Методический проект: «Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»
статья (3 класс)

Жеребцова Лариса Анатольевна

Методический проект:

«Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samoregulyatsii_1.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТ МБОУ СОШ №7 города Обнинска, Калужская область «Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»

Слайд 2

Творческая группа , создавшая проект – учитель начальных классов: Жеребцова Л.А .

Слайд 3

Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции , необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного.

Слайд 4

Саморегуляция это: 1) особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; 2) управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями; 3) целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно – психических состояний в целом; 4) целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий; 5) «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека; 6) взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

Слайд 5

Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Слайд 6

На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования личностной саморегуляции .

Слайд 7

Цель методического проекта: Обобщение и структурирование опыта по развитию саморегуляции через внеурочную деятельность в начальной школе. Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.

Слайд 8

Задачи: Проанализировать имеющийся опыт использования технологий и приемов развития регулятивных УУД на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Слайд 9

Объект исследования : саморегуляция младших школьников. Предмет исследования: формирование саморегуляции младших школьников. Гипотеза исследования: саморегуляция младших школьников станет более успешной при реализации комплексной программы ее формирования .

Слайд 10

Планируемые результаты. Данный методический проект, сам по себе , является одним из инструментов, позволяющих реализовать более крупный проект по созданию и развитию ЛРОС внутри ОУ. Именно поэтому результаты его могут быть локальными.

Слайд 11

Ожидаемые результаты: Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией , мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.

Слайд 12

Теоретическое обоснование методического проекта. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на здоровье. Специальные исследования ( Л.И.Божович , Л.С.Выготский , А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия , С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием

Слайд 13

Концепция Чтобы ребёнок мог справляться со своими чувствами, сначала мы должны научить его понимать, какие именно чувства он испытывает. Правильно понять и назвать эмоцию — половина успеха. Поэтому регулярно обсуждайте с детьми их переживания, чтобы научить облекать эмоции в слова и снять табу с разговора о чувствах.

Слайд 14

Этапы и сроки. Проект рассчитан на два года обучения с 01.09.2021 по 25.05.2023 гг Ресурсное обеспечение. Методический материал.

Слайд 15

Критерии эффективности Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля : Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам); Текущий: -рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый: -тестирование; -творческие работы учащихся

Слайд 16

План-график реализации («дорожная карта») методического проекта; Для того чтобы эмоциональный, волевой компоненты саморегуляции и компонент регуляции действия младших школьников значительно повысились, предлагаем к реализации программу формирования саморегуляции у младших школьников, программа рассчитана на 34 ч.(33ч) занятий, проводится программа 1раза в неделю длительностью 40- 45 минут, продолжительность программы составляет 2 года.

Слайд 17

Структура программы: сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Темы занятий отражают личные проблемы детей младшего школьного возраста, поэтому они могут использоваться не только с целью формирования саморегуляции учащихся, но и как профилактика предупреждение неблагоприятных процессов. На занятиях получают знания о том, как общаться, упражняться в применении приемлемых способов эмоцповедения . Большое внимание уделяется групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и рефлексии. Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры школьники овладевают навыками саморегулирования.

Слайд 18

На занятиях у школьников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и сформировать свое поведение.

Слайд 19

Упражнение 1 «Дерево» Представь что ты красивое дерево. Медленно сделай глубокий вдох, почувствуй, как тревоги уходят вверх, в пространство над тобой. Задержи дыхание и сосчитай до четырех (в это время дерево набирает свежий воздух, солнечную энергию). Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох - задержка дыхания - медленный выдох 4-5 раз.

Слайд 20

Упражнение 2 «Продумай заранее» Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза. Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии преподавателя. Постарайтесь почувствовать себя настолько насколько можете. Подумайте, что скажете и что сделаете. Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно. Время от времени выполняйте упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделайте своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Слайд 21

Упражнение 3 «Место силы» Сейчас я включу медленную расслабляющую музыку. Сядь спокойно в комфортной позе. Закрой глаза. Следи за своим дыханием. Представь, что твое тело становится необычайно легким, почти как облако. Теперь ты можешь оказаться в месте, где тебе бывало хорошо, спокойно и радостно. Это может быть реальное место, а может быть и выдуманное. Побудь там некоторое время, пусть место даст тебе силу духа и спокойствия. Запомни это состояние. В любое время, когда ты почувствуешь, что тревога «накатывает» на тебя, ты вспомнишь свое «место силы», свое спокойное состояние, и оно поможет тебе преодолеть тревогу.

Слайд 22

Все мы разные, но все мы равные.

Слайд 23

Выводы по проекту Данный проект направлен на формирование саморегуляции у младших школьников, уменьшение школьной тревожности, сохранение психического здоровья детей . Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального и волевого компонентов саморегуляции , а так же компонента регуляции действия обусловлена тем, что возрастной период 7-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной и волевой сферы.

Слайд 24

Программа формирования саморегуляции младших школьников, в частности ее эмоционального, волевого компонента и компонента регуляции действия у младших школьников направлена: помочь детям научиться правильно, реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и идентифицировать эмоции, чувства окружающих; формировать навыки эффективного общения;

Слайд 25

Список литературы. 1.ФГОС 2.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.Просвещение 3 Абульханова К.А. Идея системности в современной психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2005 – 496 с. 4 Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека [Электронный ресурс]/ Адлер А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Режим http://www.iprbookshop.ru/36426.— ЭБС « IPRbooks », по паролю 5 Андронова Е.О. Психология и педагогика// Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии. М., 2010 С. 149 -152 6 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога . Издательство Эскмо , Москва, 2010 – 177с. 7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович . – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008 – 276с. 8 Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика?. – М.: Издательство Просвещение, 2005 – 111с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32         Каждый человек, а творе...

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....

Работа над проектом на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах

Из опыта работы над проектом. Исследовательский проект на уроках литературного чтения....

Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся

Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора - цель внеурочной деятельности. Подобная деятельность способствует гармоничному развитию школьников, даё...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...