Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением слуха»
консультация
Какую роль играет семяь в воспитании ребенка с нарушением слуха. Как родители могут помочь своему ребенку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании ребенка с нарушением слуха»
Рождение ребёнка – большая радость для семьи. Родители уже представляют своего ребёнка счастливым, строят грандиозные планы на будущее. И вдруг в один момент всё рушится. «Такого не может быть! Почему это случилось с моим ребёнком?»
Страх, отчаяние – первая реакция каждой мамы, которая услышала от врача, что у её ребёнка проблемы со слухом. Никто из родителей не готов принять такой диагноз и поверить, что такое заболевание невозможно вылечить. Но как бы ни было тяжело, нужно научиться с этим жить, и научить жить с этим своего ребёнка. «Пропал не тот, кто в беду попал, пропал тот, кто духом упал», - гласит народная мудрость».
Запаситесь огромным терпением, добротой и любовью – и у вас всё получится! «Я хочу слышать вас, говорить с вами», - сказал бы ваш ребёнок, если б мог, и дать ему такой шанс должны мы, взрослые. Не надо ждать, что случится чудо или кто – то придёт и решит все ваши проблемы, и ребёнок сразу будет слышать и говорить. Стучите во все двери! Ребёнок с нарушением слуха без специального обучения говорить не будет, и общий уровень его развития будет ограниченным. Неслышащего ребёнка необходимо учить говорить и понимать речь окружающих. Родители, которые начнут развивать речь ребёнка, как только заметят у него проблемы со слухом, значительно уменьшат отличие его в общем развитии от слышащих ровесников.
Нужно взвешенно оценить свои возможности, возможности ребёнка, чтобы выбрать приемлемый для вас путь реабилитации ребёнка. Только вы решаете, отдавать ли ребёнка в специальное учреждение или воспитывать и обучать его самостоятельно. Неслышаший ребёнок, как и его родители, с раннего детства должен быть большим тружеником. Иначе ничего не выйдет. Родителям необходимо ежедневно, ежечасно, ежеминутно обращать внимание ребёнка на предметы, которые его окружают.
Родители должны в меру своих возможностей активно участвовать не только в воспитании ребёнка, но и в обучении, т.е. помогать учителю и воспитателю, выполнять все их поручения и просьбы, особенно заниматься формированием речи.
Очень важно вместе со своим ребёнком усвоить дактилологию и в достаточной степени развивать технику «говорения» пальцами, используя рекомендации сурдопедагога правильности дактилирования. Родителям также необходимо усвоить и специальную педагогическую грамоту, которая во многом определяет качество и успех обучения, а по существу судьбу вашего ребёнка.
Для накопления словарного запаса надо использовать рисунки, приучать ребёнка обращать внимание на артикуляцию губ. Для усвоения необходимо предлагать ему те слова, которые будут понятны и нужными для употребления. Одни и те же действия необходимо называть во время их выполнения в разных условиях и с разными предметами. Чтобы выработать у неслышащего ребёнка желание говорить, весь уклад жизни, всё окружение должно быть приспособленным для того, чтоб у него возникала природная необходимость говорить. Нужно систематически консультироваться у специалистов, которые дадут конкретные рекомендации, касательно индивидуальных форм и методов работы. Пусть родителей не пугает то, что ребёнок заговорит не сразу.
Появление первого слова в словаре неслышащего ребёнка – это большая победа, предвестник дальнейших успехов в преодолении немоты. В семье должны быть выработаны одинаковые требования к ребёнку. Не относитесь к нему, как к больному, разрешая ему всё, что угодно, исполняя все его желания. Ваша ошибка будет потом дорого стоить вам и вашему ребёнку. Глухие и слабослышащие дети будут настолько нормальными настолько, насколько их поддерживают и вдохновляют на это. Дети не будут «воспринимают как дееспособного члена семьи, общества.
Нигде, как в игре, нельзя так быстро и основательно сформировать, и закрепить у ребенка познания об окружающем мире, его закономерностях, сформировать представления о логической последовательности и взаимосвязи некоторых явлений и событий, игра помогает закреплению полученных понятий.
Игра может принести большую пользу развитию речи ребенка в том случае, если она выбрана правильно, с учетом определенных воспитательных задач, в связи с учебным материалом по развитию речи и, конечно, только в том случае, когда родитель является активным участником игры, умеет провести ее занимательно, часто меняется с ребенком ролями в игре. Только таким образом можно узнать, понял ли ребенок игру, осознаны ли им те или иные ситуации.
Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в школе, быть органически связанной с учебной программой.
Не менее важной сферой формирования речи неслышащего ребенка в семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.
Родителям нужно знать и помнить, что неслышащий ребенок, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. Конечно, воспитание глухого ребенка в семье требует от родителей большой выдержки, терпения, напряжения, но приводит к положительным результатам, если они выполняют советы сурдопедагога.
Многие родители не делают попыток разговаривать с неслышащим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мать, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Вова, на!». Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Вова, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
При игре в лото, в игрушки их можно сочетать с лепетными словами для малыша. Следует дать ребенку звукоподражания животным. Игру можно провести примерно так: мать предлагает ребенку 2-3 картинки и, подавая, называет каждую: «На ав-ав» (собака). Ребенок смотрит на губы матери и сам рефлекторно повторяет эти слова. Предлагая следующие картинки, мать говорит: «На му» (корову), «На мяу» (кошку). Ребенок повторяет. А потом мать, протягивая руку, говорит: Дай «му»! Если ребенок сразу не понял, мать повторяет просьбу несколько раз, а затем, показывая на картинку, говорит: «Му» и, протягивая руку, снова повторяет: «Дай му!» Когда ребенок поймет и протянет картинку матери, его нужно заставлять сказать «на». В дальнейшем он будет говорить: «На му». После того, как ребенок путем чтения с губ усвоит названия данных картинок, к ним можно добавлять еще несколько других, чтобы закрепить навык чтения с губ большого количества слов.
Такие игры с ребенком нужно проводить чаще, лучше каждый день. Ребенок привыкает к организованным речевым играм. В игре можно использовать не только картинки, но и игрушки, предметы одежды, обувь и т.д.
Например, при игре в мяч можно ребенку дать фразы: «брось мяч», «лови мяч». Каждое слово должно произноситься матерью много раз, чтобы закрепить чтение его с губ.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи неслышащий ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить громко, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
Надо развивать зрительное внимание, которое так необходимо неслышащему ребенку при чтении с губ. Этому очень способствует игра в картинное лото или игра «Чего не стало». На стол выкладывается несколько игрушек (например, лошадка, кошка, юла, машина, собака). Сначала ребенок смотрит и запоминает, какие игры на столе. Потом мы просим его закрыть глазки и в этот момент убираем одну игрушку. Открыв глаза, он должен сказать, чего не стало на столе. Например, «нет мяча», «нет би-би».
Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом
Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухомПочему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или д...
Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании"
Консультация поможет родителям сформировать отчетливое представление о роли, возможностях. путях и способах трудового воспитаниядетей в семье....
Консультация для родителей Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....
Консультация для родителей "Роль семейного досуга в воспитании ребенка".
Консультация для родителей "Роль семейного досуга в воспитании ребенка"....
Консультация для родителей "Роль дидактических игр в воспитании и обучении детей"
Дидактические игры создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для ...
Консультация для родителей "Роль семейного чтения в жижни ребенка дошкольного возраста"
Семейное чтение прививает любовь к книге. Родители показывают им образец культурного чтения, помогают правильно понять текст, объясняют непонятные слова и понятия....