Программа психологического сопровождения детей с НОДА
рабочая программа (1 класс)

Красных Ирина Николаевна

 

 

Актуальность.  Главной отличительной чертой современного мира являются  высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,

применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

 

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях может найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования.

Цель исследования - разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении как часть адаптированной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_noda.docx51.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Красных Ирина Николаевна

 (МБОУ средняя школа №4, Выкса, Нижегородская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа психологического сопровождения детей с НОДА

по программе повышения квалификации специалистов сопровождения, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

Содержание

Введение     

Глава I. Теоретические аспекты индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

1.1. Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении                

1.2. Адаптированная образовательная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении  

Глава II.

Содержание социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении  

2.1.Цели и задачи программы

2.2.Программа сопровождения

Заключение     

Литература       

Введение

Актуальность.  Главной отличительной чертой современного мира являются  высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,

применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

  Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

 Сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

Система образования в нашей стране многие  годы делила детей на обычных и инвалидов. Поэтому эти дети практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Многие из них  обучаются в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. В настоящее время взят курс на инклюзивное образование детей инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права учащихся с НОДА на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Контингент таких учащихся , в первую очередь, характеризуется неумением ребенка взаимодействовать с окружающим социумом, входить с ним в единый «резонанс». Поэтому коррекция некой девиантности ребенка с НОДА должна проводится через его социализацию. Сегрегация и обособление лишь усугубляют дефект.

Дети с НОДА входят в категорию детей,  которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.

Цель исследования - разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении как часть адаптированной образовательной программы.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Раскрыть понятие и сущность социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  2. Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  3. Выявить и проанализировать психологические и социально-педагогические проблемы ученика 2 класса МБОУ СОШ №4 г. Выкса Сергей Л. с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  4. Раскрыть предметную область изучения и интерпретации сущности и содержания социально-психологического климата семьи.
  5. Разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения ученика 2 класса общеобразовательной школы Сергей Л. с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Методы: анализ литературных источников, наблюдение, анкетирование,  беседы,  консультирование, анализ продуктов  деятельности ребенка, опрос. теоретический анализ литературы по проблеме исследования; изучение документации о ребенке и его семье с использованием контент-анализа; индивидуальные беседы с детьми, родителями, родственниками; наблюдение за ребенком и его родителей; анкетный опрос и интервью; метод экспертных оценок, психологический эксперимент, метод тестирования: применялись - тест-опросник удовлетворенности браком (ТУБ) В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; методика "Типовое состояние семьи" Э.Г. Эйдемиллера - В.В. Юстицкого; опросник САН, адаптированный Р.С. Немовым, тест-опросник ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина). Для анализа и интерпретации полученных данных также использовались различные математические, статистические методы обработки информации.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях может найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования.

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Теоретические аспекты индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

1.1. Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

 Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что понятие «сопровождение» в исследованиях определяется разносторонне:

во-первых, как особая форма деятельности социального педагога, направленная:

на взаимодействие по оказанию помощи, сопровождаемому в процессе его личностного роста, выбор способов поведения, принятия решений считают Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова  ;

во-вторых, как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального роста личности педагога (Э. Ф. Зеер); в-третьих, как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова); в-четвёртых, как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности (Г. Бардиер, М. Р. Битянова, И. Ромазан, Т. Чередникова); в-пятых, как системная интегративная «технология» социально-психологической помощи личности (Н. Обухова); в-шестых, как деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына); в-седьмых, комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого (Л. М. Шипицына).

Анализ литературы показал, что социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Cоциально-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: 1) сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития), 2) комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого  социальному педагогу  необходимо  составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка. У таких детей, как Инсаф Г.. развитие можно назвать «мозаичным». У них нарушены не все познавательные процессы. Может, например,  быть сохранным восприятие, но страдать  мыслительные процессы, внимание, память, речь и как результат они не в полной мере усваивают общеобразовательную программу.

Социально-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой. Субъектами социально-педагогического сопровождения индивидуальной образовательной деятельности учащегося являются: медицинские работники и другие специалисты; классный руководитель; психолог; социальный педагог; родители и родственники ученика. Объектом социально-педагогического сопровождения является сам ученик, имеющий особенности характера личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы социально-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности.

Целью социально-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.

Задачи социально-педагогического сопровождения ребенка с НОДА, обучающегося в массовой школе:

• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

• педагогическое обеспечение образовательных программ;

• развитие социально-педагогической компетентности (педагогической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

1. Детям с НОДА свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание Сергея Л. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с НОДА может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с НОДА склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.

6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

7. В качестве основного метода положительного воздействия на ребенка с НОДА можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития Сергея Л. возникали, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с НОДА позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей Инсафа Г.. с НОДА необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.

Служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения. Команда объединяет учителей, учителей-дефектологов, психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива.

Групповой командой организуется работа с учителями и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения Сергея Л. и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

Индивидуальная программа социально-педагогического сопровождения может решать следующие проблемы: 1) помощь в разрешении трудностей в обучении, 2) профессиональной подготовке и ориентации, 3) во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями); 4) коррекция нарушений психических процессов и эмоционально-волевой сферы, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ученика.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с НОДА в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим  комплексность процесса сопровождения. Процесс сопровождения - комплекс последовательно реализуемых специалистами сопровождения действий, позволяющих субъекту сопровождения определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.

Метод сопровождения - способ практического осуществления процесса сопровождения на основании полной информации о сущности проблемы и путях ее решения.

Выделяют основные направления психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения:

- педагогическая и психологическая диагностика отклонений в психофизическом развитии и выявление потребностей в коррекционной помощи;

- индивидуальная, групповая, фронтальная коррекционно- развивающая работа;

- создание адекватной потребностям учащихся специальной коррекционно-развивающей среды;

- разработка (составление) индивидуальных и групповых коррекционных программ, ориентированных на конкретного ребенка с целью решения соответствующих коррекционных задач;

- психотерапевтическая и педагогическая помощь родителям в гармонизации внутрисемейных отношений и оптимизации их состояния;

- научное обоснование коррекционных технологий, используемых в процессе обучения и воспитания.

Для реализации интегрированного обучения Сергея Л. с НОДА разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Эффективное интегрированное обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения Сергея Л. с НОДА. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в условиях интегрированного обучения.

Ребенок с НОДА имеет нарушенное физическое развитие и соматически не здоров.

Причины: неблагоприятные условия воспитания, чаще всего эмоциональная депревация (нехватка), однообразие социальной среды и контактов, слабая интеллектуальная  стимуляция, неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека,  гипоопека и т.п.)

Как следствие - снижение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, неосмотрительность поведения, инфантильность установок. При этом у ребенка наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков. Все это приводят к ранней невротизации личности. Этот ребенок не владеет навыками самообслуживания, капризен, нетерпелив, не приучен к самостоятельному решению возникающих проблем. У него отмечается завышенная самооценка, эгоизм, отсутствие трудолюбия, неспособность к сопереживанию и самоограничению, склонность к ипохондрическим переживаниям.

Прогноз: благоприятный при индивидуальном подходе и интенсивности обучения.

Таким образом, широкая сфера применения социально-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех Сергея Л. обусловливает интенсивное развитие теории и практики социально-педагогического сопровождения.

1.2. Адаптированная образовательная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

Была разработана комплексная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интегрируемых в условия общеобразовательного учреждения.

При реализации данной программы учитывались следующие общие принципы и правила коррекционно-развивающей работы  с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку на занятиях;

-           предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);

-           использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

-           постоянное внимание коррекции всех видов деятельности ;

-          проявление во время работы с детьми особого педагогического такта.

Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи ребенка, своевременно и тактично помогать ему, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

Основными условиями организации коррекционно-образовательного процесса являются:

- комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;

- взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;

- оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

Проблема помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в последние годы приобрела особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, 60% детей относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, у  35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в детском саду (младшая группа). Именно  дети с НОДА занимают особое место среди этих детей, причем  из года в год наблюдается тенденция роста их численности. Приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.

Особые образовательные потребности обучающихся с  НОДА  включают

общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:

- в  получении  начального  общего  образования  в  условиях

образовательных  организаций  общего  или  специального  типа,  адекватного образовательным  потребностям  обучающегося  и  выраженности  психического развития;

-  в  обеспечении  коррекционно-развивающей  направленности  обучения  в

рамках основных образовательных областей;

-  в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,

умений  и  навыков  обучающимися  с  НОДА  ("пошаговом»  предъявлении

материала,  дозированной  помощи  взрослого,  использовании  специальных

методов,  приемов  и  средств,  способствующих  как  общему  развитию

обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

-  в  обеспечении  непрерывного  контроля  за  становлением  учебно-познавательной деятельности  обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

-  в  обеспечении  особой  пространственной  и  временной  организации

образовательной  среды  с  учетом  функционального  состояния  центральной нервной  системы  (ЦНС)  и  нейродинамики  психических  процессов  у

обучающихся  с  НОДА  (быстрой  истощаемости,  низкой  работоспособности,

пониженного общего тонуса и др.);

-  в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении

интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

-  в  постоянной  помощи  в  осмыслении  и  расширении  контекста  усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

-  в специальном обучении «переносу» сформированных знаний  и  умений

в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-  в  комплексном  сопровождении,  гарантирующем  получение необходимого  лечения,  направленного  на  улучшение  деятельности  ЦНС  и  на коррекцию  поведения,  а  также  специальной  психокоррекционной  помощи,

направленной  на  компенсацию  дефицитов  эмоционального  развития  и

формирование  осознанной  саморегуляции  познавательной  деятельности  и

поведения;

-  в  развитии  и  отработке  средств  коммуникации,  приемов конструктивного  общения  и  взаимодействия  (с  членами  семьи,  со  сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;

-  в  обеспечении  взаимодействия  семьи  и  образовательного  учреждения

 (организации  сотрудничества  с  родителями,  активизации  ресурсов  семьи  для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

На каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный маршрут.  Результаты социально-педагогической работы выявляются в ходе проведения первичной, промежуточной и итоговой диагностик.

Учитывая комплексный подход и тесную взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога, а также тесное взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение, программа включает:

Социально-педагогическое сопровождение родителей интегрируемых ИнсафаГ.. осуществляет социальный педагог.

Деятельность социального педагога носит просветительский характер и включает в себя 2 блока: Информационный блок (раскрытие особенностей Сергея Л. с ограниченными возможностями здоровья, преимуществ интеграции в общеобразовательные учреждения, возможных трудностей и проблем); Законодательный блок (информирование родителей о правах детей с ОВЗ; о российском законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ Сергея Л. к образованию; роль родителей в развитии, воспитании и обучении  с особыми образовательными потребностями).

Каждый отдельный модуль данного программно-методического комплекта был рекомендован для реализации и отслеживания результативности коррекционно-развивающей деятельности учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам-психологам, работающим с данной категорией  детей

Глава II.

 Содержание социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

Направления

Задачи

Содержание и формы работы  

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Сбор

диагностического

инструментария для

проведения

коррекционной

работы.

2.Организация

педагогического

сопровождения

.,

чье развитие

осложнено действием

неблагоприятных

факторов.

3.Установление

объема знаний,

умений и навыков,

выявление

трудностей, определение условий,

в которых они будут

преодолеваться.

4.Проведение

комплексной

диагностики уровня

сформированности

УУД.

Изучение индивидуальных карт

медико - психологической

диагностики.

Анкетирование

Беседы.

Тестирование.

Наблюдение

Создание «карты

проблем»

Создание

аналитической

справки об уровне

сформированности

УУД.

Диагностические

портреты ..

Коррекционное

1.Преодоление

затруднений

учащихся в учебной

деятельности.

2.Овладение

навыками адаптации

учащихся к социуму.

3.Развитие

творческого

потенциала учащихся.

4.Создание условий

для развития

сохранных функций;

формирование

положительной

мотивации к

обучению;

5.Повышение уровня

общего развития,

восполнение

пробелов

предшествующего

развития и обучения;

коррекция

отклонений в

развитии

познавательной и

эмоционально-личностной сферы;

6.Формирование

механизмов волевой

регуляции в процессе

осуществления

заданной

деятельности;

воспитание умения

общаться, развитие

коммуникативных

навыков

Проведение групповых и

индивидуальных коррекционных

занятий.

Все виды коррекционных работ

должны быть направлены на

развитие универсальных учебных

действий: личностных,

коммуникативных, познавательных,

регулятивных.

Содержание и формы

коррекционной работы учителя:

- наблюдение за учениками в

учебной и внеурочной

деятельности (ежедневно);

- поддержание постоянной связи с

учителями-предметниками,

школьным психологом,

медицинским работником,

администрацией школы,

родителями;

- составление психолого-педагогической характеристики

учащегося с ОВЗ при помощи

методов наблюдения, беседы,

экспериментального обследования,

где отражаются особенности его

личности, поведения,

межличностных отношений с

родителями и одноклассниками,

уровень и особенности

интеллектуального развития и

результаты учебы, основные виды

трудностей при обучении ребёнка.

- составление индивидуального

маршрута сопровождения

учащегося (вместе с психологом и

учителями-предметниками), где

отражаются пробелы знаний и

намечаются пути их ликвидации,

способ предъявления учебного

материала, темп обучения,

направления коррекционной

работы;

- контроль успеваемости и

поведения учащихся в классе;

- формирование микроклимата в

классе, способствующего тому,

чтобы каждый учащийся с ОВЗ

чувствовал себя в школе

комфортно;

- ведение документации

(психолого-педагогические

дневники наблюдения за

учащимися и др.);

- организация внеурочной

деятельности, направленной на

развитие познавательных интересов

учащихся, их общее развитие.

Исправление или

сглаживание

отклонений и

нарушений

развития,

преодоление

трудностей.

Формирование

позитивного

отношения к

учебному процессу

и к школе в целом.

Профилактическое

Построение

педагогических

прогнозов о

возможных

трудностях и

обсуждение программ

педагогической

коррекции

Обсуждение возможных вариантов

решения проблемы с психологом и

медицинским работником школы.

Принятие своевременных мер по

предупреждению и преодолению

запущенности в учебе.

-Осуществление

дифференцированного подхода в

обучении

- использование в ходе урока

стимулирующих и организующих

видов помощи.

- осуществление контроля за

текущей успеваемостью и

доведение информации до

родителей.

- привлечение к участию

коллективных творческих дел.

- вовлечь в

библиотеку.

Предупреждение

отклонений и

трудностей в

развитии ребенка.

Заключение

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата - многочисленная категория, разнородная по своему составу. В структуре отклоняющегося развития отмечаются как признаки органического нарушения центральной нервной системы, так и признаки ее функциональной незрелости.

Дети с НОДА являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории  к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. В последние годы значительно возросло число детей, у которых уже на ранних этапах онтогенеза выявляются недостатки психомоторного и речевого развития, что чаще всего обусловлено ранним органическим поражением центральной нервной системы или её функциональной незрелостью.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки  к обучению в основной  общеобразовательной школе. Это достигается за счет модификации развивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента, а также --- реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития ребенка.

В результате реализации коррекционно-развивающей программы – у Сергея Л. улучшились:

-показатели познавательных процессов;

-стали более совершенны мелкие движения;

-снизились показатели мышечного напряжения;

 -снизился уровень тревожности;

-сформировалось эмоционально-позитивное настроение

-совершенствовались способности к переключению и распределению внимания, наглядных форм мышления;

-накоплены языковые представления в развитии фонетико-фонематических процессов;

-повысился уровень подготовки к обучению грамоте;

-сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.

Список литературы

  1. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном  образовании [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (192 с.). – М.: Издательский центр «Академия», 2001.  http://gigabaza.ru/doc/70596.html
  2. Василькова, Ю. Социальный педагог. Педагогический опыт и методы работы. [Текст] / Ю. Василькова. - Издательство Academia .- 2014.- 208 с.
  3. Еникеев, M.И. Психологический энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев.  - М.: Проспект, 2010.- 594 с.
  4. Загвязинский, В.И., Атаханов, Р. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс]. http://www.twirpx.com/file/354841/
  5. Колесникова, И. Коммуникативная деятельность педагога. [Электронный ресурс]. http://www.ozon.ru/context/detail/id/3244804/.
  6. Конвенция о правах инвалидов. [Электронный ресурс]. http://www.ozon.ru/context/detail/id/18829232/.
  7. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Приор, [2001]. – 32, [1] с.
  8. Мардахаев, Л. Социальная педагогика.   [Электронный ресурс]. http://www.labirint.ru/books/269298/?utm_content=topadvert_2_block-name_h-list-descr_click-id_3_pin_1045643302700744197.
  9. Поддубная, Т. Социальная защита детства в России и за рубежом. [Текст].  -Издательство Academia.- 2010.- 320 с.
  10. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник [Электронный ресурс].http://modernlib.ru/books/ivan_pavlovich_podlasiy/pedagogika_nachalnoy_shkoli_uchebnik/read/
  11.  Пряжников, Н. С.,
  12. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации  [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.:  по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.
  13. Смирнов, С.А., Котова, И.Б., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Теории, системы, технологии. [Электронный ресурс].  http://www.ozon.ru/context/detail/id/2971723/.
  14. Староверова, М.  Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс].: Изд.: ВЛАДОС, 2013.  Ст.: 30 шт. http://www.vlados.ru/book.asp?kod=13522
  15. Чистякова  С. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по реализации программы комплексного психологического сопровождения детей в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Программа психологического сопровождения рассчитана на  10 лет  обучения и представляет собой систему профессиональной помощи психолога, направленную на создание социально-психологических ус...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с НОДА

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата   (вариант 6.1) с учетом реком...

Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...

Рабочая программа психологического сопровождения детей с ЗПР

     Разработка коррекционной программы, направленной на формирование адекватной самооценки ребенка. Навыки выражения себя с помощью творчества и игровых форм деятельности; форми...

Рабочая программа. "Психологическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в процессе адаптации к условиям ОУ"

Создание условий, способствующих укреплению психологического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благопулучия в процессе адаптации....

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ «Психологическая коррекция» 1-4 класс

Цель коррекционно-развивающей программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной...

Программа психологического сопровождения детей участников СВОС

Сохранение или восстановление психологического здоровья детей  участников СВО...