Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
рабочая программа
Цель: формирование навыков адекватного поведения путём применения психокоррекционных занятий, а также разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiho-korrektsiya_5_klass.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.
- Цели и задачи
Цель: формирование навыков адекватного поведения путём применения психокоррекционных занятий, а также разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.
Задачи:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
- Общая характеристика коррекционного курса
В рамках реализации программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» определены следующие направления работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС, планирование работы на следующий год.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
― психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
― беседы с учащимися, учителями и родителями,
― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
― занятия индивидуальные и групповые,
― игры, упражнения, этюды,
― психокоррекционные методики и технологии,
― беседы с учащимися,
― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции для родителей,
― анкетирование педагогов, родителей,
― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
1.3. Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Всего на коррекционно-развивающую область в 5 классах предусмотрено для реализации программы 0,5 часа и составляет 17 часов в год.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида. Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога. При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности.
- Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
-читать; писать; выполнять арифметические действия;
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты
Обучающийся научится:
1) запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;
2) анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, делать логические выводы;
3) выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации;
4) начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
5) корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
6) объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность
7) бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
2) устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;
3) планировать свою деятельность по времени и содержанию;
4) замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;
5) решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;
6) контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;
7) практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
8) сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий.
3.Содержание
Программа разработана для учащихся 11-12 лет с умственной отсталостью легкой степени. Тематика коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью включает 3 основных блока:
Блок 1. Развитие и коррекция познавательной сферы
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование учебной мотивации;
- активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности;
- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
- расширение словарного запаса.
Количество часов:10
Игры, упражнения, тесты: Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы). Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы). Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза). Упражнения «Последовательность событий». Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы. Детское лото «Профессии». Дидактические игры «Самый наблюдательный», «Соблюдай правила», «Запрещенные движения», «Кодирование» (4 фигуры). Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке. Графический диктант с усложнённым заданием. Дидактические игры «Разложи, как было» (до 10 картинок), «Нарисуй по памяти картинку», Расставь точки» (3, 4 точки), «Муха». Разучивание стихотворения с опорными картинками. Рассказывание стихотворения по опорным картинкам.
Блок 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы
- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;
- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;
- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»;
- гармонизация психоэмоционального состояния; - развитие самостоятельности; - формирование навыков самоконтроля;
- коррекция агрессивности обучающихся.
Количество часов: 5
Игры, упражнения, тесты: Диагностика эмоционального состояния. Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. Работа с проявлением агрессивности. Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. Упражнения на развитие навыков саморегуляции. Этюды на расслабление основных эмоций. Этюды на расслабление мышц. Психогимнастика. Упражнения энергизаторы, активаторы. Игры и упражнения на расслабление. Релаксационные упражнения.
Блок 3. Развитие коммуникативных навыков
- становление умения владеть средствами общения;
- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
- формирование коллективного обсуждения заданий;
- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
Количество часов: 2
Игры, упражнения, тесты: Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку».
Основные методы (техники, приемы) обучения:
- Дыхательно-координационные упражнения.
- Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
- Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
- Упражнения и игры, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие графические навыки.
Возможно использование в качестве методов обучения элементов аутотренинга и этюдов.
Структура занятия
Каждое занятие состоит из 4 частей:
- Разминка. Включает ритуал приветствия, игры и упражнения для создания положительного настроя на работу, создание атмосферы доверия, дыхательные упражнения.
- Основная часть. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Проводятся игры и упражнения на развитие тонкой моторики руки и графических навыков, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.
- Рефлексия. Получение обратной связи от детей, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего (чему научились, что узнали, что чувствовали и т.д.).
- Прощание. Закрепление позитивного настроя обучающегося/членов группы, создание атмосферы единства.
Основные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание учителя, самостоятельная работа с печатными заданиями, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, работа с таблицами и схемами, работа с наглядным материалом.
4.Учебно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
Блок 1. Развитие и коррекция познавательной сферы | ||||
1. | Первичная диагностика | 1 | ||
2. | Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы ) | 1 | ||
3. | Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза) | 1 | ||
4. | Упражнения «Последовательность событий» | 1 | ||
5. | Детское лото «Профессии» | 1 | ||
6. | Дидактическая игра «Соблюдай правила» | 1 | ||
7. | Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок) | 1 | ||
8. | Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку» | 1 | ||
9. | Дидактическая игра «Муха» | 1 | ||
10. | Разучивание стихотворения с опорными картинками | 1 | ||
Блок 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы | ||||
1. | Диагностика эмоционального состояния. | 1 | ||
2. | Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. | 1 | ||
3. | Этюды на расслабление мышц. | 1 | ||
4. | Психогимнастика. | 1 | ||
5. | Релаксационные упражнения | 1 | ||
Блок 3. Развитие коммуникативных навыков | ||||
1. | Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. | 1 | ||
2. | Итоговая диагностика | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы;
- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мозаики, мячи, кольцебросы, обручи);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);
- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений.
- мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий.
- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
- тетради для работ учащихся.
Учебно-методические пособия
1. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М. «Академия», 2002.
2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000
3.Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов [Текст]/под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса
Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)
Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» 3 класс
Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с легкой степенью умственной отсталости вида 8.1...
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» ЗПР 3,4 класс
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального обще...
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 6-7 классов 9.1
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 6-7 классов 9.1...
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 1-4 классов 9.1
Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 1-4 классов 9.1...