Программа внеурочной деятельности по курсу "Основы коммуникации". Направление: социальное
рабочая программа (1 класс)

Будаговская Елена Павловна

Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» является частью АООП НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработанной на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант  6.3.).

Программа по основам коммуникации направлена на коррекцию отклонений в личностно-социальном развитии, в речевом и психофизическом развитии обучающейся с НОДА. Специальные коррекционные занятия помогут обучающейся в освоении учебной программы, сформируют умения и навыки ориентировки в быту, сформируют навыки общения, социальной и психологической адаптации в социуме, в окружающем пространстве, поспособствуют коррекции познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Лицей № 5»

 

Рассмотрено                                  

на педагогическом совете    

 Прокол № 1  

от 31.08.2022 года

Согласовано:      

Заместитель директора по ВР    

Абрашина К.В. _____________                                  

31» августа 2022 года

Утверждаю:  

 

Директор МБОУ г. Мценска «Лицея № 5»                                              

Коин О.Н.___________________                    

Приказ № 177 от «31» августа 2022 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

По курсу «Основы коммуникации»

(вариант 6.3) 

 1класс

Срок реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год

Количество часов в год: 33, в неделю: 1

Составитель: педагог-психолог

Будаговская Елена Павловна

Мценск, 2022

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» является частью АООП НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработанной на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант  6.3.).

Программа по основам коммуникации направлена на коррекцию отклонений в личностно-социальном развитии, в речевом и психофизическом развитии обучающейся с НОДА. Специальные коррекционные занятия помогут обучающейся в освоении учебной программы, сформируют умения и навыки ориентировки в быту, сформируют навыки общения, социальной и психологической адаптации в социуме, в окружающем пространстве, поспособствуют коррекции познавательной деятельности.

Курс направлен на овладение обучающейся коммуникативными умениями и навыками, в основе которых лежат принятые в обществе нормы и стереотипы коммуникативного поведения.

Цель программы: коррекция и развитие у ребенка с ограниченными возможностями здоровья познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в системе комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

  • Формировать различные формы общения обучающейся со взрослыми и сверстниками. Тренировка различных коммуникативных умений.
  • Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для обучающейся, способствующие формирование и совершенствование навыков коммуникативной деятельности.
  • Способствовать совершенствованию обобщенных действий в различных видах деятельности, общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у обучающейся в условиях совместной учебно- игровой деятельности.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
  • Развивать у обучающейся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога. Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование    социо-культурных навыков.

        Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки  ребенку  младшего школьного возраста, имеющего трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих           трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и  сверстниками.

Программа разработана в соответствии с нормативными актами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

-Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья».

-Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ г. Мценска «Лицей № 5».

Данная рабочая программа разработана на основе следующих программ: О.Л. Князева «Я – ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников», Л.В. Коломойченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников», С.А. Козлова «Я – человек. Программа социального развития ребенка».

Структура программы

Программа состоит из 4 разделов:

I раздел «Человек среди людей»;

 II раздел «Кто такие взрослые?»;

III раздел «Эмоции, чувства, желания и взгляды»;

 IV раздел «Социальные навыки».

Первый раздел – «Человек среди людей» – направлен на то, чтобы обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию. На основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.

Второй раздел – «Кто такие взрослые» – направлен на развитие в детях интереса к миру взрослых, развитие желания следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям.

Третий раздел – «Эмоции, чувства, желания и взгляды» – поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других, а также познакомит детей с альтернативными способами коммуникации.

Четвертый раздел – «Социальные навыки» – предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Данный раздел направлен на формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогает понять, как легко может возникнуть ссора; способствует осознанию причин конфликтов; обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения

Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Основы коммуникации» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Лицей № 5», рассчитан на 1 год  обучения, 33 часа в год, 1 раз в неделя, 1 академический час.

Общая характеристика коррекционного курса

В основе реализации программы лежит теоретическая модель индивидуальной работы с обучающейся, которая включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический     и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей. Он предполагает осознание обучающимися ценности, уникальности себя и окружающих.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у обучающейся потребности в саморазвитии, побуждает к последующей   самореализации.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи.

Структура занятий:

  1. Ритуал приветствия
  2. Вводное упражнение
  3. Работа по теме занятия
  4. Рефлексия
  5. Ритуал прощания

Форма проведения – индивидуальная.

Срок реализации данной рабочей программы – 1 год.

Формы контроля: входная, итоговая диагностика.

Тематическое планирование занятий по курсу «Основы коммуникации»

Раздел

Наименование темы

Задачи

Количество часов

Человек среди людей

Моё и твоё имя

Учить ребенка откликаться и называть имя

2

Учить ребенка называть своих одноклассников по имени

Учить ребенка называть своё имя и имена своих одноклассников

Учить ребенка узнавать себя на фотографиях

Обучение альтернативной коммуникации с использование жестов

Тело века

 Формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека.

2

Познакомить с возможностями тела человека .

Развивать способность рассматривать себя и других людей.

Я-мальчик, я-девочка.

Учить сравнивать внешний вид и одежду девочек и мальчиков.

2

Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками.

Воспитывать у ребенка культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения

Говорим вежливые слова.

Формировать умения ребенка использовать в своей речи вежливые слова.

2

Учить здороваться и благодарить.

Я среди людей

Формировать чувство принадлежности к сообществу людей.

2

Кто такие взрослые?

Моя семья

Формировать у ребенка представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

2

Воспитывать желание заботиться о близких

Труд взрослых

Формирование представления ребенка о труде взрослых.

2

Формирование знаний ребенка о трудовых действиях, о результатах труда

В мире профессий (учитель, воспитатель, водитель, повар)

Формирование представлений детей о профессиях сотрудников лицея.

2

Воспитывать у ребенка уважение к людям, работающим в лицеи

Взрослые – это….

Формирование представления ребенка о взрослых людях

1

Эмоции, чувства, желания и взгляды

Что такое настроение?

Формирование представления о настроении, о причинах его изменения

2

Радость

Грусть

Формирование представлений о причинах возникновения основных эмоциональных состояний (радость-грусть), учить определять их по внешнему проявлению.

2

Чего я боюсь?

Формирование представлений о причинах страха.

1

Изменения настроения

Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения.

1

Злость

Доброта

Обучение приемлемым и адекватным вербальным и невербальным способам выражения своих эмоций.

2

Социальные навыки

Друзья

Развитие элементарных представлений о дружеские отношения.

2

Ссора

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры.

2

Как помириться

Обучение простым способам выхода из конфликтов.

2

Что такое хорошо, что такое плохо

Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо

2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Задачи и планируемы результаты 1 класса

Название раздела

Задачи раздела

Человек среди  

людей

  • формирование гуманного отношения к людям;
  • развитие интереса к сверстнику, желание взаимодействовать с ним;
  • формирование позитивных установок к различным видам учебной и трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Планируемые результаты:

знает свое имя, фамилию, отчество, возраст;

  • доброжелательно относится к сверстникам и одноклассникам;
  • проявляет желание взаимодействовать со сверстниками;
  • проявляет активность в различных видах учебной и трудовой деятельности.

Кто такие взрослые?

  • расширение представлений о семье, ее роли в жизни человека;
  • расширение представлений детей о профессиях людей;
  • развитие представлений о том зачем и для чего работают взрослые;
  • учить обращаться за помощью к взрослым при возникновении трудностей.

Планируемые результаты:

соблюдает дистанцию в общении со взрослыми;

  • обращается к взрослым по имени и отчеству;
  • может обратиться в адекватной форме за помощью ко взрослому при возникновении трудностей.

Эмоции, чувства, желания, взгляды

  • развитие умения воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них;
  • развитие способности управлять своим эмоциональным

состоянием, избирать адекватные ситуации общения формы эмоционального реагирования.

Планируемые результаты:

проявляет доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми;

– эмоциональные реакции адекватны ситуации общения.

Социальные навыки

  • развитие умения использовать речевые формы вежливого

общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться;

  • развитие способности слушать учителя, воспитателя, собеседника не перебивая;
  • формировать представления о допустимых и недопустимых

формах поведения в школе, дома, на улице и т.д.

Планируемые результаты:

  • использует в общении вежливые слова;
  • соблюдает правила поведения в школе;
  • умеет слушать не перебивая.

Система оценки достижения обучающейся планируемых результатов коррекционного курса

Личностные результаты овладения коррекционным курсом включают овладение обучающейся социальными компетенциями, навыками самоконтроля и саморегуляции в процессе общения, навыками рефлексии и эмпатии.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными компетенциями.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки (специалисты ПМПк), метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов.

Предметные результаты овладения коррекционным курсом включают овладение обучающейся знаниями правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях, умениями решать актуальные житейские задачи, используя вербальную и невербальную коммуникацию, как средство достижения цели, умениями корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, умениями получать и уточнять информацию от собеседника, умениями начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу.

Программа оценки предметных результатов овладения коррекционном курсом

Критерий

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками

коммуникации и

принятыми

ритуалами социального

взаимодействия

Сформированность

 навыков

 коммуникации

со    взрослыми.

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми.

Способность применять адекватные способы поведения в разных

ситуациях.

Способность обращаться за

помощью

Сформированность навыков

коммуникации со

сверстниками

Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со

сверстниками.

Способность применять адекватные способы

поведения в разных ситуациях.

Способность обращаться за помощью.

Владение альтернативными

средствами

коммуникации

 Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации.

Адекватность применения

ритуалов социального взаимодействия.

Способность правильно применить ритуалы

Социального взаимодействия согласно

ситуации.

Оценка предметных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении коммуникативными компетенциями.

Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися коммуникативными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки (специалисты ПМПк), метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, тестирования обучающихся.

Система оценки предметных результатов овладения коррекционным курсом:

Низкий уровень – ребенок не овладел коммуникативными компетенциями, не стремиться к общению со сверстниками и взрослыми, либо использует неадекватные и неприемлемые способы общения.

Уровень ниже среднего – ребенок усвоил некоторые коммуникативные компетенции, однако адекватно их использует лишь при контроле со стороны взрослого.

Средний уровень – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций, однако требуется контроль со стороны взрослого за их соблюдением.

Высокий уровень – ребенок усвоил все коммуникативные компетенции и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.

Список литературы

  1. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.– М.: Школьная пресса, 2012. – 64 с.
  2. Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломойченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
  3. Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломойченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
  4. Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6 – 7 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломойченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
  5. Коломойченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
  6. Купина Н.А., Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – М.: Флинта, 2010. – 176 с.
  7. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / ав. – сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 153 с.
  8. Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессее дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
  9. Шоакбарова С.И. Конспекты психолого – педагогических развивающих занятий для дошкольников. – М.: Детсво – Пресс, 2013. – 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4  классов...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к успеху» (социальное направление)

Цели курса:формирование ключевых компетентностей у учащихся по­средством интеграции самостоятельной познавательной исследо­вательской деятельности, направленной на исследование актуаль­ных социальных ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" (социальное направление)

Рабочая программа, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Моя первая экология"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» по социальному направлению

В даннойпрограмме представлена программа курса по социальному направлению и ктп с 1по 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс" (социальное направление)

Программа разработана с требованиями ФГОС на основе программы В.А.Герасимова "Классный час играючи" Эта программа призвана помочь ребёнку в формировании ответственности за свои поступки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ» (социальное направление)

Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ СШ №2г. Сычевки и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчиваетс...

Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" Направление: социальное.

Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социа...