Интегрированная образовательная деятельность специалистов школы с младшими школьниками, имеющими психологические и логопедические трудности в обучении.
опыты и эксперименты по логопедии на тему

Левковская  Виктория Михайловна

С каждым годом  при поступлении в школу возрастает количество обучающихся,  с различными нарушениями устной и письменной. Этот учебный год не исключение.  В связи с этим значимость психолого-логопедического сопровождения становится важным направлением в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_levkovskaya_publikatsiya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре

 учителей-логопедов и педагогов-психологов

 ЗАТО г. Североморска

«Интегрированная образовательная деятельность специалистов школы с младшими школьниками, имеющими психологические и логопедические трудности

 в обучении».

Учитель-логопед  высшей кв.кат:

Левковская  В.М.

 

2018 г

 

Слайд № 1. С каждым годом  при поступлении в школу возрастает количество обучающихся,  с различными нарушениями устной и письменной. Этот учебный год не исключение.  В связи с этим значимость психолого-логопедического сопровождения становится важным направлением в работе. Необходимым условием решения данного вопроса является организация развивающей, образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с обучающимися имеющими различные речевые нарушения и других категорий школьников, нуждающихся в помощи специалистов.                                                                       Взаимосвязь, интегрированная работа  учителя-логопеда и педагога-психолога  позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения обучающих нашей  школы. Для этого мы второй год работаем в этом направлении, апробируя различные методы, приемы и формы работы.

Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. У обучающихся с речевым нарушением: отсутствует интерес к обучению, снижение внимание, низкий уровень развития речи, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Эти учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции учебной деятельности, логопедических занятиях и работе с психологом.

Слайд № 2: В результате обследования состояния устной речи первоклассников в начале этого учебного года и изучения медицинских карт   из 84 человек выявлено   48 обучающихся (48%), имеющих нарушения в устной речи различной этимологии. У 28 (33%) обучающихся подтвердилось какое-нибудь  речевое нарушение.

 Из них с общим недоразвитием речи - (18 %)  5  учащихся.

 С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - (14%) 4 учащихся.

С фонетическим нарушением-(75%) 21  первоклассник.

Принципы взаимодействия:

- Системность
- Комплексность
- Соответствие возрастным индивидуальным   возможностям
- Адекватность требований и нагрузок
- Постепенность и системность
- Индивидуализация темпа работ

У двух первоклассников – выявлены тяжелые  нарушения речи. Общее недоразвитие речи III уровень. Ринолалия.    Второй  первоклассник имеет  недоразвитие речи, обусловленное тугоухостью. Взаимосвязь логопедических и психологических занятий,  тесное сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы нашей психолого-логопедической службы в школе

Цель системы интегрированной работы: создание и апробирование модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие обучающихся.

 Задачами является следующее:

  1. Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
  2. Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях школьной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

3.Обучение школьников построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах; развитие речи.

Слайд №3: Задачи работы учителя-логопеда

  • Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и развивающе-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности.
  • Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Обогащение словарного запаса .

В связи с тем, что логопедическая работа не может и не предполагает полностью реализовать те направления, которые предусматривает психологическая помощь ученикам, мы пришли к выводу о необходимости проведения интегрированной работы в школе.  Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов. Анализируя обучающихся с речевыми нарушениями были выявлены группы детей, с которыми мы проводим интегрированную работу.

В 1- классах – 12 обучающихся;

Во 2-х классах – 10 обучающихся;

В 3 –х классах – 5 обучающихся;

Психолого-логопедическое  обследование обучающихся с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.

Разнообразие форм работы с учащимися учителя-логопеда и педагога-психолога в интегрированной работе  создаёт у детей эмоциональный подъём, повышенный интерес к  изучаемым темам за счёт новизны её подачи, снижает утомляемость учащихся, позволяет обеспечить  высокий уровень их познавательной активности.

Слайд №4. Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Свою работу, мы  разделили на три  этапа взаимодействия: организационный, основной и заключительный. Каждый этап  имеет основное содержание и предполагаемый результат. Обратите внимание на слайд.

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

(сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов школы и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий один раз в четверть.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-логопедическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

    (март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование развивающей программы для на следующий учебный год

Слайд № 5. Совместные направления  и формы работы отображают взаимодействие логопеда и психолога в общеобразовательной школе:  

 – проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),

 – развивающие логопедические занятия;

- развивающие психологические занятия;

– консультации учителей и родителей;

- проведения «Недели психологии и логопедии»

- оформление информационных, тематических стендов в школе на которых освещаются вопросы психологии и речевого развития ;

- участие в родительских собраниях;

        - интегрированные занятия с обучающимися;

Одной из эффективных форм совместной работы специалистов являются  интегрированные занятия. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность, связную и диалоговую речь.

Слайд № 6.  Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Слайд №7. Основными задачами интегрированных занятий являются:

  • повышение уровня общего речевого развития;
  • формирование устойчивого интереса к обучению;
  • совершенствование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения);
  • обогащение эмоциональной сферы;
  • развитие коммуникативных умений, положительных качеств личности.

Данные занятия предполагают широкое использование занимательного, игрового материала, приёмов релаксации, оздоровительных  и двигательно-речевых физминуток, гимнастик  для глаз, музыкального сопровождения, что способствует снятию усталости у детей, снижает нагрузку на нервную систему.

Также позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся:

  • игровые технологии;
  • эффектные картинки;
  • оригинальные способы подачи заданий;
  • проведение занятий в форме воображаемого путешествия.

Так как современная школа ориентирована на внедрение в учебный процесс ИКТ, занятия проходят с использованием компьютерных презентаций, которые помогают более успешно вовлекать учащихся в процесс обучения, дают возможность им  проверять  задания  сразу после  выполнения, совершенствовать навыки самоконтроля.

Интегрированное построение занятия помогает создать ситуацию успеха, эмоционально-положительную атмосферу, сжигающую тревожность и устраняющую страх ребёнка допустить ошибки, предоставить возможность каждому ребёнку высказать свою мысль, повышать желание детей активнее включаться в работу.

В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости  работоспособность учащихся на таких занятиях заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).

Слайд №8: Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:

-реализовать свои творческие способности;

- развивать коммуникативные умения;

-делиться впечатлениями, отвечать на вопросы;

-выстраивать свое устное высказывание;

- стимулировать познавательный интерес и активность;

- обогащать словарный запас;

Слайд № 9. На интегрированных занятиях широко используется: игровой материал, кукольный театр, сказкотерапию, музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры, упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), артикуляционные и дыхательные упражнения

Слайд № 10. Этапы интегрированных занятий:

  • введение в тему,  установление контакта, проверка мотивации;
  • сообщение темы занятия
  • разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
  • актуализация имеющихся знаний;
  • понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
  • серия заданий на отработку и понимание нового знания.
  • итог занятия,  взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.

Деятельность учащихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, старательность, правильность, аккуратность и др.  Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.

Слайд № 11-12 Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях образовательного учреждения позволяет:

1.     Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;

2.    Четко формулировать объективное заключение

3.    Разрабатывать индивидуальные и групповые программы развивающего обучения на долгосрочную перспективу;

Слайд № 13. 4.    Своевременно  и качественно  помочь учащимся преодолеть  речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом  по русскому языку и чтению.

5.    Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности,

6.     Развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, что помогает учащимся легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Слайд № 14. Спасибо за внимание. 

«Уча других, мы учимся сами».

Луций Анней Сенека

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1999.
  2. Гшенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2001г.
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  5. Электронный носитель: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/01/22/metodicheskaya-razrabotka-integrirovannykh от 04.01.2015 г.
  6. Электронный носитель: http://festival.1september.ru/articles/579784/ от 05.01.2015г

Основные этапы взаимодействия

учителя-логопеда и педагога-психолога.

Этап

Основное содержание

Результат

Организационный

(сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с  ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов школы и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий один раз в четверть.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-логопедическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

    (март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование развивающей программы для на следующий учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.

Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....

Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.

Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...

"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС

Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...

Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."

Данный материал - обобщение опыта по теме  Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...