Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_nauchnye_teorii.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные научные теории, направленные на воспитание и развитие детей, позволяют глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности. Поэтому воспитание младших школьников рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого. Основная задача любого педагога – научить детей воспринимать сложные жизненные ситуации, оградить их от асоциального влияния и сформировать навыки духовного противостояния им. Культурно-образовательная среда помогает освоить систему ценностей и норм современного общества, закладывает основы нравственных регуляторов и форм поведения создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе принятия культурных образцов жизни. Культурно-образовательная среда современной школы должна представлять собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведения внеурочной работы[1].
Культурно-образовательная среда младших школьников состоит из основного и дополнительного образования. Взаимодействие основного и дополнительного образования позволяет создавать условия для успешного обучения, приобретения опыта творческой деятельности, обеспечивает эмоционально-ценностное ориентирование и самовыражение каждого ученика с помощью приобретенных знаний.
Основное образование младших школьников включает интегрированные уроки литературного чтения, окружающего мира, русского языка и ОРКиСЭ. Все эти виды деятельности содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны, что позволяет воспитать в детях основы национального самопознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, и в конечном итоге формируют осознанное патриотическое чувство.
На уроках мы помогаем детям с первого класса стать читателем путем чтения произведения и его элементарного анализа, вводим учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы, знакомим учащихся с особенностями искусства художественного слова. Разнообразные формы работы на уроках литературного чтения предоставляют широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, чтение по ролям, наизусть, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок. Викторины, головоломки, шарады, ребусы, анаграммы, занимательные игры, инсценировки сказок и рассказов развивают творческую активность как на уроках литературного чтения, так и на уроках ОПК.У многих детей появляется положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начинают проявлять более высокую степень самостоятельности; учатся задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную информацию.
Внеурочная деятельность дает возможность ребенку не ограничиваться только школьным пространством. Каждый получает возможность выйти во внешнюю социальную среду, стать активным носителем информации, получать информацию через непосредственную деятельность из первых уст и адекватно оценивать себя и окружающий мир, достигая качественно новых личностных результатов.
Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей младшего школьного возраста, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью детского досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового.
Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная), по способам осуществления (художественная – музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество – моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынуждённый отдых в период интенсивной работы), по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил).
Культурно-досуговая деятельность складывается из классных и внеклассных мероприятий:
- школьных праздников: "Все звезды школы", "День рождения школы", "Благотворительная ярмарка", "Широкая масленица", "Книга славы";
- экскурсий по местам боевой славы, историческим музеям, по святым местам города: "История города в названиях улиц", "По дороге к храму";
- сбора информации для школьного музея боевой славы и др.
Обучающемуся предоставляется право выбора секций и студий ("Доноведение", " Азбука здоровья", "Волшебная мастерская", "Народный танец"и др.) , который он делает, опираясь на принцип интереса.
Таким образом, оптимизация процесса развития творческих способностей младших школьников в условиях культурно-досуговой деятельности возможна при использовании разнообразных средств и методов, которые проявляются в учебно-коммуникативной, трудовой и учебно-игровой деятельности и важно создавать в образовательном процессе такие ситуации, в которых дети могут сочетать все эти виды деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
- Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1. - С.3-12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников.
Из опыта работы...
« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО» Концепция программы ФГОС НОО ...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и младших школьников"...
Создание здоровьесберегающего пространства как условия повышения качества обучения и воспитания младших школьников
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и...
Культурно-образовательная среда как условие воспитания младших школьников.
Урочная и внеурочная деятельность во ФГОС рассматривается как система условий и предпосылок для личностного становления и культурного саморазвития обучаемого.Культурно-образовательная среда помогает о...
Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника.
Ребенок, как субъект социализации, воспроизводит культуру путем усвоения социального опыта, через систему социальных связей, а также воспроизводит ее в социальную среду, через активную деятельность. В...
Условия адаптации младшего школьника к учебной среде.
Целью практической психологической работы с обучающимися должно быть: психологическое здоровье и адаптация к школе, куда входит психическое и личностное развитие...