Методическая разработка. Памятка "Адаптация к школе"
методическая разработка (1 класс)

Адаптация в школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация к школе126.45 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Адаптация первоклассника к школе»

Поступление в школу – новый важный этап жизни детей – появляется новый вид социально значимой деятельности (учебной), предъявляются новые требования, возникают новые обязанности, складываются новые отношения.

Всё это требует большого напряжения физических и нравственных сил.

Возникающие психологические затруднения часто являются реакцией на новую, непривычную обстановку. Поэтому, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Период адаптации первоклассников к школе может длиться от двух до шести месяцев.

Это зависит от многих факторов:

  • Индивидуальные особенности ребёнка;
  • Характер взаимоотношений с окружающими;
  • Степень подготовленности ребёнка к школьной жизни;

После первых месяцев с начала учебного года уже можно сделать выводы, как проходит адаптация вашего первоклассника к школе.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
  • успешное усвоение учебной программы;
  • самостоятельность ребенка при выполнении им учебных заданий;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

Если большинство из перечисленных признаков не присущи вашему ребенку, то первокласснику требуется ваша помощь, чтобы освоиться в новой для себя роли.  Именно в этот период требуется максимальное участие родителей в жизни ребенка.

Советы родителям первоклассников

  • Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником.            

Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

Объясните их необходимость и целесообразность. Если ребёнок совершил какой-то негативный поступок, постарайтесь дать ему возможность самому проанализировать последствия данного поступка. Когда вы высказываете своё мнение, не оценивайте личность и характер ребёнка.

  • Запаситесь терпением.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребенка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным.  

Помните, что высказывания типа: «Ну сколько раз тебе нужно повторять? Когда же ты, наконец, научишься? Что же ты такая неумеха?» — кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Хорошо, если ребенок в трудный первый год учебы будет ощущать поддержку.

Ваша вера в успех, спокойное, ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

  • Соблюдайте режим дня.

Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Ребёнок должен иметь полноценный сон и питание, прогулки, посильную физическую нагрузку, а также отдых и свободное время. Постарайтесь выделить ребёнку в доме его личную территорию – свою комнату или своё уголок, где он хозяин. Также ребёнку необходимо личное время, в которое он может заниматься тем, чем хочется именно ему.

  • Не пропускайте трудности.

Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

  • Хвалите ребёнка.

Основное поощрение для ребенка – похвала. Когда вы хвалите ребенка, обязательно описывайте последствия и результаты, усилия ребенка. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, сравнивайте только предыдущие достижения.

Например: ты сегодня написал прописи намного аккуратнее, чем вчера. Предоставьте ребенку возможность самому найти критерии оценки и оценить свою работу.

  • Не предъявляйте завышенных требований.

Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему время, может быть, даже пережить какую-либо ошибку.  Обсудите со своим первоклассником, за что он отвечать (например, сбор портфеля или за то, чтобы все уроки были сделаны, разумеется, он всегда может обратиться за помощью, когда нужно)

Главная

  • Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки или заниматься дополнительно, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать ребёнку физическую разрядку.

  • Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

  • Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

Важная задача родителей – обеспечить психологический комфорт и поддержку своему ребёнку.

Главное – быть рядом, помогать, вселять уверенность, не забывая слова поддержки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки для начальной школы

Разработка урока по кубановедению.Можно использовать как внеклассное мероприятие....

Методическая разработка урока "Первые школы Магаданской области"

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения первых школ на территории Магаданской области....

Методическая разработка "Готовность к школе"

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношени...

Методическая разработка праздника.Здравствуй, школа!

Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности....

Методическая разработка интегрированного урока "Школа светофора"

Разработка поможет познакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице, расширить знания у...

Статья: Методическая разработка для начальной школы «Читательский дневник» УМК «Школа России»

Основная концептуальная идея «Читательского дневника» придерживается концепции УМК «Школа России», согласно которой российская школа должна стать школой духовно-нравственного р...

Методическая разработка для начальной школы - игра по станциям «Знатоки космонавтики» Подготовила воспитатель ГПД ГБОУ школы № 695 «Радуга» Пушкинского района СПБ Комиссарова Татьяна Борисовна

Задачи: повысить интерес к самостоятельному поиску информации по теме космос, обобщить имеющиеся представления детей по теме космос,формировать умение работать в группе....