Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1-4_klassy_ovz.doc | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа №3
(МБОУ г. Иркутска СОШ № 3)
664001 г. Иркутск, Госпитальная,2тел.77-86-01 E-Mail: School3_irkutsk@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ г. Иркутска СОШ № 3 Е.С. Комисарова____________ 06.09.2021 г. | «Утверждено» Директора МБОУ г. Иркутска СОШ № 3 Е.В. Ахмедзянова___________ Приказ от 07.09.2021 |
Коррекционно-развивающая программа
психологического сопровождения
детей с ОВЗ
«Психологическая коррекция»
1-4 класс
Составитель программы:
Суворова А.А., педагог-психолог МБОУ г. Иркутск СОШ №3
2021-2022 учебный год
Г. Иркутск
Рабочая программа коррекционного курса «Психологическая коррекция»1-4 класс разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ к результатам освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР и на основе методических рекомендаций и пособий по коррекционной работе.
Рабочая программа является приложением к АООП НОО МБОУ СОШ № 3. Программа имеет как психологическую, так и педагогическую направленность, предназначена для психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития).
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ.
К основным направлениям деятельности специалистов школы относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- экспертная работа;
- организационно-методическая деятельность;
- просветительская работа;
- психопрофилактика.
Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.
Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
Обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса является положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе, способствует его обучению, развитию индивидуальных способностей, его социальной адаптации.
Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны.
У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лубовский и др.).
Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их сверстники. Это ограничивает возможности наглядно-образного мышления. У детей с ЗПР имеются нарушения интеграции и координации (З. Тржесоглава).
Многие исследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед и др.) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти.
По уровню развития мыслительной деятельности большая часть детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности, неумением контролировать свои действия.
Наиболее страдает у детей с ЗПР абстрактное мышление, детям свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражениям, слабая интеграция отдельных процессов.
Нарушение внимания является характерным признаком ЗПР.
У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (З. Тржесоглава).
Таким образом, психологическая помощь должна быть направлена на предупреждение и коррекцию имеющихся недостатков психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе. Сущность психологической коррекции ЗПР состоит в формировании психических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.
Данная коррекционная программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфер и направлена на коррекцию и развитие психических процессов у детей с ОВЗ, обучающихся по АООП НОО, с учетом индивидуальных особенностей детей.
Для реализации коррекционно-развивающей программы используются учебно-методические пособия психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития.
Задачи:
- Диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
- диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния);
- диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальной интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
- формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю);
Принципы построения программы:
- Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
- Единство диагностики и коррекции.
- Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
- Комплексность методов психологического воздействия.
- Возрастание сложности.
- Учет объема и степени разнообразия материала.
Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов со статусом ОВЗ, согласно заключениям ТПМПК (обучение по адаптированной общеобразовательной программе, разработанной на основании специальных (коррекционных) программ VII вида).
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.
Курс программы рассчитан:
1 - 4 класс – 68 часов, с периодичностью 2 раза в неделю, время занятия составляет 20 - 30 минут.
Методы, используемые на занятиях:
- игровые методы
- арт-терапия
- сказкотерапия
- кинезиологические упражнения
- релаксационные упражнения
Возможность корректировки программы
В соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, обучающийся направляется на комплексное ПМПК обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Общая структура программы.
1 блок – Диагностический (входная диагностика) – 2 занятия. В начале курса занятий проводится диагностика развития личностных и метапредметных УУД.
2 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 30 занятий (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
3 блок – Диагностический (промежуточная диагностика) – 2 занятия. В середине курса занятий проводится диагностика развития личностных и метапредметных УУД.
4 блок - Коррекционно-развивающие занятия – 30 занятий (с учетом возрастных особенностей обучающегося). Занятия направлены на развитие и коррекцию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, снятия эмоционального напряжения, формирование и развитие УУД, развитие психических процессов.
5 блок – Диагностический (итоговая диагностика) – 3занятия. По окончанию курса занятий проводится диагностика динамики коррекции развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер.
Программа включает в себя входную, промежуточную и итоговую диагностику познавательных процессов. Программа рассчитана на детей 7-10 лет (1-4 классы). Включает познавательные упражнения, ориентированные на коррекцию мыслительных процессов, развитию общей осведомленности, упражнения на развитие моторики, а также совершенствованию языкового анализа и синтеза.
Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного усвоения программного материала.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём. Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
Календарно-тематическое планирование в 4 классе включает в себя весь пройденный материал за три года: развитие познавательной сферы, развитие речи и коммуникативных способностей, развитие навыков социальной компетенции, предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии, эмоциональная сфера.
Общая структура занятия
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального настроя, а также выполнение упражнений для улучшения мозговой и речевой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке. Тренировка речевой активности осуществляется через речевую, пальчиковую и дыхательную гимнастику, кинезиологические упражнения.
В основной части включены упражнения, направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы (внимание, мышление, воображение, память, саморегуляции) и эмоционально-волевой сферы.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия (рефлексия), обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
Структура занятия может корректироваться по ходу занятия, учитывая динамику работоспособности, интерес к заданию ребенка и другие принципы в подходе к реализации коррекционно-развивающей программы.
Структура занятий
1. Вводная часть. Постановка проблемы по новой теме
2. Основная часть. Развивающие и коррекционные задания по теме занятия
3. Заключительная часть. Подведение итога своей работы и занятия в целом
Всего 30 мин.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема урока | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
2 | Диагностическое занятие. | Входная диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) | 2 |
3 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Назови предметы», «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Выполни команду», «Какого цвета?», «Цветные полоски» | 3 |
4 | Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия | «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу». Составляем «Азбуку хороших слов». «Найди ошибку», «Определи фигуру», «Конкретизация понятий», «Учись слушать и выполнять», | 4 |
5 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | «Найди одинаковые», «Одинаковы ли бусы?», «Найди образец», «Найди картинку», «Перепутанные линии», «Найди девятый» | 3 |
6 | Упражнения на развитие зрительно-моторной координации | «Цветная сказка», «Штриховка», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Выполни правильно», «Вордбол», «Сгруппируй буквы» | 4 |
7 | Упражнения на развитие понятийного мышления (умения обобщать) | «Кто наблюдательнее?», «Магнитофон», «Конкретизация понятий», «Вордбол», «Сравни предметы» | 3 |
8 | Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию | «Найди одинаковые», «Запомни и найди», «Запомни и нарисуй», «Способы применения предмета», «Соблюдай правило», | 3 |
9 | Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счета | «Путаница», «Найди одинаковые», «Учимся сравнивать», «Поставь значки», «Отгадай слова», «Называй и считай» | 3 |
10 | Упражнения на развитие внимания | «Пишущая машинка», «Цветной ксилофон», «Живые цепочки» | 3 |
11 | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | «Синхронный счет», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Запомни картинки» | 3 |
12 | Диагностическое занятие | Промежуточная диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) | 2 |
13 | Осязание. | В мире запахов. Различение контрастных запахов. Одинаковые на ощупь. Различение предметов на ощупь. Определение названий различных осязательных ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Тёплое – холодное. Определение различных температурных свойств материала. Определение названий различных тепловых ощущений, опираясь на тактильные ощущения. Мокрое – сухое. Определение различных влажностных свойств материала. Определение названия мокрого или сухого предмета, опираясь на тактильные ощущения. Обозначение словом собственных ощущений. | 4 |
14 | Восприятие качеств величины. | Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Раскладывание, перекладывание предметов различной величины. Раскрашивание предметов различной величины. | 4 |
15 | Восприятие формы. | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Группировка предметов по форме. Раскрашивание предметов. | 5 |
16 | Восприятие цвета. | Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный). Игры на подбор нужного цвета. Игры на сочетание цветов. Рисование и раскрашивание предметов. Конструирование. | 3 |
17 | Восприятие пространства. | Пространственное ориентирование в схеме собственного тела. Дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (верх – сверху, сзади, справа, слева, за, под, около, низ – снизу, перед – спереди и т. п.), ориентирование в помещение по инструкции педагога. Пространственная ориентировка на листе бумаги. | 5 |
18 | Восприятие времени. | Сутки. Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. Работа с графической моделью «Сутки». Понятия: вчера, сегодня, завтра. Времена года. Обозначение временных представлений в речи. | 6 |
19 | Слуховое восприятие. | Формирование умения слушать, прислушиваться, сосредоточиваться на звуке. Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание речевым и неречевым звукам. Выполнение словесных поручений. | 4 |
20 | Диагностическое занятие | Итоговая диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) | 3 |
Тематическое планирование
2 класс
№ | Тема урока | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
2 | Диагностическое занятие. | Входная диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) | 2 |
3 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | Создаем хорошее настроение, «Подсчитай правильно», «Найди путь», «Полянки», «Найди фигуры» | 3 |
4 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | «Выше, слева, правее, снизу», «Соседнее, через одно», «Объедини слова», «Назови по порядку». | 3 |
5 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | «Найди фигуры», «Раздели на части», «Какой? Какая? Какие?», «Вычеркивай буквы и слушай» | 3 |
6 | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями | «Сколько знаков?», «Отгадай слова», «Запретная цифра», «Графический диктант», «Поиск общего» | 3 |
7 | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза) | «Найди пирамиду», «Заселение дома», «Точно такие», «Найди фигуры» | 3 |
8 | Упражнения на развитие вербально-смыслового анализа | «Заполни рисунки», «Найди образец», «Подбери заплатку», «Повтори и добавь», «Выбери главное» | 3 |
9 | Упражнения на развитие логического мышления | «Найди подходящий треугольник», «Выбери главное», «Волшебный лес», «Подбери картинку» | 3 |
10 | Упражнения на развитие быстроты реакции | «Рукопожатие», «Крестики, точки», «Цветовая угадайка» | 3 |
11 | Упражнения на развитие вербально-понятийного мышления | «Делаем вместе», «Найди отличающиеся», «Найди девятый», «Зашифруй предложение» | 3 |
12 | Упражнения на развитие вербально-логического мышления | «Зашифруй предложение», «Ленточки», «Превращение фигур» «Одинаковое, разное», «Точно такие» | 3 |
Диагностическое занятие. | Промежуточная диагностика уровня познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы) | 2 | |
13 | Упражнения на развития внимания, ассоциативной памяти | «Совмести фигуры», «Запомни фигуры», «Посмотри вокруг», «Загадочные контуры» | 3 |
14 | Упражнения на развитие внимания | Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), игры «Кто точнее нарисует», «Составь узор», «Запутанные дорожки». Активизация внимания путем сличения предмета с его силуэтом. Штриховка по трафарету и шаблону. Раскрашивание предметов. | 7 |
15 | Упражнения на развитие аналитико-синтетической сферы | Развитие наглядно-действенного мышления. Описание различных свойств окружающих предметов. Практическое расчленение объекта на составные элементы. Выделение элементов, из которых состоит данный объект. Выделение основных признаков предмета. Нахождение конкретных различий. Сравнение предметов по заданному признаку. Выделение общего признака. Классификация предметов по заданному признаку. | 12 |
18 | Развитие памяти. | Развитие объема и устойчивости слуховой, зрительной, двигательной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (2–3) без учета месторасположения, игры «Внимательный художник», «Найди отличия». Запоминание свойств предметов, узнавание их на основе названных свойств. Запоминание и воспроизведение наглядного и словесного материала. Зарисовка картинок. | 9 |
20 | Диагностическое занятие. | Диагностика уровня развития внимания, памяти, восприятия. | 2 |
Тематическое планирование
3 класс
№ | Тема урока | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
2 | Диагностическое занятие. | Входная диагностика уровня развития познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков. | 2 |
Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза) Развитие пространственных представлений. | «Запомни фигуры», «Обводи точно», «Логический квадрат», «Четвертый лишний» | 3 | |
Упражнения на развитие зрительной памяти | «Письмо инопланетянина», «Свяжи слова» «Закончи рисунок» | 5 | |
Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | «Муха», «Бери осторожно», «Запомни сочетания фигур», «Фигуры и значки» | 3 | |
Упражнения на развитие вербально-логического мышления | «Выбери главное», «Совмести фигуры», «Назови четвертое слово», «Запретное движение» | 5 | |
Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | «Одинаковое, разное», «Что это?», «Объедини по смыслу» | 3 | |
Упражнения на установление связи между понятиями | «Найди фигуры», «Объедини пословицы» | 3 | |
Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания | «Поверни квадрат», «Не путай цвета», «Дружный хлопок» | 3 | |
Упражнения на развитие логического мышления | «Найди одинаковые», «Логический квадрат», «Поезд» | 3 | |
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | «Составь слова», «Отыщи числа», «Говорим по-марсиански» | 5 | |
Диагностическое занятие. | Промежуточная диагностика уровня развития познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков. | 2 | |
3 | Развитие личностно-мотивационной сферы. | Знакомство с правилами общения. Обучение приёмам общения со сверстниками. Развитие произвольно рефлексивных действий в поведении и деятельности. Формирование мотивационной деятельности на действие контроля. Знакомство с понятиями «радость», «страх», «удивление», «злость». Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека. | 6 |
4 | Развитие коммуникативной сферы (учимся сотрудничать). | Мотивировать учащихся на осмысление причин своих ссор, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. Содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. Содействовать осмыслению ценности дружеских отношений между людьми; развитие толерантного отношения к окружающим. Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. | 7 |
5 | Развитие коммуникативной сферы (учимся дружить). | Развивать у учащихся навыки взаимодействий в команде. Закрепить правила доброго и эффективного общения; содействовать осознанию учащимися состава круга ближайшего общения. Показать ценность сходных характеристик людей; развивать навыки взаимодействия и сотрудничества. | 8 |
6 | Развитие коммуникативной сферы (поддержка в общении). | Показать значение комплимента для поддержания комфортных взаимоотношений, способствовать актуализации чувства самоценности и самоуважения учащихся. Мотивировать учащихся на самораскрытие и содействовать осознанию ими собственных достоинств, способностей, достижений. | 5 |
7 | «Непредсказуемая мозаика”, автор М.Р. Битянова | Психологическая игра. Учащимся предоставляется возможность вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает также способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия. | 3 |
8 | Диагностическое занятие. | Итоговая диагностика уровня развития учебной мотивации, коммуникативных навыков. | 1 |
Тематическое планирование
4 класс
№ | Тема урока | Содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
2 | Диагностическое занятие. | Входная диагностика уровня развития познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков. | 2 |
3 | Упражнение на развитие вербально-логического мышления | «Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)», «Форма — цвет» | 2 |
4 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | «Назови слово», «Закончи рисунок», «Совмести фигуры» | 2 |
5 | Упражнения на классификацию различным способом | «Подбери общее понятие», «Запомни фигуры» | 2 |
6 | Упражнение на развитие способности к объединению частей в систему | «Пословицы», «Лишний кубик», «Подбери общее понятие», «Найди рядоположное слово» | 2 |
7 | Упражнение на развитие способности к классификации и абстрагированию | «Одинаковое, разное», «Найди девятый», «Подбери пословицу», «Тропинка» | 2 |
8 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти | «Невидящие» и «неслышащие», «Объясни значение», «Палочка-узнавалочка» | 2 |
9 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | «Целое — часть», «Запомни сочетания фигур», «Подбери пословицу», «Раскрась кубик» | 2 |
10 | Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации | «Целое — часть», «Найди значения слов», «Найди причину и следствие» | 2 |
11 | Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания | «Письмо инопланетянина», «Отрицание» | 2 |
12 | Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания | «Пословицы», «Форма — цвет», «Раскрась кубик», «Пишущая машинка» | 2 |
13 | Упражнения на развитие ассоциативного мышления | «Совмести фигуры», «Поезд» | 2 |
14 | Упражнения на развитие межпонятийных связей | «Подбери слово, противоположное по смыслу», «Найди одинаковые», «Только одно свойство» (логическое домино) | 1 |
15 | Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей | «Какого цвета?», «Вордбол» «Письмо инопланетянина» | 2 |
16 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | «Муха», «Найди фигуры», «Попади в свой кружок», «Разгадай ребусы» | 1 |
17 | Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей | «Ленточки», «Объедини по смыслу и запомни», «Подбери следующее», «Стенографы» | 1 |
18 | Диагностическое занятие. | Промежуточная диагностика уровня развития познавательных процессов, учебной мотивации, коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы | 2 |
19 | «Хорошо много знать!» | Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". | 1 |
20 | «Запоминай, играя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие памяти. Графический диктант. | 1 |
21 | «Думай, анализируя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие мыслительных операций. | 1 |
22 | «Я в мире людей» | Управление своим поведением и общением; анализ действий и поступков; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. | 1 |
23 | «В гостях у сказки!» | Психогимнастика. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Графический диктант. | 1 |
24 | «Я – ученик» | Упражнения на развитие мотивации к учению. | 1 |
25 | «Угадай слово!» | Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Шифровка. | 1 |
26 | «Развитие самопознания и индивидуальности» | Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра. | 1 |
27 | «Найди лишнее…!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Копирование. | 1 |
28 | Речевые упражнения | Упражнения на правильное дыхание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки. | 1 |
29 | «Ожившая картинка!» | Психогимнастика. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | 1 |
30 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | 1 |
31 | «Загадки», пословицы, поговорки | Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок | 1 |
32 | Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания | Упражнения на правильное дышание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата | 1 |
33 | «Просьба и мое отношение к ней» | Психокоррекционное занятие. | 1 |
34 | Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа. | Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь. | 1 |
35 | Речевые упражнения | Чистоговорки, скороговорки. Развитие артикуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ. | 1 |
36 | «Учусь слышать и запоминать!» | Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | 1 |
37 | Работа с текстами. | Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ. | 1 |
38 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | 1 |
39 | Интеллектуальный тренинг | Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось» | 1 |
40 | Повышение скорости чтения | Чтение таблиц слогов | 1 |
41 | Занятие с элементами арт - терапии «Мои чувства» | Рисование красками. | 1 |
42 | «Аналогии» | Развитие аналитического мышления | 1 |
43 | «Я в другой роли» | Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации» | 1 |
44 | «Кляксы» | Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка | 1 |
45 | Развитие произвольной сферы | Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка» | 1 |
46 | «Знакомство со страной чувств. Страх». | Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. | 1 |
47 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей | 1 |
48 | «Учись, рассуждая!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант. | 1 |
49 | Расскажи сказку. | Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигрывание сказки с помощью бумажных кукол. | 1 |
50 | «Учусь говорить и читать» | Упражнения для развития артикуляционного аппарата. | 1 |
51 | Психомышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии | 1 |
52 | «Кто ясно мыслит – ясно излагает…!» | Психогимнастика. Развитие речевого синтеза. Совершенствование мыслительных операций. | 1 |
53 | Диагностическое занятие. | Итоговая диагностика уровня развития учебной мотивации, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы | 2 |
Диагностический инструментарий
Класс | Название | Цель |
1-2 класс | - методика Э.Ф. Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”; | - изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния; |
- методика “Таблицы Шульте”; | - оценка параметров внимания и работоспособности учащихся: распределения, объема, врабатываемости, устойчивости и истощаемости; | |
- методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р. Лурия; | - изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания; | |
- методика «Корректурная проба» | - изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания | |
- методика «Шифровка» | - изучение уровня переключения внимания | |
3 класс | - методика “Цветовой тест М.Люшера”; | - оценка психо-эмоционального состояния учащихся; |
- проективный тест “ДДЧ”; | - изучение личностных особенностей школьников; | |
- методика “Прогрессивные матрицы Равенна”; | - определение особенностей развития невербального интеллекта учащихся; | |
- рисуночная проективная методика “Школьная тревожность” А.М.Прихожан; | - диагностика уровня школьной тревожности учащихся; | |
- методика Э.Ф. Замбицявичене (сокращенный вариант, первая серия) “Определение уровня умственного развития младших школьников”; | - изучение уровня умственного развития учащихся и определение их актуального состояния; | |
- методики “Узнавание фигур”, “Заучивание десяти слов” А.Р. Лурия; | - изучение особенностей памяти (непосредственного запоминания), утомляемости, активного внимания; определение ведущего типа запоминания; | |
- методика «Корректурная проба» | - изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания | |
- методика «Шифровка» | - изучение уровня переключения внимания | |
4 класс | - “Диагностика структуры интеллекта”. Тест Д.Векслера; | - определение уровня интеллектуального развития школьников; |
- методика “Личностный опросник Кеттелла” (модификация Л.А.Ясюковой) | - изучение личностных особенностей младших школьников; | |
- анкета “Эмоционально-психологический климат класса”; - Социометрия классного коллектива. | - изучение эмоционально-психологического климата классного коллектива; | |
- Тест Равена | - изучение уровня интеллектуального развития |
Список литературы
Нормативно – правовые источники
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г.».
- Конвенция о правах ребенка (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 20.П.1989 г.).
- Конституция РФ (от 12.12.1993 г.).
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения (2009 г.).
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена президентом РФ Д. А. Медведевым от 04.02.2010 г.).
Методическая литература
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской-М: Педагогика, 1982.-125с.
2. Аксёнова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.канд. психол. наук. - Н.Новгород, 1992 - 192с.
3. Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения /Советская педагогика. 1957.- №7.- С. 12-24.
4. Анастази А. Психологическое тестирование; Книга 1; Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В.И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982. -320с.
5. Бгажнокова И.М. Особенности мыслительных операций у умственно отсталых школьников //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей,- М., 1984.- С. 101 -110.
6. Блонский П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1985.-128 с.
7. Венгер A.A. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. 143с.
8. Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание. 1974. - №7.- С.30-32.
9. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1967. - 207с.
10. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис. . докт.психол.наук-М., 1972.-56с.
11. Выгодская Г.Л. О соотношении слова и действия у умственно отсталых школьников //Специальная школа, вып. 6, 1959. С.13-19.
12. Выготский JI.C. Проблемы умственной отсталости // Умственно отсталый ребёнок /Под ред. JI.C. Выготского и И.И. Данюшевского. М., 1935.-С. 6-34.
13. Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. - 133с.
14. Вопросы психологии способностей школьников. /Под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. 258с.
15. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. / Послесловие к книге Дж. Флейвела «Генетическая психология Жана Пиаже». М.: Просвещение, 1967. - С. 526 - 621.
16. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. 1983. - №6. - С. 3 - 16.
17. Замский Х.С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. -М.: Просвещение, 1986. 159с.
18. Занков Л.В. Об исследовании умственно отсталого ребёнка. М.: Учпедгиз, 1934.-44с.
19. Запорожец A.B., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. // Развития познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964— 352с.
20. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как принцип оценки умственного развития детей. // Психологические исследования. М.: МГУ, 1976.-97с.
21. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. В.Г. Петровой. М., 1980. - 81с.
22. Лебединский В.В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте. /В кн.: О диагностике психического развития личности.-Таллин, 1974.- С. 48 54.
23. Лебединская К.С., Марковская И.Ф., Ростягайлова Л.И. Клинико -нейропсихологическое исследование задержки психического развития. / В кн.: Проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. - 217с.
24. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: МГУ, 1972575с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304с.
26. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников{Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.
27. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. - 10с.
28. Лунге А. О связи способности к рассуждению с успеваемостью. /В кн.: 28. Вопросы педагогической психодиагностики. Таллин, 1976. - С.55-70.
29. Малахова А.М. Программа игротерапии для дошкольников. «Небесное путешествие». СПб. Речь, 2008.
30. Основы общей психологии. Теория личности. Юнита 4. Москва 1999.
31. Основы общей психологии. Психология ощущений. Юнита 7. Москва 2000.
32.Основы общей психологии. Память. Юнита 9. Москва 2000.
Интернет – ресурсы
- Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru/
- Российский общеобразовательный портал т- http://www.school.edu.ru/
- Сайт Министерства образования и науки РФ – http://www.mon.gov.ru/
- Уполномоченный по правам человека в РФ: официальный сайт – http://ombudsman.gov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
Статья. Психологическая коррекционно-развивающая работа в период адаптации детей в школе.
Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и от...
Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...
Рабочая программа психологического сопровождения детей с ЗПР
Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки ребенка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; форми...
Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"
Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....
Программа психологического сопровождения детей с НОДА
Актуальность. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,применяемых не только на производ...
Психологическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста на коррекционно-развивающих занятиях В МАУ «ЦППМиСП»
Работая в центре с детьми разных возрастов, с разными проблемами, постоянно находимся в поиске нового. На своих занятиях используем разные программы, пособия, игры, упражнения для ...