Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
рабочая программа

Барсукова Кристина Юрьевна

Цель: формирование навыков адекватного поведения путём применения   психокоррекционных занятий, а также разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiho-korrektsiya_5_klass.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                           1.Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).

Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.

  1.  Цели и задачи

Цель: формирование навыков адекватного поведения путём применения   психокоррекционных занятий, а также разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся.

Задачи:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

  1. Общая характеристика коррекционного курса

В рамках реализации программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» определены следующие направления работы:  

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная  на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

3.  Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4.  Групповые и индивидуальные консультации с педагогами  

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.  

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС, планирование работы на следующий год.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

 ― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики и технологии,  

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,  

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.


                                           1.3. Место коррекционного курса в учебном плане

 

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в  коррекционно-развивающую область учебного плана.  Всего на коррекционно-развивающую область в  5 классах предусмотрено для реализации программы 0,5  часа и составляет 17 часов в год.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида. Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога. При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности.

  1. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные  и предметные результаты

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 Метапредметными результатами являются формирование следующих УДД:

Коммуникативные учебные действия

 Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:  

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);  

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  

обращаться за помощью и принимать помощь;  

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:  

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:  

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

-устанавливать видо-родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;  

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

-читать; писать; выполнять арифметические действия;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;  

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 Предметные результаты

Обучающийся научится:

1) запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;

2) анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, делать логические выводы;

3) выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации;

4) начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

5) корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

6) объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность

7) бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих.

Обучающийся получит возможность научиться:

1) адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

2) устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;

3) планировать свою деятельность по времени и содержанию;

4) замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;

5) решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;

6) контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;

7) практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

8) сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий.

3.Содержание

Программа разработана для учащихся 11-12 лет с умственной отсталостью легкой степени. Тематика коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью включает 3 основных блока:

Блок 1.  Развитие и коррекция познавательной сферы

 - развитие внимания, памяти, мышления;

 - формирование учебной мотивации;

- активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности;

 - приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

 - расширение словарного запаса.

Количество часов:10  

Игры, упражнения, тесты: Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы). Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы). Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза). Упражнения «Последовательность событий». Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы. Детское лото «Профессии». Дидактические игры «Самый наблюдательный», «Соблюдай правила», «Запрещенные движения», «Кодирование» (4 фигуры). Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке. Графический диктант с усложнённым заданием. Дидактические игры «Разложи, как было» (до 10 картинок), «Нарисуй по памяти картинку», Расставь точки» (3, 4 точки), «Муха». Разучивание стихотворения с опорными картинками. Рассказывание стихотворения по опорным картинкам.

Блок 2.  Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

- формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»;

- гармонизация психоэмоционального состояния; - развитие самостоятельности; - формирование навыков самоконтроля;

- коррекция агрессивности обучающихся.

Количество часов: 5

Игры, упражнения, тесты: Диагностика эмоционального состояния. Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. Работа с проявлением агрессивности. Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. Упражнения на развитие навыков саморегуляции. Этюды на расслабление основных эмоций. Этюды на расслабление мышц. Психогимнастика. Упражнения энергизаторы, активаторы. Игры и упражнения на расслабление. Релаксационные упражнения.

Блок 3. Развитие коммуникативных навыков

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

Количество часов: 2

Игры, упражнения, тесты: Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку».

Основные методы (техники, приемы) обучения:

  1. Дыхательно-координационные упражнения.
  2. Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.
  3. Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.
  4. Упражнения и игры, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие  графические навыки.

Возможно использование в качестве методов обучения элементов аутотренинга и этюдов.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из 4 частей:

  1.  Разминка. Включает ритуал приветствия, игры и упражнения для создания положительного настроя на работу, создание  атмосферы доверия, дыхательные упражнения.
  2. Основная часть. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Проводятся игры и упражнения на развитие тонкой моторики руки и графических навыков, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.
  1. Рефлексия. Получение обратной связи от детей, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего (чему научились, что узнали, что чувствовали и т.д.).
  2. Прощание. Закрепление позитивного настроя обучающегося/членов группы, создание атмосферы единства.

Основные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание учителя, самостоятельная работа с печатными заданиями, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, работа с таблицами и схемами, работа с наглядным материалом.


4.Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

Блок 1.  Развитие и коррекция познавательной сферы

1.

Первичная диагностика

1

2.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы )

1

3.

Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза)

1

4.

Упражнения «Последовательность событий»

1

5.

Детское лото «Профессии»

1

6.

Дидактическая игра «Соблюдай правила»

1

7.

Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок)

1

8.

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку»

1

9.

Дидактическая игра «Муха»

1

10.

Разучивание стихотворения с опорными картинками

1

Блок 2.  Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

1.

Диагностика эмоционального состояния.

1

2.

Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

1

3.

Этюды на расслабление мышц.

1

4.

Психогимнастика.

1

5.

Релаксационные упражнения

1

Блок 3. Развитие коммуникативных навыков

1.

Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня.

1

2.

Итоговая диагностика

1

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»

 

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

 -  функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины);

- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы;

- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мозаики, мячи, кольцебросы, обручи);

- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

-  материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);

- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений.

- мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий.  

- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.

- тетради для работ учащихся.

 

Учебно-методические пособия

1. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М. «Академия», 2002.

2. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000

3.Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов [Текст]/под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса дефектологических занятий для обучающихся 1 класса

Данная рабочая программа предназначена для учителей-дефектологов, проводящих коррекционные (дефектологические) занятия в школах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)

Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)

Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» 1 класс(вариант 7.2)...

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» 3 класс

Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО  детьми с  легкой степенью умственной отсталости вида 8.1...

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» ЗПР 3,4 класс

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ОВЗ и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального обще...

Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 6-7 классов 9.1

Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 6-7 классов 9.1...

Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 1-4 классов 9.1

Рабочая программа коррекционного курса "Психокоррекционные занятия" для 1-4 классов 9.1...