Методический проект: «Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»
статья (3 класс)
Методический проект:
«Развитие саморегуляции через внеурочную деятельность в начальных классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samoregulyatsii_1.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Творческая группа , создавшая проект – учитель начальных классов: Жеребцова Л.А .
Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции , необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. В психологии и педагогике актуальность проблемы саморегуляции личности изучается с позиций различных подходов: системно-структурного, мотивационного, личностного.
Саморегуляция это: 1) особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения; 2) управление человеком своими эмоциями, чувствами и переживаниями; 3) целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно – психических состояний в целом; 4) целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий; 5) «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека; 6) взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.
Мнение о необходимости формирования саморегуляции носит особую остроту в младшем школьном возрасте, подтверждается оно неумением управлять собой школьником, его дезадаптивным поведением, снижением успеваемости в школе и ухудшением психосоматического здоровья. В то же время, по мнению многих исследователей, формирование саморегуляции наиболее эффективно происходит в младшем школьном возрасте и связано оно с представлениями детей о себе, своих возможностях, которые складываются под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
На протяжении всего периода ребенок учится управлять своим поведением, произвольной становится организация его деятельности. Младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для формирования личностной саморегуляции .
Цель методического проекта: Обобщение и структурирование опыта по развитию саморегуляции через внеурочную деятельность в начальной школе. Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, учащихся, а также формирование коммуникативных компетенций.
Задачи: Проанализировать имеющийся опыт использования технологий и приемов развития регулятивных УУД на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования : саморегуляция младших школьников. Предмет исследования: формирование саморегуляции младших школьников. Гипотеза исследования: саморегуляция младших школьников станет более успешной при реализации комплексной программы ее формирования .
Планируемые результаты. Данный методический проект, сам по себе , является одним из инструментов, позволяющих реализовать более крупный проект по созданию и развитию ЛРОС внутри ОУ. Именно поэтому результаты его могут быть локальными.
Ожидаемые результаты: Предполагается, что результаты отразятся, во-первых, на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией , мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, во-вторых – в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Теоретическое обоснование методического проекта. Эмоции и чувства пронизывают всю жизнь человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, выдвигаемым жизнью задачам, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на здоровье. Специальные исследования ( Л.И.Божович , Л.С.Выготский , А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия , С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) свидетельствуют о том, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием
Концепция Чтобы ребёнок мог справляться со своими чувствами, сначала мы должны научить его понимать, какие именно чувства он испытывает. Правильно понять и назвать эмоцию — половина успеха. Поэтому регулярно обсуждайте с детьми их переживания, чтобы научить облекать эмоции в слова и снять табу с разговора о чувствах.
Этапы и сроки. Проект рассчитан на два года обучения с 01.09.2021 по 25.05.2023 гг Ресурсное обеспечение. Методический материал.
Критерии эффективности Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля : Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (по методикам); Текущий: -рефлексивный - контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; -контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый: -тестирование; -творческие работы учащихся
План-график реализации («дорожная карта») методического проекта; Для того чтобы эмоциональный, волевой компоненты саморегуляции и компонент регуляции действия младших школьников значительно повысились, предлагаем к реализации программу формирования саморегуляции у младших школьников, программа рассчитана на 34 ч.(33ч) занятий, проводится программа 1раза в неделю длительностью 40- 45 минут, продолжительность программы составляет 2 года.
Структура программы: сценарии занятий составлены по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Темы занятий отражают личные проблемы детей младшего школьного возраста, поэтому они могут использоваться не только с целью формирования саморегуляции учащихся, но и как профилактика предупреждение неблагоприятных процессов. На занятиях получают знания о том, как общаться, упражняться в применении приемлемых способов эмоцповедения . Большое внимание уделяется групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и рефлексии. Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры школьники овладевают навыками саморегулирования.
На занятиях у школьников есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и сформировать свое поведение.
Упражнение 1 «Дерево» Представь что ты красивое дерево. Медленно сделай глубокий вдох, почувствуй, как тревоги уходят вверх, в пространство над тобой. Задержи дыхание и сосчитай до четырех (в это время дерево набирает свежий воздух, солнечную энергию). Медленно выдохни. Повтори процедуру медленный вдох - задержка дыхания - медленный выдох 4-5 раз.
Упражнение 2 «Продумай заранее» Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза. Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии преподавателя. Постарайтесь почувствовать себя настолько насколько можете. Подумайте, что скажете и что сделаете. Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно. Время от времени выполняйте упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделайте своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.
Упражнение 3 «Место силы» Сейчас я включу медленную расслабляющую музыку. Сядь спокойно в комфортной позе. Закрой глаза. Следи за своим дыханием. Представь, что твое тело становится необычайно легким, почти как облако. Теперь ты можешь оказаться в месте, где тебе бывало хорошо, спокойно и радостно. Это может быть реальное место, а может быть и выдуманное. Побудь там некоторое время, пусть место даст тебе силу духа и спокойствия. Запомни это состояние. В любое время, когда ты почувствуешь, что тревога «накатывает» на тебя, ты вспомнишь свое «место силы», свое спокойное состояние, и оно поможет тебе преодолеть тревогу.
Все мы разные, но все мы равные.
Выводы по проекту Данный проект направлен на формирование саморегуляции у младших школьников, уменьшение школьной тревожности, сохранение психического здоровья детей . Необходимость проведения специальной работы с детьми младшего школьного возраста с целью развития у них навыков эмоционального и волевого компонентов саморегуляции , а так же компонента регуляции действия обусловлена тем, что возрастной период 7-10 лет является сензитивным для формирования эмоциональной и волевой сферы.
Программа формирования саморегуляции младших школьников, в частности ее эмоционального, волевого компонента и компонента регуляции действия у младших школьников направлена: помочь детям научиться правильно, реагировать на стрессовые ситуации, уметь выходить из возникающих конфликтов; помочь правильно выражать свои чувства и идентифицировать эмоции, чувства окружающих; формировать навыки эффективного общения;
Список литературы. 1.ФГОС 2.Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.Просвещение 3 Абульханова К.А. Идея системности в современной психологии. – М.: Институт психологии РАН, 2005 – 496 с. 4 Адлер А. Наука о характерах. Понять природу человека [Электронный ресурс]/ Адлер А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Режим http://www.iprbookshop.ru/36426.— ЭБС « IPRbooks », по паролю 5 Андронова Е.О. Психология и педагогика// Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии. М., 2010 С. 149 -152 6 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога . Издательство Эскмо , Москва, 2010 – 177с. 7.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович . – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008 – 276с. 8 Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика?. – М.: Издательство Просвещение, 2005 – 111с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Светлана Ивановна ТопчиеваМБОУ КСОШ № 32 Каждый человек, а творе...
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе....
"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)
Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....
Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга в рамках внеурочной деятельности учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Елены Викторовны «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, или 2 часа в неделю...
Работа над проектом на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах
Из опыта работы над проектом. Исследовательский проект на уроках литературного чтения....
Внеурочная деятельность в начальных классах как фактор развития обучающихся
Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора - цель внеурочной деятельности. Подобная деятельность способствует гармоничному развитию школьников, даё...
Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...