Создание условийдля адаптации младших школьников с ОВЗ средствами УМК «Перспективная начальная школа».
статья по теме
Предварительный просмотр:
Создание условий для адаптации младших школьников с ОВЗ средствами УМК «Перспективная начальная школа».
Кроме реализации требований стандартов второго поколения, в этом учебном году учителя 1 классов нашей школы осваивают новый учебно – методический комплект «Перспективная начальная школа».
Переход к новому УМК можно объяснить тем, что данный комплект- это один из тех, которые воплощают в жизнь требования новых стандартов. Выбор данного комплекта обусловлен еще и тем, что при его создании авторы учитывали:
- характеристику современного младшего школьника, модель классного коллектива начального звена;
- новые требования к учебнику, продиктованные развитыми информационными технологиями.
Лично для меня в данном учебном году новым является работа в С(К)К VII вида. В классе по рекомендации ПМПК обучается 8 человек, 4 мальчика, 4 девочки. До поступления в школу 6 человек посещали детский сад, двое не посещали. Социальный паспорт класса: 5 учащихся воспитываются в полных семьях, одна из них малообеспеченная, неблагополучная. В двух семьях детей воспитывают матери-одиночки, одна из них многодетная, малообеспеченная. Одна ученица - полусирота. Двое детей воспитываются бабушками, т.к. матери ездят на заработки.
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную саморегуляцию в общеобразовательном учреждении.
Такое обучение и воспитание детей с ОВЗ позволяет организовать учебно – методический комплект «Перспективная начальная школа», основной идеей которого является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интереса, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Этой же задаче отвечают и основные принципы данного УМК:
- принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
- принцип непрерывного общего развития каждого ребенка;
- принцип целостности картины мира;
- принцип прочности и наглядности;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
По результатам диагностики готовности к школе пятеро из восьми обучающихся в моем классе условно готовы к обучению в школе, трое , соответственно, не готовы. Средний уровень познавательного развития показали четверо учащихся, у 3-х средний уровень, 1 учащийся с низким уровнем. По темпу деятельности имеют достаточный темп работоспособности трое учащихся, у остальных низкая врабатываемость в учебную деятельность. Речевое развитие у всех учащихся ниже возрастной нормы, беден словарный запас, в речи встречаются аграмматизмы, мал запас знаний об окружающем мире. Можно сделать вывод: познавательная, речевая и организационная сферы деятельности недостаточно сформированы. А с введением стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится именно формирование познавательной, речевой и организационной деятельности и приемов работы с информацией.
Считаю, что средства учебно –методического комплекта «Перспективная начальная школа» позволяют в полной мере их сформировать. Методические подходы, включая технологии, методы и формы работы заложены в само содержание учебников данного УМК.
I. Познавательная деятельность.
1.Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. (пример –с 17, окр мир)
2.Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения, т.к. наблюдая, рассматривая и сравнивая объекты, дети лучше запоминают учебный материал. Плюс формируется учебная мотивация.
(пример- литер. чтение, с. 23)
3.Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов: русский язык, литературное чтение: кроме цветных карандашей используют лупу, маркеры, рамочки.
Окружающий мир: лупа, бинокль, темные очки, цветные стекла, флюгер, фонарик.
Трудовая подготовка: кроме всех необходимых инструментов для трудовой полготовки, с 3-го класса используется компьютер.
- Речевая деятельность, работа с информацией.
Речевая деятельность формируется через коммуникативное общение, через речевые высказывания, через контроль своей деятельности и деятельности других.
Все учебники опираются на коммуникативные технологии. Цель – научить школьников:
- общаться с одноклассниками и взрослыми (работа в парах, группах), оказывать необходимую помощь одноклассникам и героям учебников - Маше и Мише (задания типа «Помоги Мише ответить на вопрос Маши» с. 93, матем.).
- обосновывать свою точку зрения;
- уважать другую точку зрения;
- видеть разницу между двумя точками зрения и мотивированно присоединяться к одной.
Составлять речевые высказывания предполагают задания типа «Расскажи…», «Попробуй объяснить смысл этого названия» при знакомстве с понятием «однозначные числа» с. 89, при ответах на многочисленные вопросы, помещенные в учебниках, при высказываниях разных точек зрения на любое изучаемое явление.
Осуществлять контроль своей и чужой деятельности позволяет возможность:
- по – разному отвечать на вопросы;
- смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения (пример «М.» С. 71,77)
- через «Азбуку вежливости» учиться давать оценку высказываний своих товарищей при рассматривании нескольких формул речевого этикета (ситуация встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного поступка), использование этих формул в устной речи при общении.
Для поднятия самооценки учащихся используются приемы, задания, которые позволяют развить умение контролировать свою учебную деятельность и адекватно оценивать ее результаты. Например, «М» с. 47, 51.
- Организация деятельности.
- Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам (пример с. 15, 16, 30 «М»)
- Определение способов контроля, нахождение ошибок в работе и их исправление. (пример «М» с. 43, 44, 46, 89, 90; «О.м.» с. 21)
- Учебное сотрудничество (работа в паре, в группе), умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. (пример «О.м» с.29; «М.» С. 54)
Все учебники данного комплекта включают в содержание механизмы формирования универсальных учебных действий, а именно:
- учат читать язык условных обозначений (во всех учебниках единая система условных обозначений);
- искать информацию в словарях и справочниках;
- работать сразу с несколькими источниками информации (учебник – рабочая тетрадь; учебник – хрестоматия);
- ориентироваться в библиотеке;
- понимать структуру книги;
- знакомят с интернет - адресами по доступным темам;
- учат работать самостоятельно;
- учат работать с алфавитом как с поисковой системой;
- ориентироваться на страницах учебника и тетради, на страницах «содержание» и «оглавление».
Принцип прочности обеспечивается системой многократных возвращений к уже изученному материалу, созданием условий для применения полученный знаний; развернутым и пошаговым методическим аппаратом, помещенным в самом учебнике.
Содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания, направлено на поддержку духовно – нравственного развития ребенка. Средствами разных учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, их культурам, обычаям и традициям, к государственным символам. Ребенок чувствует себя маленьким гражданином великой страны.
За 4 месяца обучения больших результатов невозможно добиться, но уже можно выделить некоторые положительные моменты:
- растет учебная мотивация (5 у.);
- ориентируются в учебнике и в тетради -7 у.;
- формулируют и удерживают учебную задачу – 4у.;
- высказывают свою точку зрения – 8 у.;
- могут сказать, чему научился на уроке, что нового узнал -6ч.;
Развивается речь, ответы становятся более полные. В связи с тем, что на уроке постоянно меняются виды деятельности, работоспособность сохраняется на более длительное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
выступление на 2 Всероссийских Аксиологических чтениях "Духовно-нравственное воспитание молодежи и младших школьников"...
Статья "Коммуникативное развитие младшего школьника на уроке по программе "Перспективная начальная школа"
Статья рассказывает о формировании коммуникативных УУД на уроках по программе "Перспективная начальная школа"...
Мастер - класс «Формирование познавательных УУД младших школьников в условиях использования УМК «Перспективная начальная школа».
Предлагаемый мастер - класс разработан в рамках ФГОС НОО.Цель: создание условий для профессионального роста педагогов.Задачи:- обобщение опыта работы по формированию познавательных УУД в условиях испо...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"
Опыт работы по теме" Формирование коммуникативной компетентности у учащихся младших классов средствами УМК "Перспективная начальная школа"...
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Ключ и заря"УМК "Перспективная начальная школа"
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы внеурочной деятельности научного клуба мл...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации УМК "Перспективная начальная школа"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены ...
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы....