования....

Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении МБОУШР "Гимназия"

О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми, стремится к тому, чтобы они хоть н...