Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе
методическая разработка (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_konfliktnogo_povedeniya.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы психолого-педагогического сопровождения внутришкольной работы по профилактике конфликтного поведения в начальной школе
Пояснительная записка.
Конфликт – это всегда столкновение интересов, которые характеризуют ценностные ориентации и потребности конфликтующих. Причинами столкновений могут быть самые разнообразные жизненные проблемы. В социально – педагогическом процессе часто возникают проблемы, обусловленные спецификой самого процесса: чему учить и как учить, как учиться и у кого учиться.
В своей работе «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» Анцупов А.Я. говорит о том, что конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе. [1]
Ключевая роль в формировании у человека умения в общении с другими людьми принадлежит школе. Надо сказать, что роль общеобразовательной школы в жизни нашего общества более существенна, чем это принято считать.
В младшем школьном возрасте проблема профилактики конфликтов, на наш взгляд, особо актуальна. В этот период дети делают первые шаги к взрослой жизни - учатся взаимодействовать в коллективе, решать проблемы взаимопонимания. Поэтому им необходимо уметь конструктивно разрешать конфликты, чему и способствует профилактика.
Васильев Н.Н. в своей работе «Тренинг преодоления конфликтов» говорит не только о предотвращении конфликтных ситуаций, но и об умении управлять ими. При этом важная роль в преодолении конфликтов отводится школьному психологу. [2] Целью тренинга является повышение коммуникативной компетентности. Авторы Екимова В.И. и Золотова Т.В. в работе «Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста» также считают, что для конструктивного решения конфликтов и повышения коммуникативной и социально-психологической компетентности обучающихся необходима тренинговая работа. [4]
Под руководством учителя дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности. В учебном пособии под общей редакцией профессора Волкова Б.С. «Конфликтология» большое внимание уделено рассмотрению конфликтов в учебно-воспитательном процессе младших школьников, подростков и старших школьников. При этом уделяется внимание особой роли учителя как посредника в разрешении конфликтов. [3]
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям условий окружающей жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают прежде всего те объекты или свойства предметов, которые вызывают их непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, так как свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам школьной жизни, которая вводит ребенка в строго нормированный мир отношений, требую от него организованности, ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости. Осложняет новую социальную ситуацию и то, что у каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается и на здоровье младших школьников, и на их поведении.
Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.
Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
- Профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
- Конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение затянутых в конфликт учащихся. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной многих серьезных заболеваний.
- Именно в школе у школьника формируются навыки разрешения возникающих конфликтов путем межличностного взаимодействия, которые случаются в жизни каждого человека. [1]
Таким образом, предупреждение конфликтов является одной из важнейших задач педагогического коллектива школы, предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его.
Тема профилактической программы: Профилактика конфликтного поведения у младших школьников.
Цель программы: актуализация ценностей конструктивного разрешения конфликтов и создание системы психолого-педагогических условий, способствующих формированию эффективных форм взаимодействия младших школьников.
Программа позволяет решить следующие задачи:
- формирование уверенности в себе у младших школьников;
- развитие чувства эмпатии у младших школьников;
- воспитание социальных навыков у младших школьников;
- повышения уровня развития компетенций педагогов в разрешении конфликтных ситуаций в классе;
- развития компетенций родителей (законных представителей) навыков конструктивного поведения внутри семьи.
Приоритетные направления программы.
Задача программы | Приоритетное направление программы | Планируемый результат | Способы оценки результата |
Формирование уверенности в себе у младших школьников | Повышение самооценки у младших школьников | Повышение уровня уверенности у младших школьников | Анкетирование младших школьников, экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение за работой учащихся в классе |
Развитие коммуникативных навыков у младших школьников | Формирование у младших школьников навыков эмпатичного взаимодействия друг с другом, педагогами, родителями | Сформированность навыков эффективного общения обучающихся: умение избегать конфликта или его разрешать. | Экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение за работой учащихся в классе, тестирование, уровня социализации. |
Повышение уровня компетенций педагогов в области построения эффективных взаимоотношений. | Повышение психолого-педагогических компетенций педагогов в области формирования у обучающихся навыков эффективного поведения | Высокий уровень психолого-педагогических компетенций педагогов в области формирования у обучающихся навыков эффективного поведения | Наблюдение, беседа, групповая дискуссия кейс, круглый стол, тест |
Развитие компетенций родителей (законных представителей) в области эффективного поведения | Повышение психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) в области эффективного поведения | Повышение знаний у родителей (законных представителей о влиянии моделей поведения, используемых в семье, на поведение и личностное развитие ребенка | Групповая дискуссия, кейс, круглый стол, лекция, анкетирование. |
Список используемых источников.
1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] - М.: Гуманит. изд; центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с. — ISBN 5-691-01057-3.
2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] - СПб.: Речь, 2007. — 174 с. — ISBN 5-9268-0104-4.
3. Волков Б.С. Волкова Н.В. Конфликтология: учебное пособие — М.: КНОРУС, 2016. — 356 с. — ISBN 978-5-406-04542-8. Электронная ссылка http://static.my-shop.ru/product/pdf/209/2087109.pdf
4. Екимова В.И, Золотова Т.В. Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста [Текст] - Москва.: Аркти, 2008. – 64с., — ISBN: 978-5-89415-647-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе
организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.
Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ – ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В современном обществе увеличивается число молодежи с отклоняющимся поведением, что является одной из самых важнейших социально – педагогических проблем. Данная проблема приобретает еще большую значим...
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с девиантным поведением
Программа как часть адаптивной образовательной программы...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением.
С каждым годом растет количество детей так называемой «группы риска»- детей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям.Т...
Рабочая программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся "группы риска" (состоящих на внутришкольном и других видах учёта)"
Авторско-составительская программа (в соавторстве) (2018-2019 учебный год)...