Создание условийдля адаптации младших школьников с ОВЗ средствами УМК «Перспективная начальная школа».
статья по теме

выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_rabote_skk_7_vida.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для адаптации младших школьников с ОВЗ средствами УМК «Перспективная начальная школа».

Кроме реализации требований стандартов второго поколения, в этом учебном году учителя 1 классов нашей школы осваивают новый учебно – методический комплект «Перспективная начальная школа».

Переход к новому УМК можно объяснить тем, что данный комплект- это один из тех, которые воплощают в жизнь требования новых стандартов. Выбор данного комплекта обусловлен еще и тем, что при его создании авторы учитывали:

  1. характеристику современного младшего школьника, модель классного коллектива начального звена;
  2. новые требования к учебнику, продиктованные развитыми информационными технологиями.

Лично для меня в данном учебном году новым является работа в С(К)К VII вида. В классе по рекомендации ПМПК обучается 8 человек,  4 мальчика, 4 девочки. До поступления в школу 6 человек посещали детский сад, двое не посещали. Социальный паспорт класса: 5 учащихся воспитываются в полных семьях, одна из них малообеспеченная, неблагополучная. В двух семьях детей воспитывают матери-одиночки, одна из них многодетная, малообеспеченная. Одна ученица - полусирота.  Двое детей воспитываются  бабушками, т.к. матери ездят на заработки.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную саморегуляцию в общеобразовательном учреждении.

Такое обучение и воспитание детей с ОВЗ позволяет организовать учебно – методический комплект «Перспективная начальная школа», основной идеей которого является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

Этой же задаче отвечают и основные принципы данного УМК:

  1. принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
  2. принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
  3. принцип целостности картины мира;
  4. принцип прочности и наглядности;
  5. принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

По результатам диагностики готовности к школе пятеро из восьми обучающихся в моем классе условно готовы к обучению в школе, трое , соответственно, не готовы. Средний уровень познавательного развития показали четверо учащихся, у 3-х средний уровень, 1 учащийся с низким уровнем. По темпу деятельности имеют достаточный темп работоспособности трое учащихся, у остальных низкая врабатываемость в учебную деятельность. Речевое развитие у всех учащихся ниже возрастной нормы, беден словарный запас, в речи встречаются аграмматизмы, мал запас знаний об окружающем мире. Можно сделать вывод: познавательная, речевая и организационная сферы деятельности недостаточно сформированы. А с введением стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится именно формирование познавательной, речевой и организационной деятельности и приемов работы с информацией.

Считаю, что средства учебно –методического комплекта «Перспективная начальная школа» позволяют в полной мере их сформировать. Методические подходы, включая технологии, методы и формы работы заложены в само содержание учебников данного УМК.

I.        Познавательная деятельность.

1.Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. (пример –с 17, окр мир)

2.Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения, т.к. наблюдая, рассматривая и сравнивая объекты, дети лучше запоминают учебный материал. Плюс формируется учебная мотивация.

                                                          (пример- литер. чтение, с. 23)

3.Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов: русский язык, литературное чтение: кроме цветных карандашей используют лупу, маркеры, рамочки.

Окружающий мир: лупа, бинокль, темные очки, цветные стекла, флюгер, фонарик.

Трудовая подготовка: кроме всех необходимых инструментов для трудовой полготовки, с 3-го класса используется компьютер.

  1. Речевая деятельность, работа с информацией.

Речевая деятельность формируется через коммуникативное общение, через речевые высказывания, через контроль своей деятельности и деятельности других.

Все учебники опираются на коммуникативные технологии. Цель – научить школьников:

  1. общаться с одноклассниками и взрослыми (работа в парах, группах), оказывать необходимую помощь одноклассникам и героям учебников - Маше и Мише (задания типа «Помоги Мише ответить на вопрос Маши» с. 93, матем.).
  2. обосновывать свою точку зрения;
  3. уважать другую точку зрения;
  4. видеть разницу между двумя точками зрения и мотивированно присоединяться к одной.

Составлять речевые высказывания предполагают задания типа «Расскажи…», «Попробуй объяснить смысл этого названия» при знакомстве с понятием «однозначные числа» с. 89, при ответах на многочисленные вопросы, помещенные в учебниках, при высказываниях разных точек зрения на любое изучаемое явление.

Осуществлять контроль своей и чужой деятельности позволяет возможность:

  1. по – разному отвечать на вопросы;
  1. смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения (пример «М.» С. 71,77)
  2. через «Азбуку вежливости» учиться давать оценку высказываний своих товарищей при рассматривании нескольких формул речевого этикета (ситуация встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного поступка), использование этих формул в устной речи при общении.

Для поднятия самооценки учащихся используются приемы, задания, которые позволяют развить умение контролировать свою учебную деятельность и адекватно оценивать ее результаты. Например, «М» с. 47, 51.

  1. Организация деятельности.
  1. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам                                                              (пример с. 15, 16, 30 «М»)
  2. Определение способов контроля, нахождение ошибок в работе и их исправление.        (пример «М» с. 43, 44, 46, 89, 90; «О.м.» с. 21)
  3. Учебное сотрудничество (работа в паре, в группе), умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.                (пример «О.м» с.29; «М.» С. 54)

Все учебники данного комплекта включают в содержание механизмы формирования универсальных учебных действий, а именно:

  1. учат читать язык условных обозначений (во всех учебниках единая система условных обозначений);
  2. искать информацию в словарях и справочниках;
  3. работать сразу с несколькими источниками информации (учебник – рабочая тетрадь; учебник – хрестоматия);
  4. ориентироваться в библиотеке;
  5. понимать структуру книги;
  6. знакомят с интернет - адресами по доступным темам;
  7. учат работать самостоятельно;
  8. учат работать с алфавитом как с поисковой системой;
  9. ориентироваться на страницах учебника и тетради, на страницах «содержание» и «оглавление».

Принцип прочности обеспечивается системой многократных возвращений к уже изученному материалу, созданием условий для применения полученный знаний; развернутым и пошаговым методическим аппаратом, помещенным в самом учебнике.

Содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания, направлено на поддержку духовно – нравственного развития ребенка. Средствами разных учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, их культурам, обычаям и традициям, к государственным символам. Ребенок чувствует себя маленьким гражданином великой страны.

За 4 месяца обучения больших результатов невозможно добиться, но уже можно выделить некоторые положительные моменты:

  1. растет учебная мотивация (5 у.);
  2. ориентируются в учебнике и в тетради -7 у.;
  3. формулируют и удерживают учебную задачу – 4у.;
  4. высказывают свою точку зрения – 8 у.;
  5. могут сказать, чему научился на уроке, что нового узнал -6ч.;

Развивается речь, ответы становятся более полные. В связи с тем, что на уроке постоянно меняются виды деятельности, работоспособность сохраняется на более длительное время.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и  младших школьников"...

Статья "Коммуникативное развитие младшего школьника на уроке по программе "Перспективная начальная школа"

Статья рассказывает о формировании коммуникативных УУД на уроках по программе "Перспективная начальная школа"...

Мастер - класс «Формирование познавательных УУД младших школьников в условиях использования УМК «Перспективная начальная школа».

Предлагаемый мастер - класс разработан в рамках ФГОС НОО.Цель: создание условий для профессионального роста педагогов.Задачи:- обобщение опыта работы по формированию познавательных УУД в условиях испо...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Ключ и заря"УМК "Перспективная начальная школа"

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба мл...

Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены ...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....