Если в вашей семье появился ребенок с нарушением слуха
статья

Редреева Татьяна Владимировна

В статье раскрываются стадии родительского стресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

Консультация для родителей по теме «Если в вашей семье появился ребенок с нарушенным слухом»

Педагог-психолог

Редреева Т.В.

Нижневартовск

2022г.

Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка с нарушенным слухом, ведущим по праву, считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается, здесь получает первые знания об окружающем мире, здесь закладываются основы его отношений с миром.

Большинство родителей болезненно реагируют на то, что их ребенок не такой как все. Первичная реакция на диагноз обычно вызывает сознание вины: «Почему именно у меня?», «Почему я?». Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья качественным образом меняет взгляд на мир, отношение к самим себе, своему ребенку, к другим людям и к жизни вообще, меняет сложившийся уклад жизни, вызывая у родителей очень широкий спектр эмоциональных реакций, чаще всего объединяемых таким понятие как «родительский стресс».

В динамике родительского стресса традиционно выделяют несколько стадий.

Первая стадия сопряжена с эмоциональной дезорганизацией членов семьи. Родители испытывают шок, смятение, растерянность, беспомощность, а в некоторых случаях и страх перед ситуацией, с которой столкнулись.

Вторая стадия – это период негативизма и отрицания. Проявляется эта стадия по –разному: одни родители не желают признавать наличие проблемы и диагноз ребенка (реакция по типу «мой ребенок не такой»), другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимают всей глубины проблемы (реакция по типу «он же еще выправится, перерастет»).   

Третья стадия – горевание. По мере того, как родители начинают принимать и понимать проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с осознанием проблемы. На этой стадии у членов семьи могут появится депрессивные и невротические реакции.

Четвертая стадия – адаптация. Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации появления в семье ребенка с особенностями. Одни родители в силу своих личностных качеств, жизненного опыта и других факторов могут самостоятельно справиться с вышеназванными стадиями и адаптироваться к подобной ситуации, другие родители нуждаются в психологической помощи в виде консультаций и эмоциональной поддержки, а некоторым родителям и другим членам семьи нужна длительная психотерапевтическая помощь.

Конечно, каждая семейная ситуация, сопряженная с появлением ребенка с нарушением слуха, уникальна и индивидуальна, бывают ситуации, когда родители «застревают» на одной из стадий и тогда задача психолога – сопроводить родителей в данный период, помочь прожить его и выйти на следующий этап.

Памятка для родителей

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
  3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
  4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
  5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решения.
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.
  9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни телефон не заменят ему Вас.
  10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком с нарушением слуха.

Конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом (этап опознавания  2-х словной фразы).Возраст ребенка -5,5 лет,слуховой возраст -2,5 года,из них с КИ-1,5 года....

«Если в вашей семье ребенок с дефицитом активного внимания и гиперактивностью»

Рекомендации родителям, имеющих в семье гиперактивных детей для улучшения взаимопонимания между ними....

Статья "В вашей семье приёмный ребенок "

Проблемы семьи, где есть приемные дети....

Как расширить словарный запас ребенка с нарушением слуха

В данном материале даны рекомендации для родителей детей с нарушенным слухом....

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухомПочему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или д...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением слуха»

Какую роль играет семяь в воспитании ребенка с нарушением слуха. Как родители могут помочь своему ребенку....

Рекомендации для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха

Данный материал будет полезен для учителей массовой школы, у которых появился ребенок с нарушением слуха....