Программа "Бесконфликтное поведение"
рабочая программа (3 класс)
Данная программа предназначена для развития навыков конструктивного общения у младших школьников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beskonfliktnoe_povedenie.docx | 45.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга __________________ Л.Н. Ненашева « » ________________2021г. |
Рабочая программа
Развитие и коррекция навыков бесконфликтного общения у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья
3 «А», 3 «Б» классы
Составитель
педагог-психолог
Курносова Анастасия Олеговна
Санкт-Петербург
2021г.
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 1 | |
Календарно-тематическое планирование | 5 | |
Планируемые результаты освоения программы | 6 | |
Условия реализации программы | 6 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы | 7 |
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- ФЗ «Об образовании»
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»
- Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»
- Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
- Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»
- Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»
- Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
- Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»
- Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва)
- Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.)
- Учебный план ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год
- Образовательная программа ГБОУ школы№ 131 Красносельского района Санкт-Петербурга
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
- Положение о рабочей программе ГБОУ школы №131 Красносельского района Санкт-Петербурга
Актуальность
Описание контингента
Программа «Развитие и коррекция навыков бесконфликтного общения у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья», предназначена для учащихся с задержкой психического здоровья, для которых характерны следующие особенности: слабая потребность в общении; эмоциональная поверхностность контактов; трудности в проявлении эмпатии; импульсивное поведение, провоцирующее конфликты; трудности в общении со сверстниками; эмоциональная нестабильность. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в одних случаях - в виде эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, в других случаях - в виде робости, заторможенности, застенчивости. Младшие школьники с ЗПР прибегают к решению конфликтных ситуаций с помощью следующих способов: агрессия, бегство, регрессия, отрицание.
Наиболее общими отличительными чертами, детей данной категории, представленные А.Я. Анцуповым, являются:
1) физическая беспомощность, изолированность;
2) отсутствие знания о стратегиях поведения в конфликте;
3) завышенная или заниженная самооценка своих способностей или возможностей;
4) неадекватное стремление к лидерству;
5) консервативность в мышлении, взглядах, убеждениях;
6) принципиальность и прямолинейность в суждениях;
7) специфический набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, возбудимость.
Программа направлена на обеспечение развития и коррекцию коммуникативной сферы у детей данной категории, на профилактику и устранение конфликтного поведения, на развитие моделей поведения социально приемлемого выхода из конфликтных ситуаций.
Актуальность
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР является важной причиной, влияющей на коммуникативное взаимодействие их с окружающими. В основе возникновения конфликтов лежат индивидуальные особенности учащихся. В случае с младшими школьниками с ЗПР эти особенности более остро, чем у детей с нормальным психическим развитием, влияют на возникновение, протекание и разрешение конфликтов. Перечисленные особенности непосредственно влияют на адаптацию ребенка в школьном коллективе и вне его. В связи с этим возникает необходимость профилактики конфликтов в детской среде.
Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы научить ребенка с задержкой психического развития адекватным методам урегулирования конфликтных ситуаций, а также создать здоровый социально-психологический климат и такую воспитательную среду, направленную на уменьшение агрессивности и конфликтности, где будут учтены все индивидуальные особенности детей данной категории.
Поэтому особо остро встает проблема создания программ, направленных на профилактику конфликтного поведения и формирование у учащихся практических навыков решения конфликтов.
Формы и методы проведения индивидуальных занятий:
- игра
- элементы арт-терапии
- элементы сказкотерапии
- психогимнастика
- элементы ABA
- беседы
Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована детям с ЗПР младшего школьного возраста.
Занятия с детьми проходят не реже 1 занятия в неделю (20 минут –экстренно и 30-40 минут планово)
Цель программы: развитие навыков бесконфликтного общения.
Задачи программы:
- Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие эмоционального напряжения.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных умений и навыков.
- Развитие таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, толерантность.
- Воспитание уважительного отношения к окружающим людям
- Формирование социально одобряемых форм поведения.
Структура занятий
Этапы занятия | Содержание этапа | Цели этапа |
I | Ритуал приветствия. | Создание условий для сплочения участников. |
II | Разминка. | Эмоциональный настрой на продуктивную деятельность. |
III | Основное содержание занятия. | Формирование новых представлений, эмоциональных состояний, поведенческих норм. |
IV | Рефлексия прошедшего занятия. | Рефлексия прошедшего занятия. |
V | Ритуал прощания. | Окончание занятия. |
Формы и методы проведения групповых и индивидуальных занятий:
- игра
- элементы арт-терапии
- элементы сказкотерапии
- элементы песочной терапии
- психогимнастика
- элементы ABA
- беседы
Программа относится к социально-психологическому направлению. Работа по программе может носить профилактический, коррекционно-развивающий характер. Программа адресована учащимся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю по 30-40 минут. Профилактическая часть составляет 5 занятий, коррекционно-развивающая - 20 занятий.
Календарно-тематическое планирование
Объем часов по программе – 26 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся каждой отдельной группы.
Планируемые результаты
Программа по формированию бесконфликтного общения у детей младшего школьного возраста предполагает достижения следующих результатов:
- дети способны понимать эмоциональное состояние партнера по общению;
- обучающиеся способны контролировать свое поведение в общении с другими людьми;
- дети способны вести диалог с другими людьми, а также проявлять терпение, уважение, доверие к партнеру по общению;
- обучающиеся способны решить проблемные ситуации без негативных последствий и т.п.
Условия реализации программы
Под условиями реализации данной рабочей программы подразумевается:
- посещение индивидуальных занятий не менее одного раза в неделю;
- продолжительность занятий – 20-40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.
Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
I. Список литературы
- Анцупов, А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. / А.Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – Спб., Питер, 2007.
- Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. /А.Я Анцупов . — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержко й психического развития: Учеб/ Л.Н Блинова . – М.: Изд-во НЦЭНАС, 2001.
- Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С.Выготский. – Спб.: Лань, 2003.
- Грехем, Скотт Джини. Конфликты. Пути их разрешения/ Скотт Джини Грехем. – Киев: Внешторгиздат, 1991г.
- Дубровина, И.В. «Рабочая книга школьного психолога». /И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е. М. Борисова. – Москва: Просвещение, 1991.
- Защиринская, О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с ЗПР. / О.В. Защиринская // Историческая психология иментальность. Детство.Семья.Опыт.Спб,2001.
- ЗащиринскаяО.В.Психология детей с задержкой психического развития / О.В.Защиринская.– Издательство: Речь.,2003г.
- Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник. Практическое пособие – М.: Генезис. 2002.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. /Лебединский В.В. Учебное пособие. –М.: Издательство Московского университета, 1985г.
- Лямина, Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста / Лямина Л. В.// Педагогика и психология. 2009. № 4 (6).
- Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. [Текст]/ Мамайчук И. И. - спб.: Речь, 2006.
- Мамайчук И.И., Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]/ Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Изд. Речь, 2004г.
- Мачехина, О. П. Использование методов диагностики в педагогических исследованиях школьных конфликтов. / О. П. Мачехина,–Журнал Мир науки, культуры, образования выпуск № 2 (45) / 2014.
- Николаенко, М.С. Особенности конфликтов учащихся начальной школы./ М.С. Николаенко.– Журнал«Социальное воспитание» 2008г.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие./А.А.Осипова. – М.: Сфера, 2002 г.
- Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я./О. В.Хухлаева.– М.:Генезис, 2004
- Шустова, М.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению /Шустова М.А. – Журнал«Вопросы психологии». - 1990. - № 2.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. [Текст]/ Д. Б. Эльконин– М., 1974.
- Аудиовизуальные средства:
- Экранные средства обучения (зрительный ряд)
- Экранно − звуковые средства (учебные видеозаписи).
- Схемы, таблицы, наглядные пособия.
- Технология мультимедиа (презентации).
Ш. Сетевые источники:
- А.Я. Психология (http://www.azps.ru/);
- Лицом к лицу с психологией (http://www.psy-vis.ru/ );
- Мир психологии (http://www.psychology.net.ru/);
- Психология на русском языке (http://www.psychology.ru/);
- Педагогическая библиотека (http://www.pedlib.ru/);
- Педсовет: образование, учитель, школа (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);
- Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество (http://pedsovet.su/load/343);
- Раздел "Материалы для коррекционных школ и классов" (http://pedsovet.su/load/340);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем.
познакомить с правилами поведения в лесу, развивать навыки безопасного поведения с огнем....
Выступление по теме: "Типы девиантного поведения детей и меры воздействия на ребёнка с девиантным поведением".
Выступление...
презентация к родительскому собранию "Факторы риска отклоняющегося поведения. Агрессивное поведение"
Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания на тему "Отклоняющееся поведение детей и подростков. Причины. способы преодоления"...
СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.
ГОУ “Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат. ДокладТЕМА:СИСТЕМАТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМ НАРУШЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННООТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ....
Безопасное поведение зимой. Правила поведения у новогодней елки
Презентация о правилах поведения про проведения новогодней елки...
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...