Программа "Осознанное поведение"
рабочая программа (4 класс)
Программа предназначена для формирования навыков самоконтроля и развития ответственного поведения у младших школьников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osoznannoe_povedenie.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга __________________ Л.Н. Ненашева « » ________________2021г. |
Рабочая программа
Формирование навыков осознанного поведения у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
4 «А», 4 «Б», 4 «В» классы
Составитель
педагог-психолог
Курносова Анастасия Олеговна
Санкт-Петербург
2021г.
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 1 | |
Календарно-тематическое планирование | 4 | |
Планируемые результаты освоения программы | 5 | |
Условия реализации программы | 6 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 6 |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- ФЗ «Об образовании»
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»
- Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
- Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
- Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
- Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
- Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
- Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.)
- Учебный план ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год
- Образовательная программа ГБОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
- Положение о рабочей программе ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Описание контингента
Программа «Формирование навыков осознанного поведения» предназначена для учащихся с задержкой психического развития, для которых характерны следующие особенности: трудности в процессе саморегуляции, непоследовательность, трудности при концентрации и сосредоточении, трудности в общении со сверстниками, эмоциональная нестабильность, незрелость волевого компонента, неумение планировать деятельность, неадекватная самооценка. Дети с ОВЗ зачастую имеют низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы, могут возникать аффективные реакции, которые приводят к конфликтам. Страдают произвольность и самоконтроль. Все это вызывает трудности при школьном обучении, а также проблемы с социализацией.
Программа направлена на обеспечение коррекции и оказание помощи детям этой категории в освоении Общеобразовательной программы.
Актуальность
Именно в младшем школьном возрасте формирование эмоциональной саморегуляции и осознанного поведения выдвигается в центр психического развития ребенка. Это связано, во-первых, с физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста (в этом возрасте завершается развитие лобных долей коры мозга, которые принимают участие в организации произвольной регуляции деятельности), во-вторых, с социальной ситуацией развития ребенка (с поступлением в школу меняется внутренняя позиция, меняются требования к ребенку со стороны взрослых и пр.). Способность к эмоциональной саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Понимание эмоциональных состояний окружающих людей имеет большое значение при выстраивании моделей поведения. Если ребенок не понимает эмоции и настроение участников ситуации, то это повышает риск неправильного выбора поведенческих и эмоциональных реакций по отношению к окружающим, может возникнуть рассогласованность действий между участниками. Понимание эмоций своих и эмоций окружающих влияет на развитие эмоциональной децентрации, таких качеств как эмпатия, сочувствие. Отсутствие понимания эмоций и состояний окружающих так же указывает на недостаточность развития эмоциональной сферы, что напрямую влияет на развитие произвольного контроля эмоций, когда этого требует ситуация.
Младшим школьникам с ЗПР характерно недоразвитие эмоциональной и волевой сферы. Это в свою очередь мешает развитию необходимого уровня самоконтроля и препятствует началу формирования навыков осознанного поведения. Навыки осознанного поведения – необходимое условие для успешного обучения детей и их социализации.
Поэтому особо остро встает проблема создания программ, направленных на развитие навыков эмоциональной саморегуляции и формирование навыков осознанного поведения.
Формы и методы проведения индивидуальных занятий:
- игра
- элементы арт-терапии
- элементы сказкотерапии
- элементы песочной терапии
- психогимнастика
- элементы ABA
- беседы
Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с ЗПР младшего школьного возраста.
Занятия с детьми проходят не реже 1 занятия в неделю (20 минут –экстренно и 30-40 минут планово).
Цель программы: обучить учащихся младших классов навыкам эмоционального контроля и саморегуляции, создать условия для формирования навыков осознанного поведения.
Задачи программы:
- Познакомить с понятием «эмоции», научить понимать и различать эмоции с помощью игровых форм;
- Развивать умения выражать свои эмоции (вербально; с помощью мимики и пантомимики) и идентифицировать эмоции другого человека;
- Совершенствовать у детей младшего школьного возраста навыки и умения с помощью мимики показать свои эмоций и пантомимы;
- Обучить учащихся адекватным методам реагирования и выхода из конфликтных ситуаций;
- Развивать умения активного слушания;
- Обучить приемлемым способам рефлексии и снятия тревожных состояний;
- Обучить навыкам внутреннего самоконтроля и сдерживания;
- Формировать активную жизненную позицию.
Структура занятий
Этапы занятия | Содержание этапа | Цели этапа |
I | Ритуал приветствия. | Создание условий для сплочения участников. |
II | Разминка. | Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность. |
III | Основное содержание занятия. | Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм. |
IV | Рефлексия прошедшего занятия. | Рефлексия прошедшего занятия. |
V | Ритуал прощания. | Окончание занятия. |
Формы и методы проведения групповых и индивидуальных занятий:
- игра
- элементы арт-терапии
- элементы сказкотерапии
- элементы песочной терапии
- психогимнастика
- элементы ABA
- беседы
Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована учащимся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.
Календарно-тематическое планирование
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.
Планируемые результаты
По итогам проведённых занятий предполагается, что у учащихся 4 классов начнут формироваться навыки осознанного поведения: дети будут хорошо распознавать как свои, так и чужие эмоциональные состояния; научатся контролировать свои эмоции и свое поведение; будут меньше подвержены проявлениям агрессии, тревожности и страхам; получат навыки выхода из конфликтных ситуаций; смогут эффективнее планировать и контролировать свою деятельность.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение индивидуальных занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 20-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
I. Список литературы
- Белкина, В. Н. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребенка /B. Н. Белкина, И. О. Карелина // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ - Ярославль, 2003.
- Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками Спб.: Питер 2-е издание, 2013 г.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. 2008. 464 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка.— М.: Педагогика, 1986.
- Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие: 3-е издание, Питер, 2006.
- Изотова Е.И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия». 2004.
- Карелина И.О. «Эмоциональное развитие детей 5-10 лет»/ Ярославль: Академия развития, 2006.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» / Ярославль: Академия развития, 1997.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвалюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М: Генезис. 2002.
- Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Б. Никитина // Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. - 2011. - № 1.
- Радева Р.Е. «Техники релаксации для детей» // Дошкольное образование. 2002г. №3 с. 13-15.
- Саенко Ю. В. Техники и приемы регуляции эмоций // Вопросы психологии. 2010. №3.
- Слободяник Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции учащихся начальной школы: Практическое пособие»/ М.: Айрис-пресс, 2004.
- Чистякова М.И. «Психогимнастика» / М.: Педагогика, 1990.
- Аудиовизуальные средства:
- Экранные средства обучения (зрительный ряд)
- Экранно − звуковые средства (учебные видеозаписи).
- Схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Технология мультимедиа (презентации).
Ш. Сетевые источники:
- А.Я. Психология (http://www.azps.ru/);
- Лицом к лицу с психологией (http://www.psy-vis.ru/ );
- Мир психологии (http://www.psychology.net.ru/);
- Психология на русском языке (http://www.psychology.ru/);
- Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
- Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
- Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
- Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....
Выступление по теме: "Типы девиантного поведения детей и меры воздействия на ребёнка с девиантным поведением".
Выступление...
презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...
СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....
Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки
Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...