Программа психологического сопровождения детей с НОДА
рабочая программа (1 класс)
Актуальность. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,
применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях может найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования.
Цель исследования - разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении как часть адаптированной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_noda.docx | 51.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Красных Ирина Николаевна
(МБОУ средняя школа №4, Выкса, Нижегородская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа психологического сопровождения детей с НОДА
по программе повышения квалификации специалистов сопровождения, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
1.1. Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
1.2. Адаптированная образовательная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
Глава II.
Содержание социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
2.1.Цели и задачи программы
2.2.Программа сопровождения
Заключение
Литература
Введение
Актуальность. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,
применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.
Система образования в нашей стране многие годы делила детей на обычных и инвалидов. Поэтому эти дети практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Многие из них обучаются в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. В настоящее время взят курс на инклюзивное образование детей инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.
Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права учащихся с НОДА на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Контингент таких учащихся , в первую очередь, характеризуется неумением ребенка взаимодействовать с окружающим социумом, входить с ним в единый «резонанс». Поэтому коррекция некой девиантности ребенка с НОДА должна проводится через его социализацию. Сегрегация и обособление лишь усугубляют дефект.
Дети с НОДА входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.
Цель исследования - разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении как часть адаптированной образовательной программы.
Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- Раскрыть понятие и сущность социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Выявить и проанализировать психологические и социально-педагогические проблемы ученика 2 класса МБОУ СОШ №4 г. Выкса Сергей Л. с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
- Раскрыть предметную область изучения и интерпретации сущности и содержания социально-психологического климата семьи.
- Разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения ученика 2 класса общеобразовательной школы Сергей Л. с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы: анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование, беседы, консультирование, анализ продуктов деятельности ребенка, опрос. теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение документации о ребенке и его семье с использованием контент-анализа; индивидуальные беседы с детьми, родителями, родственниками; наблюдение за ребенком и его родителей; анкетный опрос и интервью; метод экспертных оценок, психологический эксперимент, метод тестирования: применялись - тест-опросник удовлетворенности браком (ТУБ) В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; методика "Типовое состояние семьи" Э.Г. Эйдемиллера - В.В. Юстицкого; опросник САН, адаптированный Р.С. Немовым, тест-опросник ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина). Для анализа и интерпретации полученных данных также использовались различные математические, статистические методы обработки информации.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях может найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
1.1. Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «сопровождение» в исследованиях определяется разносторонне:
во-первых, как особая форма деятельности социального педагога, направленная:
на взаимодействие по оказанию помощи, сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений считают Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова ;
во-вторых, как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер); в-третьих, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова); в-четвёртых, как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова); в-пятых, как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности (Н. Обухова); в-шестых, как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына); в-седьмых, комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого (Л. М. Шипицына).
Анализ литературы показал, что социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Cоциально-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития), 2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого социальному педагогу необходимо составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка. У таких детей, как Инсаф Г.. развитие можно назвать «мозаичным». У них нарушены не все познавательные процессы. Может, например, быть сохранным восприятие, но страдать мыслительные процессы, внимание, память, речь и как результат они не в полной мере усваивают общеобразовательную программу.
Социально-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами социально-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Объектом социально-педагогического сопровождения является сам ученик, имеющий особенности характера личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы социально-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.
Целью социально-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи социально-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, обучающегося в массовой школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• педагогическое обеспечение образовательных программ;
• развитие социально-педагогической компетентности (педагогической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
1. Детям с НОДА свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание Сергея Л. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с НОДА может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с НОДА склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
7. В качестве основного метода положительного воздействия на ребенка с НОДА можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития Сергея Л. возникали, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с НОДА позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей Инсафа Г.. с НОДА необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.
Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения Сергея Л. и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.
Индивидуальная программа социально-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы: 1) помощь в разрешении трудностей в обучении, 2) профессиональной подготовке и ориентации, 3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); 4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.
Организационной структурой службы сопровождения ребенка с НОДА в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения - комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения - способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях ее решения.
Выделяют основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:
- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;
- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;
- создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;
- разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретного ребенка с целью решения соответствующих коррекционных задач;
- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;
- научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.
Для реализации интегрированного обучения Сергея Л. с НОДА разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.
Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.
Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения Сергея Л. с НОДА. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.
Ребенок с НОДА имеет нарушенное физическое развитие и соматически не здоров.
Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабая интеллектуальная стимуляция, неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека и т.п.)
Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. При этом у ребенка наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков. Все это приводят к ранней невротизации личности. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания, капризен, нетерпелив, не приучен к самостоятельному решению возникающих проблем. У него отмечается завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сопереживанию и самоограничению, склонность к ипохондрическим переживаниям.
Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.
Таким образом, широкая сфера применения социально-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех Сергея Л. обусловливает интенсивное развитие теории и практики социально-педагогического сопровождения.
1.2. Адаптированная образовательная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
Была разработана комплексная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения.
При реализации данной программы учитывались следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;
- предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
- использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;
- постоянное внимание коррекции всех видов деятельности ;
- проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.
Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи ребенка, своевременно и тактично помогать ему, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.
Основными условиями организации коррекционно-образовательного процесса являются:
- комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;
- взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;
- оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.
Проблема помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в последние годы приобрела особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, 60% детей относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, у 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в детском саду (младшая группа). Именно дети с НОДА занимают особое место среди этих детей, причем из года в год наблюдается тенденция роста их численности. Приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА включают
общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
- в получении начального общего образования в условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и выраженности психического развития;
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в
рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с НОДА ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных
методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию
обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у
обучающихся с НОДА (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи,
направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения
(организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут. Результаты социально-педагогической работы выявляются в ходе проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностик.
Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:
Социально-педагогическое сопровождение родителей интегрируемых ИнсафаГ.. осуществляет социальный педагог.
Деятельность социального педагога носит просветительский характер и включает в себя 2 блока: Информационный блок (раскрытие особенностей Сергея Л. с ограниченными возможностями здоровья, преимуществ интеграции в общеобразовательные учреждения, возможных трудностей и проблем); Законодательный блок (информирование родителей о правах детей с ОВЗ; о российском законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ Сергея Л. к образованию; роль родителей в развитии, воспитании и обучении с особыми образовательными потребностями).
Каждый отдельный модуль данного программно-методического комплекта был рекомендован для реализации и отслеживания результативности коррекционно-развивающей деятельности учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, работающим с данной категорией детей
Глава II.
Содержание социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении
Направления | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы. 2.Организация педагогического сопровождения ., чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов. 3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться. 4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД. | Изучение индивидуальных карт медико - психологической диагностики. Анкетирование Беседы. Тестирование. Наблюдение | Создание «карты проблем» Создание аналитической справки об уровне сформированности УУД. Диагностические портреты .. |
Коррекционное | 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности. 2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. 3.Развитие творческого потенциала учащихся. 4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; 5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; 6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков | Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Содержание и формы коррекционной работы учителя: - наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка. - составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; - формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно; - ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.); - организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. | Исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей. Формирование позитивного отношения к учебному процессу и к школе в целом. |
Профилактическое | Построение педагогических прогнозов о возможных трудностях и обсуждение программ педагогической коррекции | Обсуждение возможных вариантов решения проблемы с психологом и медицинским работником школы. Принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе. -Осуществление дифференцированного подхода в обучении - использование в ходе урока стимулирующих и организующих видов помощи. - осуществление контроля за текущей успеваемостью и доведение информации до родителей. - привлечение к участию коллективных творческих дел. - вовлечь в библиотеку. | Предупреждение отклонений и трудностей в развитии ребенка. |
Заключение
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости.
Дети с НОДА являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в основной общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также --- реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития ребенка.
В результате реализации коррекционно-развивающей программы – у Сергея Л. улучшились:
-показатели познавательных процессов;
-стали более совершенны мелкие движения;
-снизились показатели мышечного напряжения;
-снизился уровень тревожности;
-сформировалось эмоционально-позитивное настроение
-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;
-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;
-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;
-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.
Список литературы
- Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (192 с.). – М.: Издательский центр «Академия», 2001. http://gigabaza.ru/doc/70596.html
- Василькова, Ю. Социальный педагог. Педагогический опыт и методы работы. [Текст] / Ю. Василькова. - Издательство Academia .- 2014.- 208 с.
- Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010.- 594 с.
- Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]. http://www.twirpx.com/file/354841/
- Колесникова, И. Коммуникативная деятельность педагога. [Электронный ресурс]. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3244804/.
- Конвенция о правах инвалидов. [Электронный ресурс]. http://www.ozon.ru/context/detail/id/18829232/.
- Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, [2001]. – 32, [1] с.
- Мардахаев, Л. Социальная педагогика. [Электронный ресурс]. http://www.labirint.ru/books/269298/?utm_content=topadvert_2_block-name_h-list-descr_click-id_3_pin_1045643302700744197.
- Поддубная, Т. Социальная защита детства в России и за рубежом. [Текст]. -Издательство Academia.- 2010.- 320 с.
- Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник [Электронный ресурс].http://modernlib.ru/books/ivan_pavlovich_podlasiy/pedagogika_nachalnoy_shkoli_uchebnik/read/
- Пряжников, Н. С.,
- Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.
- Смирнов, С.А., Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Теории, системы, технологии. [Электронный ресурс]. http://www.ozon.ru/context/detail/id/2971723/.
- Староверова, М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс].: Изд.: ВЛАДОС, 2013. Ст.: 30 шт. http://www.vlados.ru/book.asp?kod=13522
- Чистякова С. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Программа психологического сопровождения рассчитана на 10 лет обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с НОДА
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1) с учетом реком...
Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...
Рабочая программа психологического сопровождения детей с ЗПР
Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки ребенка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; форми...
Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"
Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс
Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...
Программа психологического сопровождения детей участников СВОС
Сохранение или восстановление психологического здоровья детей участников СВО...