Интегрированная образовательная деятельность специалистов школы с младшими школьниками, имеющими психологические и логопедические трудности в обучении.
опыты и эксперименты по логопедии на тему
С каждым годом при поступлении в школу возрастает количество обучающихся, с различными нарушениями устной и письменной. Этот учебный год не исключение. В связи с этим значимость психолого-логопедического сопровождения становится важным направлением в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_levkovskaya_publikatsiya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре
учителей-логопедов и педагогов-психологов
ЗАТО г. Североморска
«Интегрированная образовательная деятельность специалистов школы с младшими школьниками, имеющими психологические и логопедические трудности
в обучении».
Учитель-логопед высшей кв.кат:
Левковская В.М.
2018 г
Слайд № 1. С каждым годом при поступлении в школу возрастает количество обучающихся, с различными нарушениями устной и письменной. Этот учебный год не исключение. В связи с этим значимость психолого-логопедического сопровождения становится важным направлением в работе. Необходимым условием решения данного вопроса является организация развивающей, образовательной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога с обучающимися имеющими различные речевые нарушения и других категорий школьников, нуждающихся в помощи специалистов. Взаимосвязь, интегрированная работа учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения обучающих нашей школы. Для этого мы второй год работаем в этом направлении, апробируя различные методы, приемы и формы работы.
Дети приходят в школу с разным уровнем подготовки. У обучающихся с речевым нарушением: отсутствует интерес к обучению, снижение внимание, низкий уровень развития речи, они легко отвлекаются, быстро утомляются. Эти учащиеся нуждаются в постоянной стимуляции учебной деятельности, логопедических занятиях и работе с психологом.
Слайд № 2: В результате обследования состояния устной речи первоклассников в начале этого учебного года и изучения медицинских карт из 84 человек выявлено 48 обучающихся (48%), имеющих нарушения в устной речи различной этимологии. У 28 (33%) обучающихся подтвердилось какое-нибудь речевое нарушение.
Из них с общим недоразвитием речи - (18 %) 5 учащихся.
С фонетико-фонематическим недоразвитием речи - (14%) 4 учащихся.
С фонетическим нарушением-(75%) 21 первоклассник.
Принципы взаимодействия:
- Системность
- Комплексность
- Соответствие возрастным индивидуальным возможностям
- Адекватность требований и нагрузок
- Постепенность и системность
- Индивидуализация темпа работ
У двух первоклассников – выявлены тяжелые нарушения речи. Общее недоразвитие речи III уровень. Ринолалия. Второй первоклассник имеет недоразвитие речи, обусловленное тугоухостью. Взаимосвязь логопедических и психологических занятий, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы нашей психолого-логопедической службы в школе
Цель системы интегрированной работы: создание и апробирование модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие обучающихся.
Задачами является следующее:
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
- Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях школьной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
3.Обучение школьников построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные, временные связи в наблюдаемых явлениях и объектах; развитие речи.
Слайд №3: Задачи работы учителя-логопеда
- Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и развивающе-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности.
- Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды .
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Обогащение словарного запаса .
В связи с тем, что логопедическая работа не может и не предполагает полностью реализовать те направления, которые предусматривает психологическая помощь ученикам, мы пришли к выводу о необходимости проведения интегрированной работы в школе. Учитель-логопед и психолог преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов. Анализируя обучающихся с речевыми нарушениями были выявлены группы детей, с которыми мы проводим интегрированную работу.
В 1- классах – 12 обучающихся;
Во 2-х классах – 10 обучающихся;
В 3 –х классах – 5 обучающихся;
Психолого-логопедическое обследование обучающихся с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдается нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение. Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоционально-волевая сфера, т.е. воспитанники осознают свои недостатки, что приводит к дефициту речевого общения, что способствует появлению аффективных реакций на исполнение словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание, повышенная обидчивость и ранимость.
Разнообразие форм работы с учащимися учителя-логопеда и педагога-психолога в интегрированной работе создаёт у детей эмоциональный подъём, повышенный интерес к изучаемым темам за счёт новизны её подачи, снижает утомляемость учащихся, позволяет обеспечить высокий уровень их познавательной активности.
Слайд №4. Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Свою работу, мы разделили на три этапа взаимодействия: организационный, основной и заключительный. Каждый этап имеет основное содержание и предполагаемый результат. Обратите внимание на слайд.
Этап | Основное содержание | Результат |
Организационный (сентябрь - октябрь) | Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт развития ребенка. Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. | Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование взаимодействия специалистов школы и родителей. |
Основной (ноябрь - февраль) | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий один раз в четверть. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Создание и реализация проектной деятельности. Психолого-логопедическое просвещение родителей. | Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии. Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей. |
Заключительный (март - май) | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Корректировка индивидуальных и групповых программ. Отчет по проделанной работе. | Проектирование развивающей программы для на следующий учебный год |
Слайд № 5. Совместные направления и формы работы отображают взаимодействие логопеда и психолога в общеобразовательной школе:
– проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы),
– развивающие логопедические занятия;
- развивающие психологические занятия;
– консультации учителей и родителей;
- проведения «Недели психологии и логопедии»
- оформление информационных, тематических стендов в школе на которых освещаются вопросы психологии и речевого развития ;
- участие в родительских собраниях;
- интегрированные занятия с обучающимися;
Одной из эффективных форм совместной работы специалистов являются интегрированные занятия. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность, связную и диалоговую речь.
Слайд № 6. Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
Слайд №7. Основными задачами интегрированных занятий являются:
- повышение уровня общего речевого развития;
- формирование устойчивого интереса к обучению;
- совершенствование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения);
- обогащение эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных умений, положительных качеств личности.
Данные занятия предполагают широкое использование занимательного, игрового материала, приёмов релаксации, оздоровительных и двигательно-речевых физминуток, гимнастик для глаз, музыкального сопровождения, что способствует снятию усталости у детей, снижает нагрузку на нервную систему.
Также позволяют снять эмоциональное напряжение, обеспечить психологическую разгрузку учащихся:
- игровые технологии;
- эффектные картинки;
- оригинальные способы подачи заданий;
- проведение занятий в форме воображаемого путешествия.
Так как современная школа ориентирована на внедрение в учебный процесс ИКТ, занятия проходят с использованием компьютерных презентаций, которые помогают более успешно вовлекать учащихся в процесс обучения, дают возможность им проверять задания сразу после выполнения, совершенствовать навыки самоконтроля.
Интегрированное построение занятия помогает создать ситуацию успеха, эмоционально-положительную атмосферу, сжигающую тревожность и устраняющую страх ребёнка допустить ошибки, предоставить возможность каждому ребёнку высказать свою мысль, повышать желание детей активнее включаться в работу.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность учащихся на таких занятиях заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и к более высоким результатам. Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).
Слайд №8: Интегрированное построение занятий дает ребенку возможность:
-реализовать свои творческие способности;
- развивать коммуникативные умения;
-делиться впечатлениями, отвечать на вопросы;
-выстраивать свое устное высказывание;
- стимулировать познавательный интерес и активность;
- обогащать словарный запас;
Слайд № 9. На интегрированных занятиях широко используется: игровой материал, кукольный театр, сказкотерапию, музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры, упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), артикуляционные и дыхательные упражнения
Слайд № 10. Этапы интегрированных занятий:
- введение в тему, установление контакта, проверка мотивации;
- сообщение темы занятия
- разминка или подготовительная работа (1-2 мин.);
- актуализация имеющихся знаний;
- понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
- серия заданий на отработку и понимание нового знания.
- итог занятия, взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.
Деятельность учащихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, старательность, правильность, аккуратность и др. Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.
Слайд № 11-12 Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях образовательного учреждения позволяет:
1. Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
2. Четко формулировать объективное заключение
3. Разрабатывать индивидуальные и групповые программы развивающего обучения на долгосрочную перспективу;
Слайд № 13. 4. Своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению.
5. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности,
6. Развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, что помогает учащимся легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
Слайд № 14. Спасибо за внимание.
«Уча других, мы учимся сами».
Луций Анней Сенека
ЛИТЕРАТУРА:
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 1999.
- Гшенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1998.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2001г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Е. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
- Электронный носитель: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2012/01/22/metodicheskaya-razrabotka-integrirovannykh от 04.01.2015 г.
- Электронный носитель: http://festival.1september.ru/articles/579784/ от 05.01.2015г
Основные этапы взаимодействия
учителя-логопеда и педагога-психолога.
Этап | Основное содержание | Результат |
Организационный (сентябрь - октябрь) | Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ. Заполнение индивидуальных карт развития ребенка. Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов. Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. | Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми. Проектирование взаимодействия специалистов школы и родителей. |
Основной (ноябрь - февраль) | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий один раз в четверть. Осуществление логопедического и психологического мониторинга. Создание и реализация проектной деятельности. Психолого-логопедическое просвещение родителей. | Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии. Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей. |
Заключительный (март - май) | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. Корректировка индивидуальных и групповых программ. Отчет по проделанной работе. | Проектирование развивающей программы для на следующий учебный год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисграфия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. В ...
Предметно-практическая деятельность как средство развития связной речи у младших школьников, имеющих нарушения слуха.
Презентация творческого отчета по теме, включающего в себя теоретическую и практическую части....
Программа психолого-педагогической помощи младшим школьникам по предупреждению и преодолению трудностей в обучении, возникающих в условиях ФГОС.
Актуальность выбора курса определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников наблюдается низкий уровень развития познавательных процессов; низкий уров...
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников, имеющих поражения ЦНС
Использование игровых технологий в обучении чтению младших школьников имеющих поражение ЦНС, помогает сформировать зрительный образ буквы, читать по слогам, читать слова, тоесть обучать чтению с удово...
Методы повышения эффективности коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье приведены компоненты коррекционно-логопедической работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи....
Презентация опыта " Игровые приемы в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма."
Данный материал - обобщение опыта по теме Игровые приемы на логопедических занятиях для профилактики нарушений чтения и письма у обучающихся. Собраны игры, применение которых помогает исправить ...
- Мне нравится (1)