Творческий проект в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе
статья по теме
Статья для участия в Горчаковских чтениях на тему "Творческих проектов в образовании"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Макаревич А.М.
учитель начальных классов
ГОУ школы № 530,
Москвина Т.В.
учитель начальных классов
ГОУ школы № 530.
Творческие проекты
в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова:
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность -
Исследовательская деятельность -
Творческий проект - особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.
Презентация –
Этап –
Продукт –
Мотивация -
Коммуникативные умения –
Практико - ориентированный метод –
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.
Новое время диктует новые задачи и заставляет переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребенка.
Проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную и внеурочную технологии, потеснила традиционные формы внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, праздник и пр.), в которых основным «держателем» содержания и организации мероприятия был педагог.
Вот уже 8 лет как наши педагоги работают с проектами. В школе работа над проектами была новым методом обучения с тех пор, как методическое объединение учителей решило взять новый учебный методический комплект «Планета знаний». Работа над проектами ведется в системе. Любой ученик имеет возможность личного выбора проекта в соответствии со своими интересами, а также возможность выхода в собственный проект. Проекты создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
В основу проектного метода положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Работая по новому УМК, возник вопрос: как организовать работу над проектной деятельностью.
В ходе практических наработок над проектом определились пять «П»: «Проблема» - «Проектирование» (планирование) – «Поиск информации» - «Продукт» - «Презентации».
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
В своей практике учителя нашей школы используют
практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые проекты. Они могут быть мини-проекты (укладываться в 1 урок), краткосрочными (требуют 4-6 уроков), недельными (выполняются в группах в ходе проектной недели), долгосрочными.
По характеру контактов между участниками проекты бывают: внутриклассные; внутришкольные; районные, городские; региональные; межрегиональные, международные.
Для учащихся начальной школы, учитывая их возрастные особенности, более приемлемы творческие проекты.
Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.
Особенность творческого проекта заключается в презентации. Учащиеся любят работать над творческими проектами, так как видят результат не только своего труда, но и одноклассников с помощью яркой, наглядной, увлекательной презентации. Результатом творческих проектов могут быть: альманахи, театрализация, спектаклей, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, фотовыставки, деловых игр, электронных презентаций и другие.
Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу в содержательном и организационном планах. Проекты в 1 классах могут выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), не требуется коллективно распределённых действий. Во 2 классе содержание усложняется за счёт исследовательского характера действий, самостоятельной работой с дополнительной литературой. Проекты 3 и 4 классов требуют от детей распределённых и согласованных действий, решения речевых коммуникативных задач.
Естественно, что ребенок, который только что перешагнул двери школы, самостоятельно не может создать проект. В роли единомышленников, помощников выступают родители, которые помогают учащимся в поиске информации, в оформлении, в подготовке к презентации проекта.
Как привлечь родителей к этой работе?
Творческий проект «Новогодний огонек или давайте познакомимся»
(1 класс).
Автор: Москвина Т.В., учитель начальных классов.
Цель: познакомить, заинтересовать, сплотить и раскрыть творческие способности семей классного коллектива.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный
По характеру общения: внутриклассный
Ход проекта.
Этап | Деятельность учителя, учащихся и родителей |
1.Проблема (мотивационный этап) | Дети уже познакомились с разной формой представления себя и своих достижений. Праздник «Здравствуй, осень золотая!» служил «мостиком», между школой и детским садом. Праздник «Посвящение в ученики» демонстрировал первые успехи детей в школе. Праздник «Осенних именинников» приоткрыл творческие способности учащихся. А что же родители, кто они, чем интересуются, их активного участия совсем не ощущается. Встает вопрос: как привлечь родителей к жизни класса. |
2. Проектирование (планирование) | Обсуждение на родительском собрании и классном часе, каким образом организовать новогодний праздник в классе. У ребят возникло много предложений, у родителей больше споров. После не долгих обсуждений было решено осуществить все пожелания и предложения в форме «Новогоднего огонька», что способствовало сближению родительского коллектива. |
3.Поиск информации. | Для составления сценария мне нужны были сведения от детей и их родителей. С этой целью я провела анкетирование учащихся в форме мини-сочинения на тему «Как я хочу встретить Новый год», а для родителей были составлены «Приглашения-анкеты» (см. Приложение 1). Родители должны были познакомиться, обсудить и оповестить меня о форме творческого представления своей семьи. Следующий этап: обработка результатов и объединение семейных номеров в один смысловой замысел. Смысловым стержнем стало общее дело - украшение елки, которую украла накануне злая Баба-Яга и вернула ее только к празднику без игрушек. |
4. Продукт. | Семьи запланировали разные формы (номера) своего представления. В беседе с учителем родители получили рекомендации по форме проведения, методические уточнения о подготовке выступления. Игры для пауз, между номерами, обсуждались на классном часе. Перед учащимися ставилась задача подбора игр подходящих по количеству участников, по наличию свободного места, по доступности (в оснащении и организации). Вспомнили правила поведения и этикета на празднике. Для сплочения были выбраны следующие игры: «Апельсин», «Широкий круг» и другие. |
5. Презентация. | Выступление семей: - Загадки, - Стихи шутки про одноклассников «Узнай друга». - Музыкально-танцевальные номера. - Показ мод (рукоделье). - Выставка творческих работ. - Сладкие угощения с сюрпризом. После выступления каждая семья вешала на елку украшение, тем самым внося маленькую частичку в общее дело. Окончание праздника ознаменовалось яркими огоньками на елке и получением подарков. |
Творческие проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Творческий проект, с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.
Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы.
Творческие проекты «Создание азбуки. Моя любимая буква» (1 класс), «Культурное наследие Древней Руси» (4 класс).
Автор: Макаревич А.М., учитель начальных классов.
Свою работу над творческими проектами я начинаю с 1 класса.
Проект «Создание азбуки. Моя любимая буква» [1, с. 104 - 105]
Цель проекта: познакомить с проектной деятельностью, развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Тип проекта: творческий. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Вид проекта: краткосрочный.
Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на страницах «Букваря» (авт. Т.М. Андрианова) знакомятся с проектной деятельностью. По завершению изучения алфавита ребятам предлагается создать творческие проекты на темы: «Театр живых букв», «Моя азбуку на пальцах», «Фруктовая азбука» и при желании придумать свой проект.
Самостоятельно и с помощью родителей дети искали сведения о первых азбуках и букварях, об их издателях. Знакомились с авторами этих книг, делились полученной информацией, рассматривали азбуки Константина Ушинского, Льва Толстого, Елизаветы Беем, азбуку, по которой учился Петр I. Ребята создавали свои буквы из различных материалов. Результаты были объединены в единый проект «Моя любимая буква» и представлены на общешкольной выставке творческих работ во время проведении Недели русского языка.
Особенно значимым этапом был завершающий этап – презентация или защита проекта на празднике «Прощание с букварем». Каждый проект был доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Родители консультировали в процессе поиска информации, оказывали помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, оказывали помощь в выборе форм презентации, выступали в качестве эксперта.
Таким образом, творческий проект - это был первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогли в дальнейшей учебной деятельности.
Учебный проект в 4 классе «Культурное наследие Древней Руси» послужил продолжением проекта «Моя любимая буква», созданного в 1 классе. В ходе проектной деятельности познакомились с первой русской печатной книгой «Апостол», печатными книгами «Евангелие», «Псалтирь», «Букварь», «Грамматика», памятниками культуры Древней Руси.
Цель проекта: Сформировать представления о культуре Древней Руси. Развивать коммуникативные умения, научиться ставить проблему и решать ее совместно, развивать умения работать в разных группах, играя социальные роли.
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: долгосрочный.
Работа над проектом «Культурное наследие Древней Руси» велась поэтапно:
I этап. Погружение в проект.
- Мотивация учащихся к обсуждению, созданию проекта.
- Определение темы, уточнение целей, распределение в рабочие группы.
II этап. Планирование действия.
- Анализ проблемы, продумывание этапов деятельности, определение источников информации.
- Распределение ролей в группе, кто и за что будет отвечать: собиратели материала, оформители книг, летописцы, мастера, докладчики.
- Выяснение, что нужно для подготовки заранее.
III этап. Осуществление деятельности по решению проблемы.
- Уточнение, какие книги, материалы будут нужны, к кому можно обратиться за помощью.
- Осуществление промежуточных обсуждений, полученных данных в группах.
IV этап. Оформление результатов.
- Участие в коллективном анализе проектов, анализ выполненных работ, достигли ли поставленной цели.
V этап. Презентация результатов.
- Выбор формы презентации
- Осуществление защиты проектов.
- Ответы на вопросы слушателей, экспертов.
У учащихся была возможность выбора работы в исследовательском или прикладном направлении. Для каждого направления был составлен план действий.
План деятельности над проектами
Проект «Создание страниц древнерусской рукописной книги» | Проект «Макет древнерусского храма» |
Сбор картины, иллюстрации, фотографии с видом древнерусских книг. | Сбор иллюстраций, рисунков, фотографий с видами древнерусских храмов. |
Экскурсия в краеведческий музей. Цель: ознакомиться, как выглядели старинные рукописные книги. | Поход в храм. Цель: ознакомиться, как устроен храм. |
Подготовка необходимого материала для создания книги: картон, бумага, перьевые ручки, тонкие кисточки, черные и красные чернила. | Определение материала, из которого будут делать макет (бумага, пластилин, дерево, спички). |
Придумывание текста для рукописной страницы книги. | Посещение музея древнерусской живописи. |
Подготовка устного выступления о том, как выглядели древнерусские рукописные книги. | Подготовка устного выступления о древнерусском зодчестве. |
Работы были оформлены в виде книжек - раскладушек, сообщений, макетов, рукописных книг, видеофильма, электронной презентации. Материалы, которые приготовили ребята, могут быть использованы в жизни класса, как справочный материал, наглядное пособие, программа действий.
Проектная деятельность в начальной школе является пропедевтической. В средней и старшей школе учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Примером такого долгосрочного проекта может послужить «Фестиваль Русского языка».
Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод.
Таким образом, применение творческих проектов учителями позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс и внеурочную деятельность, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Список литературы:
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Букварь. Автор: Т.М. Андрианова. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. – Москва, Вентана-Граф, 2002.
- Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28.
- Учебник «Окружающий мир» 4 класс в 2-х частях. Автор: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. М.: АСТ: Астрель.2009.
- Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект в учебной и внеклассной работе в начальной школе
Статья на тему: " Творческий проект в учебной и внеучебной работе в начальной школе"...
Презентация "Метод проектов в урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы"
Предлагаю презентацию раскрывающую методы работы над проектом в начальной школе. Описаны этапы работы над проектом, выбор тематики проекта, формы защиты проекта, виды проектов в начальной школе....
Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.
Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...
Творческие проекты в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе
Статья о том/, как сделать учебную деятельность интересной и увлекательной...
"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...
Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей.
ПРОГРАММА по самообразованию...
Проектная внеурочная деятельность учащихся начальной школы как условие развития их творческих способностей.
Основными задачами своей работы считаю формирование у младших школьников системы опорных знаний и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения образования на следующем уровне обучения ч...