Проект "Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников"
проект на тему

Лашина Любовь Николаевна

Часто с переходом во 2-3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Цель данного проекта: разработать систему коррекционно-развивающих занятий с нарушениями эмоционально-личностного развития, негативного отношения к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx41.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая  работа

по программе инвариантного блока Именного образовательного чека

«Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

по теме «Формирование и развитие позитивного отношения к школе у младших школьников»

Работу выполнила:

Лашина Любовь Николаевна,

педагог-психолог

Регионального социопсихологического центра

                    Работу проверила:

Педан Л. А.,

методист кафедры

социально-гуманитарных наук

Самара

2013

 Модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики. Модернизация образования— это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.. Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

- с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

- с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

- с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

- с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

- с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;

- с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Младший школьный возраст – один из значимых моментов в жизни ребенка, период его качественного и количественного изменения. Однако в школе  многие педагоги и родители гораздо больше внимания уделяют количественным параметрам приобретенных ребенком знаний и умений. Качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения, многими недооцениваются. В то время как именно качественные изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную роль, могут укрепить психологическое состояние ребенка, либо подорвать его.

Часто с переходом во 2 -3 класс у детей формируется отрицательное отношение к школе, нежелание учиться. Причиной этого является неблагополучные отношения в семье, учебные нагрузки, конфликты с учителем и сверстниками, отсутствие учебной мотивации и т.д. В эмоциональной сфере это часто проявляется в том, что ребенок становится агрессивным, раздражительным, непослушным или же наоборот замкнутым, плаксивым, тревожным. Для всех детей с негативным отношением к школе характерно достаточно высокий уровень общей школьной тревожности. В младшем школьном возрасте к перечисленным выше причинам, которые вызывают высокую тревожность у детей младшего школьного возраста, добавляются  оценочные, особенно при публичной оценке (ответы у доски, самостоятельные, контрольные и т. п.) ситуации.

Для того чтобы помочь школьнику в решении его проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучие отношений в семье (стиль взаимоотношений  с ребенком в семье во многом определяет и его поведение в школе),  учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, отсутствие  учебной мотивации, все это приводит к тому, что школа становится для ребенка постоянным источником стресса.

В связи со всем вышесказанным большое значение приобретают вопросы эмоционального благополучия ребенка в школе.

Анализ ресурсов: Материально-техническая база – необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации целевой программы развития.

 Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа c. Пестравка располагается в типовом здании.

В школе имеется 13 учебных кабинетов, спортивный зал, мастерские, библиотека, школьный кабинет - музей, столовая, игровая комната, спальня, медицинский кабинет.

Режим работы школы соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Материально-техническое обеспечение школы в основном соответствует требованиям современной школы. В школе установлено 3 мультимедийных комплекса, 21 компьютер, 6 принтеров. Для оптимального использования компьютеров в школе существует медиатека. В учебно-воспитательном процессе используются 3 телевизора, видеомагнитофон и  3аудиомагнитофона. Регулярно пополняется фонд наглядных пособий и литературы школы. Анализ имеющихся ресурсов позволяет использовать помещения для проведения групповых и индивидуальных форм работы с учащимися, технические средства: видео и аудиоаппратуру.

Объектом изменений является формирование положительного отношения к школе

Предмет изменений – эмоциональная сфера обучающихся

Цель: разработать систему коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями эмоционально-личностного развития, негативным отношением к учению

Задачи:

  1. Изучить научно - методическую литературу
  2. Разработать систему коррекционно - развивающих занятий, способствующих эмоциональному развитию детей.
  3. Обобщить результаты работы в форме аналитического отчета.

Целевая аудитория – обучающиеся третьих классов ГБОУ СОШ  с. Пестравка.

Сроки реализации  проекта     (ноябрь 2013 - февраль 2014) 

На первом этапе (диагностическом) изучался уровень изученности данной проблемы, был проведен анализ психолого – педагогической литературы  определены объект, предмет, цель, основные задачи данной работы.

На втором этапе (практическом) - разрабатывалась коррекционно-развивающая программа,  выявлялись и обосновывались педагогические условия, обеспечивающие эффективность. Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

На третьем этапе обобщаются результаты работы.

Основная цель программы: формирование  позитивного отношения к школе.

Задачи программы:

1. Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Снятие тревожности, эмоционального напряжения.

3. Развитие адекватной самооценки.

Реализация программы предполагает определенную этапность работы:

Первый этап работы: - диагностический:

На этом этапе проводится диагностика потенциальных участников группы. Обследование проводится на материале следующих методик:  «Диагностика уровня школьной тревожности Филлипса»

Второй этап работы  связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям участников группы.

Программа представляет собой цикл из 23 занятий. Продолжительность одного занятия 35 минут.

 Режим проведения: 2 занятия в неделю в течение 3-х месяцев.

Учебный план

к программе групповых занятий «Формирование и развитие позитивного отношения к школе»

Цель программы: формирование  позитивного отношения к школе.

Категория детей: дети 8-9 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе.

Срок обучения: 3 месяца с ноября  по февраль (23 занятия и два диагностических обследования.).

Режим работы: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35 минут, т. е. один академический час.

   

Учебно-тематический план

Цель программы: формирование  позитивного отношения к школе.

Категория детей: дети 8-9 лет с нарушениями эмоционально- личностного развития, негативным отношением к школе.

Срок обучения: 3 месяца (23 занятий и два диагностических обследования.).

Режим работы: 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35 минут, т.е. один академический час.

п/п

Содержание программы

Всего часов

Из них часов

теория

практика

1.

Знакомство

2

0,2

1,8

1.1

Как тебя зовут

1

0,1

0,9

1.2

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

1

0,1

0,9

2.

Тайна моего «Я»

7

0,7

6,3

2.1

Кто Я?

1

0,1

0,9

2.2

Мои чувства

1

0,1

0,9

2.3

Мое тело

1

0,1

0,9

2.4

Уверен ли ты в себе?

1

0,1

0,9

2.5

Кто хозяин моего «я»

1

0,1

0,9

2.6

Я - личность

1

0,1

0,9

2.7

Мой внутренний мир

1

0,1

0,9

3.

Я в школе

6

0,6

5,4

3.1

Я и мой учитель

1

0,1

0,9

3.2

Школьные трудности

1

0,1

0,9

3.3

Школьные трудности

1

0,1

0,9

3.4

Моя школа

1

0,1

0,9

3.5

Ошибки и неудачи в школе

1

0,1

0,9

3.6

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

1

0,1

0,9

4.

Я и мои родители

3

0,3

2,7

4.1

Право на ошибки

1

0,1

0,9

4.2

Взаимоотношения в семье

1

0,1

0,9

4.3

Моя семья

1

0,1

0,9

5.

Я и мои друзья.

3

0,3

2,7

5.1

Настоящий друг

1

0,1

0,9

5.2

Умею ли я дружить

1

0,1

0,9

5.3

Трудности в отношениях с друзьями

1

0,1

0,9

6.

Заключительные занятия

2

0,2

 1,8

6.1

Волшебное зеркало

1

0,1

0,9

6.2

«Школа на планете «Наоборот».

1

0,1

0,9

Всего:

23

2,3

20,7

 На третьем этапе  (итоговым) - систематизировались и уточнялись практические результаты  работы по проверке эффективности разработанной модели системы формирования позитивного отношения к школе у младших школьников. Сравнивались и обобщались результаты.

Структура занятий состоит из ритуала  приветствия, игра, упражнение ,ритуал прощания.

Основные направления, механизмы, средства и способы реализации проекта.

Ожидаемые результаты: После реализации программы увеличится до 75%  доля детей с низким и средним уровнем тревожности.

Способы предоставления результаты. По итогам работы мы накопили педагогический опыт, собрали банк диагностических результатов по детям с эмоциональным неблагополучием, разработали программу коррекционно-развивающих занятий, написали аналитический отчет по результатам коррекционно-развивающей         работы.  Накопленный опыт работы будет использоваться для проведения родительских собраний, индивидуальных консультаций родителей, для предоставления опыта по работе с детьми с эмоциональным неблагополучием на педагогическом совете.

Для реализации проекта не потребуются дополнительные ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Лендрет г. л. Игровая терапия: Искусство отношений.  –  М.: Международная пед. Акад.,1994-365с

      2.Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры .Практическое пособие  для психологов и родителей. - М.:»Издательство ГНОМ иД»,2000.-160с.

 

      3. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М.:Сфера, 2001. -128с.

       4. Хухлаева О.В.  Тропинка к своему Я:  Программа формирования психологического здоровья у младших школьников,  М.: Генезис, 2001. – 280с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Преподавание в начальной школе. Фестиваль педагогических  

идей. [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

"Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников во внеурочной деятельности на основе традиций православного воспитания"

В статье рассматривается одна из актуальных проблем современного общества - формирование семейных ценностей у младших школьников. Одним из путей решения этой проблемы, по мнению автора статьи, являетс...

Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников (публичное выступление).

Формирование гражданской идентичности и культуры межнациональных отношений в поликультурной среде младших школьников. Задачи: •Предметные – формирование художественного вкуса и любви к прекр...

«Экологическое воспитание, как одно из практических направлений в привитии гуманного отношения к природе у младших школьников с ОВЗ»

Выступление на республиканском семинаре «Учебное сотрудничество как фактор формирования эффективных учебных действий детей с ОВЗ»...

Отчет по инновационной деятельности "Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста"

Развитие межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста...

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного возраста по формированию и развитию позитивного отношения к школе.»

Программа для психологов, учителей, работающих в первых классах.  Только недавно первоклашки были дошкольниками, у них резко меняется режим, требования к ним, у детей накапливается тревожность, н...

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...