Адаптация к школе у младших школьников
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматривается адаптация к школе у младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_shkole_u_mladshih_shkolnikov.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация к школе - длительный процесс, включающий ряд этапов.

Для успешного обучения школьника необходимо учитывать особенности адаптационного периода у каждого ребенка индивидуально.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально – психологическая адаптация может протекать по – разному . Здесь тоже можно выделить несколько групп по временным рамкам адаптации к школе.

Значительная часть детей ( 50 – 60 % ) адаптируется в течении 2 – 3 месяцев обучения . Это при благоприятном стечении всех обстоятельств . Это проявляется в том , что ребенок привыкает к коллективу , ближе узнает своих одноклассников , приобретает друзей . Э та группа детей о которых можно сказать , что они уже адаптировались к школьному процессу и получили статус «школьник», «ученик». У детей , благополучно прошедших адаптацию преобладает хорошее настроение , активное отношение к учебе , желание посещать школу , добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя .

Второй группе детей ( около 30 % ) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной . Не сразу выполняют нужные требования , часто выясняют отношения со сверстниками неадекватным способами ( дерутся , капризничают , жалуются , плачут ). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

И, наконец, в каждом классе есть примерно 14 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Как же помочь?

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

• организация режима дня;

•контроль  за выполнением домашних заданий;

• приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня. Что же такое рационально организованный режим дня?

Во–первых, это учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка.

Во–вторых, это обязательный отдых на свежем воздухе.

В–третьих, это достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

В–четвертых, это регулярное и полноценное питание.

Обязательна при этом и соответствующая возрасту, двигательная активность ребенка. Организация режима дня позволяет ребенку:

легче справиться с учебной нагрузкой;

• защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости. Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

 Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

2-е Направление помощи — контроль за выполнением домашних заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами: - какие отметки? - выполнил ли уроки? После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе. Хорошо если бы вы интересовались;

• что изучал ребенок сегодня в школе;

• как он понял материал;

• как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

Для младших школьников характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Если вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы, и этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе. Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, а важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

3-е Направление помощи — приучение к самостоятельности. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, воспитывать самостоятельность.    Но в воспитании важна  своевременность! Каждый, кто сажает картофель, капусту или другие растения, знает, что ему приходится обдумывать вопрос о сроках  посадки; рано посадишь - замерзнет, а если опоздаешь – не созреет. Если бы кто-нибудь отложил посадку картофеля до августа, это весьма удивило бы окружающих. Но воспитание ребёнка - более сложное дело, чем выращивание растений. Между тем, над сроками воспитания самостоятельности  в  действиях часто не задумываются, откладывая это дело на потом и не замечая , какой вред приносит такое промедление. С началом обучения ребёнка в школе   появились новые действия, и если родители не будут уделять внимание их выполнению, то они могут стать не только полезными, но вредными для школьника.

  1. Практикум.                                                

Работа в группах. На обсуждение 7-10 минут.

Задание 1 группе.

Как сформировать  у ребёнка привычку – самостоятельно собирать портфель. Запишите подробный алгоритм  действий.

Задание 2 группе.

Ребёнок  с нежеланием  идёт в среду в школу. На вопрос  мамы: «Что случилось?». Отвечает: « Я не успеваю переодеться, все снова будут надо мной смеяться?». Как научить школьника быстрее переодеваться. Запишите подробный алгоритм действий.

Задание 3 группе.

Дима на уроках очень медленно работает. При письме  пропускает буквы, делает нелепые ошибки в ответах. Стал раздражительным,  постоянно жалуется на головную боль к концу недели. Мама считает, что школьные неудачи мальчика связаны с «нежеланием потрудиться», «леностью», «неумением стараться». Согласны ли Вы с мнением  мамы. Можно ли  им помочь. Ответ обоснуйте.

Задание 4 группе.

Марина постоянно ходит на переменах одна. Маме жалуется, что в классе с ней никто не играет, не дружит.  Учится хорошо.  Отличается примерным поведением. Успешно ли проходит у ребёнка социально-психологическая адаптация. Что Вы можете порекомендовать маме?

После выполнения заданий проводится их совместное обсуждение.

Задание 1 группе.

Как сформировать  у ребёнка привычку – самостоятельно собирать портфель. Запишите подробный алгоритм  действий.

Задание 2 группе.

Ребёнок  с нежеланием  идёт в среду в школу. На вопрос  мамы: «Что случилось?». Отвечает: « Я не успеваю переодеться, все снова будут надо мной смеяться?». Как научить школьника быстрее переодеваться. Запишите подробный алгоритм действий.

Задание 3 группе.

Дима на уроках очень медленно работает. При письме  пропускает буквы, делает нелепые ошибки в ответах. Стал раздражительным,  постоянно жалуется на головную боль к концу недели. Мама считает, что школьные неудачи мальчика связаны с «нежеланием потрудиться», «леностью», «неумением стараться». Согласны ли Вы с мнением  мамы. Можно ли  им помочь. Ответ обоснуйте.

Задание 4 группе.

Марина постоянно ходит на переменах одна. Маме жалуется, что в классе с ней никто не играет, не дружит.  Учится хорошо.  Отличается примерным поведением. Успешно ли проходит у ребёнка социально-психологическая адаптация. Что Вы можете порекомендовать маме?

После выполнения заданий проводится их совместное обсуждение.

Задание для родителей

-Что обеспечит успех ребёнка в школе?

-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

   Выберите из  предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект, знание своих способностей и возможностей.

в) Умение общаться и способность эффективно взаимодействовать с людьми.

г) Желание узнать новое.

д) Похвала окружающих.

е) Аккуратность и дисциплинированность, ответственность.

ж) Стремление  сделать лучше.

з) Будущая профессия.

Свой выбор обоснуйте.

Т. о. не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Не ждите, что Ваш ребёнок будет таким , как Вы или таким, как Вы хотите. Помогите ему стать собой!

Наше сотрудничество с Вами будет эффективным , если Вы будете соблюдать данные рекомендации.

  1. Обсуждая итоги урока с ребенком
  • признавайте его право на ошибку, не судите за неё;
  • не сравнивайте своего ребёнка ни с кем, сравнивать нужно только результаты его действий;
  • не допускайте отрицательных оценочных суждений (замечаний) по поводу работы своего ребёнка на уроке в присутствии других учащихся. Он обратит больше внимания на ваше замечание, если Вы скажете ему всё спокойно с глазу на глаз;
  • избегайте оценочных суждений в адрес других лиц - участников УВП в присутствии своего ребёнка.

На этом наша встреча заканчивается. Я попрошу Вас оставить на листках свои отзывы и предложения.

http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация программы Т.А. Ткаченко «Обучение творческому рассказыванию по картинкам» для младших школьников с билингвизмом в условиях общеобразовательной школы»

В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих «СОШ № 14», является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полно...

Родительское собрание. Психологические особенности младших школьников в период адаптации к школе.

На родительском собрании ведется разговор о том,каким должен быть старт школьного обучения....

Методические рекомендации для учителей начальной школы "Профориентация младших школьников"

Занимаясь опытно-экспериментальной работой, мы проводили и проводим различные исследования среди учащихся школ Санкт-Петербурга. Набрана и проанализирована разнообразная статистика.Какие выводы для се...

Проект "Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников"

Часто с переходом во 2-3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Цель данного проекта: разработать систему коррекционно-развивающих занятий с нарушениями эмоциона...

Интегрированная образовательная деятельность специалистов школы с младшими школьниками, имеющими психологические и логопедические трудности в обучении.

С каждым годом  при поступлении в школу возрастает количество обучающихся,  с различными нарушениями устной и письменной. Этот учебный год не исключение.  В связи с этим значимость псих...

Особенности адаптации старших дошкольников и младших школьников после каникул

Статья раскрывает трудности адаптации после каникул и содержит рекомендации родителям для успешного их преодоления...