Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".
методическая разработка

Азизян Лариса Николаевна

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no1.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации 

 

Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности у учеников  начальных классах через применение информационно-коммуникационных технологий.

                    Автор: Азизян Лариса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ РСОШ №4 им. С. В. Пешеходько

п. Роговский

высшая категория

    

Ключевые слова: образование, информационно-коммуникационные технологии, учебный процесс, образовательные ресурсы.

    Как быстро взрослеют наши  дети. В повседневной суете мы не замечаем как уже ребята переступили школьный порог. Только у учителей начальных классов есть такая замечательная возможность следить за процессом взросления наших детей, за становлением их творческой личности, учить их думать и излагать свои мысли. Ведь школьный период даёт возможность открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [7].

Творческая, активная деятельность в процессе обучения формирует у детей ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. В настоящее время вопрос о том, как развивать творческие способности учащихся, приобретает особый смысл [9]. 

       Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.

   Ученик младших классов мыслит, в представлении К.Д. Ушинского, «формами, красками, звуками, ощущениями в принципе» [ 2]. Мышление его описывается как конкретно-образное. Обучение младших школьников должно сопровождаться средствами наглядных пособий. У детей, только начинающих обучение, внимание недостаточно устойчиво, они часто отвлечены непосредственно от процесса обучения.

Внедрение в свой урок наглядных пособий делает из скучного учебного процесса, яркий, наполненный живыми эмоциями, горящими глазами детей, готовых получать все больше и больше различной информации от учителя. Дети активизируются, их работоспособность повышается, они не перестают питать поток знаний. А чем больше дети включены в процесс познания на уроке, тем успешнее происходит усвоение учебного материала, развивается познавательная активность [8].

Несомненно, используя наглядные пособия на уроках необходимо учитывать ряд методических рекомендаций:

 – уместно ли использование наглядности среди системы других видов деятельности на уроке;

 – насколько целесообразно использовать их на разных этапах урока;

– создание новых приемов для использования наглядностей, учитывая цели урока и уровень знания учащихся;

 – использования разнообразных видов наглядного материала [4].

Вариации применения наглядностей на этапах урока разнообразны. Если средство наглядности применять на этапе актуализации знаний, целью использования наглядных методов становится организация заинтересованности детей, стимулирования их активности. Применение средств наглядности на этапе открытия нового знания, в середине урока наглядность решает задачу усвоения нового и развития активности. Исходя из этого, наглядные методы можно применить на любом из этапов урока, учитывая методические требования. Кроме того, их можно использовать не только на разных этапах уроков, но и на разных типах. Используя наглядные методы на уроке объяснения нового материала, учащиеся должны быть скоординированы для устных рассуждений. Закрепляя пройденный материал, можно использовать наглядность как опору для воспроизведения изученного [3].

Использование информационно- коммуникационных образовательных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Для начальной школы применение ИКТ позволяет решить ряд проблем обучения.

В обновлённом  ФГОС  НОО (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 ) фиксируется  право школы применять различные образовательные технологии [5].

Для качественного усвоения школьных предметов на всех уроках в начальной школе необходима  информационная компетентность школьников: овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции. А это  является необходимым условием включения младших школьников  в мировое информационное пространство.

        Первый учитель закладывает фундамент  школьной жизни ребёнка, от качества которого зависит дальнейшее обучение  и желание посещать школу.  Насколько позитивными и интересными будут его уроки, какие ресурсы он включит в свой образовательный процесс, из этого следует, какая будет  результативность на уроке.  Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

    Невозможно не согласиться с высказыванием академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя [1]. Информационная культура - это понятие нашего времени -XXI века - и формирование её в школе зависит  при непосредственном использовании ИКТ. 

          Актуальность методической разработки обусловлена и тем, что используемые в ней подходы и педагогические технологии соответствуют современным приоритетным социальным и личностным заказам. Они направлены на преодоление противоречий между:

  •     однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ;
  • отсутствием заинтересованности к изучению предметов в начальной школе и высокими требованиями государственного образовательного стандарта;
  • информационной насыщенностью и условиями учебного процесса.

Цель: определить возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения в начальных классах в урочное и во внеурочное время как одного из способов повышения качества образования интенсивности процесса обучения.

Задачи:

· проанализировать влияние информационных технологий на качество знаний;

· показать образовательные возможности информационно-коммуникационных технологий.

Ожидаемый результат – повышение эффективности преподавания в начальной школе в области формирования коммуникативной компетентности с применением ИКТ.

Практическая значимость: при помощи ИКТ можно в корне изменить организацию процесса обучения, помочь учителю в их выборе и применении в практике преподавания в урочное и внеурочное время в начальной школе. Результаты экспериментальной деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий могут быть внедрены в процесс обучения в начальной школе.

Итак, активное включение информационно-коммуникационных технологий в систему обучения позволяет решить ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:

  • · воспитывать системное мышление;
  • · учить коллективной мыслительной и практической работе;
  • · тренироваться в интерактивном общении в среде Интернет;
  • · готовить личность «информационного общества»;
  • · развивать исследовательский интерес;
  • · оптимизировать учебный процесс;
  • · повышать интерес к изучению предметов;
  • · формировать навыки в передаче и восприятии информации, в установлении обратной связи, в умении поддерживать коммуникации.

Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализации образовательного процесса и его вариативность, новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах в обучении, повышение интереса к получению знаний, положительную динамику сформированности языковых, коммуникативных, учебных компетенций, активное участие в проектной, творческой деятельности, во внеклассной работе по предмету.

      Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.      

       Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Конечно, всё это в рамках требований СанПина в соответствии с требованиями к возрасту учащихся.

Для предупреждения возможного негативного влияния применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обучения на здоровье и развитие детского организма педагоги должны знать особенности влияния средств ИКТ на функциональное состояние, работоспособность и здоровье ребёнка; соблюдать гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию учебных кабинетов, в которых используются эти средства, режиму учёбы и отдыха детей в процессе воспитания и обучения с использованием компьютерной техники. [6]  

    Применение ИКТ на уроках усиливает:

- положительную мотивацию обучения

 - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • принцип равенства позиций;
  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • способствует повышению качества образования.

  Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Применение на уроках ИКТ способствует так же:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

        Основной целью применения ИКТ является:

  • развитие мышления;
  • формирование приемов мыслительной деятельности.

    Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:

  • метод анализа;
  • метод сравнения;
  • метод обобщения;
  • метод классификации;
  • формулировка понятий;
  • внутренний план действий.

   При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • мультимедийные курсы;
  • презентации к урокам;
  • логические игры;
  • тестовые оболочки;
  • ресурсы Интернет;
  • электронные энциклопедии.

         При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровьесберегающим технологиям обучения. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, а это всё элементы здоровьесберегающих технологий. Несомненно, что  использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, делает содержание более интересным, разнообразным и увлекательным.

      Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности;
  • вносит радость в жизнь ребенка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». На каждом уроке  я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.

     Большую помощь в подготовке и проведению уроков оказывает УМК «Школа России», авторы  по всем предметам разработали электронное приложение, которое включает в себя игры, анимации, упражнения, проверочные работы, задания на развитие речи. Это помогает более эффективно организовать работу на уроке. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности развивают познавательные и творческие способности каждого обучаемого. Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.

    А как провести урок математики без использования ИКТ. Ученики моего класса уже не мыслят себе такого урока, ведь специфика предмета предполагает наглядное представление изучаемых понятий и объектов. Так, например, использование ИКТ помогает в иллюстрировании условия задачи, при объяснении новых понятий, для наглядности состава чисел, геометрических форм.

      На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети на экране сравнивают способом наложения геометрические фигуры, изучают состав числа и многие другие формы работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики значительно вырос и ребята с нетерпением его ожидают.

      Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Но сначала перед детьми создаётся проблемная ситуация.  Большую помощь в закреплении изученного материала оказывает тренажёр «Фраза», где дети выполняют практические задания разных видов. Данная программа позволяет проверить знания, оценить их и оказывает помощь тем ученикам, которые ещё не до конца разобрались в понятиях.

Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.                                                

Кроме этого использую тесты, кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере.

frazeologizmy.pptx (live.com)

          В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

     Чтение стихотворений  под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Очень интересно проходят уроки - викторины по изученным ранее сказкам. Они повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания.

Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, литературного чтения. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи дает простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания.

     Окружающий мир является предметом естественно-математического цикла, на котором использование информационных технологий является неотъемлемой частью. Ребенку проще понять этот предмет через ощущения, восприятия, которые и дает ИКТ. Трудно представить себе современный урок окружающего мира без использования ИКТ. Они увлекают детей в неопознанный мир природы и истории, а для учителей становятся нормой работы.

            Цель данной работы состоит в том, чтобы учителя начальных классов, работающие в условиях реализации обновлённого  ФГОС использовали  ИКТ на своих уроках - это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития современного образования.

Преимуществами   использования ИКТ являются маневренность (учителю проще управлять процессом обучения), оперативность (детям проще выполнять учебные задания), возможность просмотра научных фильмов, прослушивания фрагментов звуков природы и другие мультимедийные функции.

            У учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, просыпается  интерес и желание узнать больше.

            Положительным в работе учителя можно отметить множество возможностей при работе с информационными технологиями:  

- возможность создания и подготовки дидактических материалов по каждому учебному предмету (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

- создания контрольных и проверочных работ по отслеживанию результатов обучения и воспитания.  

Таким образом вывод напрашивается сам по себе: потенциал использования ИКТ на уроках является огромным.

           Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки изобразительного искусства. Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели русские народные костюмы, шедевры русского деревянного зодчества. Это становится ярким   наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства и художественного труда.     В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, дымковская игрушка. С помощью слайдов у учеников появляется возможность увидеть историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.

   Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное, позволяет привлечь к их организации большее количество учеников и  их родителей.

Так, постоянно используя ИКТ на уроках, я создала свою медиатеку, в которой хранится информация (презентации, картинки, разбитые по лексическим или грамматическим темам, карты, таблицы, разбитые по темам и т.д.) Мне уже не надо тратить много времени на поиск необходимого материала. Мною разработаны дидактические игры для усвоения грамматического материала.

https://disk.yandex.com/d/1OjCg27s413j-A

Урок, включающие слайды презентации, вызывают у обучающихся эмоциональный отклик, возрастает у них внимание, активность.

Для создания мультимедийных презентаций (ММП) мною используются следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматировать нужный текст), Microsoft Power Point, Ispring Presenter Master Edition (делает доступными действия с анимационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с сетевыми ресурсами Internet).

Нельзя забывать, что при проведении уроков с использованием ММП необходимо соблюдать определенные гигиенические нормы:

а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м;

б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут [6].  

Таким образом, модернизация школьного образования связана, прежде всего, с обновлением содержания, с обеспечением его деятельностного, развивающего характера, с приведением его в соответствие с многообразными и разнонаправленными требованиями современной жизни, а также с запросами современного общества на профессионально мобильных, коммуникативно-компетентных и творчески мыслящих педагогов, которые будут использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе и во внеклассной работе, тем самым повышая информационную культуру учащихся.  

Чек-лист

Для повышения преподавания в начальных классах в области формирования коммуникативной компетентности с применением ИКТ эффективны:

1.                 Мультимедийные презентации

2.                 Медиатека

3.                 Интернет-ресурсы

4.                 Дидактические игры

5.                 Фильмы

Литература:

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя. — М., 2010.

 2. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться. Книга для учителей и родителей. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Союз, 2000. – 159 с.

3. Иванова Н.Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. – 2016. – 412 с.

4. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М.: Педагогика, 2016. – 261 с.

5.  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) Электронный ресурс: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

Интернет ресурсы:

6. Гигиенические требования к занятиям с использованием средств ИКТ. Электронный ресурс: https://sveka4.edusite.ru/p321aa1.html

7. Концепция модернизации российского образования. Электронный ресурс: https://multiurok.ru/files/kontseptsiia-modernizatsii-rossiiskogo-obrazovanii.html

8.  Применение средств наглядности на уроках в начальной школе.  

Электронный ресурс: file:///C:/Users/Sotrudnik/Downloads/primenenie-sredstv-naglyadnosti-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.pdf

9. Состояние проблемы развития творческих способностей учащихся в образовательном процессе в свете модернизации российского образования.  

Электронный ресурс: file:///C:/Users/Sotrudnik/Downloads/sostoyanie-problemy-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-v-obrazovatelnom-protsesse-v-svete-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в школе....

Творческие задания на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе. Обмен опытом.

Материал предназначен для педагогов работающих в начальной школе. ...

Методические аспекты использования приемов развития познавательного интереса и творческой активности на уроках изобразительного творчества

В наш компьютерный век , при такой доступности информации наблюдается "страшная" тенденция молодого поколения - пассивное  восприятие  окружающего мира. Снижается познавательный интерес , пр...

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

  Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость , особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, соз...

Работа над проектом на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах

Из опыта работы над проектом. Исследовательский проект на уроках литературного чтения....

Выступление на МО по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

Традиционно проблемы развития познавательного интереса ребенка  решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю&raqu...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Формирование у школьников основ проектной деятельности является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы....