Проект "Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников"
проект на тему
Часто с переходом во 2-3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Цель данного проекта: разработать систему коррекционно-развивающих занятий с нарушениями эмоционально-личностного развития, негативного отношения к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации
«Региональный социопсихологический центр»
Итоговая работа
по программе инвариантного блока Именного образовательного чека
«Основные направления региональной образовательной политики
в контексте модернизации российского образования»
по теме «Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников»
Работу выполнила:
Лашина Любовь Николаевна,
педагог-психолог
Регионального социопсихологического центра
Работу проверила:
Педан Л. А.,
методист кафедры
социально-гуманитарных наук
Самара
2013
Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;
- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Младший школьный возраст – один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного и количественного изменения. Однако в школе многие педагоги и родители гораздо больше внимания уделяют количественным параметрам приобретенных ребенком знаний и умений. Качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения, многими недооцениваются. В то время как именно качественные изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную роль, могут укрепить психологическое состояние ребенка, либо подорвать его.
Часто с переходом во 2 -3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Причиной этого является неблагополучные отношения в семье, учебные нагрузки, конфликты с учителем и сверстниками, отсутствие учебной мотивации и т.д. В эмоциональной сфере это часто проявляется в том, что ребенок становится агрессивным, раздражительным, непослушным или же наоборот замкнутым, плаксивым, тревожным. Для всех детей с негативным отношением к школе характерно достаточно высокий уровень общей школьной тревожности. В младшем школьном возрасте к перечисленным выше причинам, которые вызывают высокую тревожность у детей младшего школьного возраста, добавляются оценочные, особенно при публичной оценке (ответы у доски, самостоятельные, контрольные и т. п.) ситуации.
Для того чтобы помочь школьнику в решении его проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучие отношений в семье (стиль взаимоотношений с ребенком в семье во многом определяет и его поведение в школе), учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, отсутствие учебной мотивации, все это приводит к тому, что школа становится для ребенка постоянным источником стресса.
В связи со всем вышесказанным большое значение приобретают вопросы эмоционального благополучия ребенка в школе.
Анализ ресурсов: Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития.
Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа c. Пестравка располагается в типовом здании.
В школе имеется 13 учебных кабинетов, спортивный зал, мастерские, библиотека, школьный кабинет - музей, столовая, игровая комната, спальня, медицинский кабинет.
Режим работы школы соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Материально-техническое обеспечение школы в основном соответствует требованиям современной школы. В школе установлено 3 мультимедийных комплекса, 21 компьютер, 6 принтеров. Для оптимального использования компьютеров в школе существует медиатека. В учебно-воспитательном процессе используются 3 телевизора, видеомагнитофон и 3аудиомагнитофона. Регулярно пополняется фонд наглядных пособий и литературы школы. Анализ имеющихся ресурсов позволяет использовать помещения для проведения групповых и индивидуальных форм работы с учащимися, технические средства: видео и аудиоаппратуру.
Объектом изменений является формирование положительного отношения к школе
Предмет изменений – эмоциональная сфера обучающихся
Цель: разработать систему коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями эмоционально-личностного развития, негативным отношением к учению
Задачи:
- Изучить научно - методическую литературу
- Разработать систему коррекционно - развивающих занятий, способствующих эмоциональному развитию детей.
- Обобщить результаты работы в форме аналитического отчета.
Целевая аудитория – обучающиеся третьих классов ГБОУ СОШ с. Пестравка.
Сроки реализации проекта (ноябрь 2013 - февраль 2014)
На первом этапе (диагностическом) изучался уровень изученности данной проблемы, был проведен анализ психолого – педагогической литературы определены объект, предмет, цель, основные задачи данной работы.
На втором этапе (практическом) - разрабатывалась коррекционно-развивающая программа, выявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность. Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.
На третьем этапе обобщаются результаты работы.
Основная цель программы: формирование позитивного отношения к школе.
Задачи программы:
1. Развитие эмоциональной сферы детей.
2. Снятие тревожности, эмоционального напряжения.
3. Развитие адекватной самооценки.
Реализация программы предполагает определенную этапность работы:
Первый этап работы: - диагностический:
На этом этапе проводится диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик: «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса»
Второй этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.
Программа представляет собой цикл из 23 занятий. Продолжительность одного занятия 35 минут.
Режим проведения: 2 занятия в неделю в течение 3-х месяцев.
Учебный план
к программе групповых занятий «Формирование и развитие позитивного отношения к школе»
Цель программы: формирование позитивного отношения к школе.
Категория детей: дети 8-9 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе.
Срок обучения: 3 месяца с ноября по февраль (23 занятия и два диагностических обследования.).
Режим работы: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35 минут, т. е. один академический час.
Учебно-тематический план
Цель программы: формирование позитивного отношения к школе.
Категория детей: дети 8-9 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе.
Срок обучения: 3 месяца (23 занятий и два диагностических обследования.).
Режим работы: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35 минут, т.е. один академический час.
п/п | Содержание программы | Всего часов | Из них часов | |
теория | практика | |||
1. | Знакомство | 2 | 0,2 | 1,8 |
1.1 | Как тебя зовут | 1 | 0,1 | 0,9 |
1.2 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 1 | 0,1 | 0,9 |
2. | Тайна моего «Я» | 7 | 0,7 | 6,3 |
2.1 | Кто Я? | 1 | 0,1 | 0,9 |
2.2 | Мои чувства | 1 | 0,1 | 0,9 |
2.3 | Мое тело | 1 | 0,1 | 0,9 |
2.4 | Уверен ли ты в себе? | 1 | 0,1 | 0,9 |
2.5 | Кто хозяин моего «я» | 1 | 0,1 | 0,9 |
2.6 | Я - личность | 1 | 0,1 | 0,9 |
2.7 | Мой внутренний мир | 1 | 0,1 | 0,9 |
3. | Я в школе | 6 | 0,6 | 5,4 |
3.1 | Я и мой учитель | 1 | 0,1 | 0,9 |
3.2 | Школьные трудности | 1 | 0,1 | 0,9 |
3.3 | Школьные трудности | 1 | 0,1 | 0,9 |
3.4 | Моя школа | 1 | 0,1 | 0,9 |
3.5 | Ошибки и неудачи в школе | 1 | 0,1 | 0,9 |
3.6 | Сюжетно-ролевая игра «Школа» | 1 | 0,1 | 0,9 |
4. | Я и мои родители | 3 | 0,3 | 2,7 |
4.1 | Право на ошибки | 1 | 0,1 | 0,9 |
4.2 | Взаимоотношения в семье | 1 | 0,1 | 0,9 |
4.3 | Моя семья | 1 | 0,1 | 0,9 |
5. | Я и мои друзья. | 3 | 0,3 | 2,7 |
5.1 | Настоящий друг | 1 | 0,1 | 0,9 |
5.2 | Умею ли я дружить | 1 | 0,1 | 0,9 |
5.3 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | 0,1 | 0,9 |
6. | Заключительные занятия | 2 | 0,2 | 1,8 |
6.1 | Волшебное зеркало | 1 | 0,1 | 0,9 |
6.2 | «Школа на планете «Наоборот». | 1 | 0,1 | 0,9 |
Всего: | 23 | 2,3 | 20,7 |
На третьем этапе (итоговым) - систематизировались и уточнялись практические результаты работы по проверке эффективности разработанной модели системы формирования позитивного отношения к школе у младших школьников. Сравнивались и обобщались результаты.
Структура занятий состоит из ритуала приветствия, игра, упражнение ,ритуал прощания.
Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта.
Ожидаемые результаты: После реализации программы увеличится до 75% доля детей с низким и средним уровнем тревожности.
Способы предоставления результаты. По итогам работы мы накопили педагогический опыт, собрали банк диагностических результатов по детям с эмоциональным неблагополучием, разработали программу коррекционно-развивающих занятий, написали аналитический отчет по результатам коррекционно-развивающей работы. Накопленный опыт работы будет использоваться для проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей, для предоставления опыта по работе с детьми с эмоциональным неблагополучием на педагогическом совете.
Для реализации проекта не потребуются дополнительные ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лендрет г. л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международная пед. Акад.,1994-365с
2.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры .Практическое пособие для психологов и родителей. - М.:»Издательство ГНОМ иД»,2000.-160с.
3. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.:Сфера, 2001. -128с.
4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников, М.: Генезис, 2001. – 280с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Преподавание в начальной школе. Фестиваль педагогических
идей. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников
Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...
"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"
В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...
Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).
Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...
«Экологическое воспитание,как одно из практических направлений в привитии гуманного отношения к природе у младших школьников с ОВЗ»
Выступление на республиканском семинаре «Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ОВЗ»...
Отчет по инновационной деятельности "Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста"
Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...
«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»
Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах. Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...
Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников
Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...