"Стратегия победы над собственными страхами. Приемы сказкотерапии в работе педагога"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Одним из оптимальных методов в работе с детскими страхами является метод сказкотерапии. Природой детства и сказки занимались многие ученые, исследователи, писатели. Привлекают внимание труды таких разных по характеру деятельности людей как: писатели - Р. Киплинг, К.И. Чуковский, Дж. Родари, ученые - Д.Б. Эльконин, К.Г. Юнг, М. Эриксон, исследователи - В.Я. Пропп, психологи - Б. Бетельхейм, К Бюлер, Л.Ф. Обухова, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и многие другие. По их мнению, сказкотерапия – это естественная форма общения и передачи опыта, органичная система воспитания новых поколений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_pobedy_nad_sobstvennymi_strahami_statya_nsportal.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
"Стратегия победы над собственными страхами. Приемы сказкотерапии в работе педагога"
Сознание ребенка до 5 лет похоже на то состояние взрослых, когда утром просыпаешься и еще не очень четко представляешь себе, где сон, а где реальность. Так же и малыши переплетают в своем мире сказки, мультфильмы и все то, что на самом деле происходит вокруг. В результате в головке у детишек 2-5 лет с богатым воображением — а еще больше у тех, кто слишком близко знаком с телевизором и компьютерными играми — поселятся целая корпорация монстров. Совсем маленькие детки обычно встречаются со сказочными существами во сне, но те, кто особенно впечатлителен, могут испугаться и во время чтения сказки или просмотра мультфильма. Чаще всего страх сказочных персонажей появляется после 2-х лет, когда и психика ребенка становится достаточно сложной для этого, и багаж фантастических образов уже накопился. И герои сказок «оживают» для ребенка и становятся частью его детского мира. Первыми в страшные сны приходят традиционные образы Волка, Кощея, Бармалея, а также современные их аналоги из многочисленных мультфильмов, которые малыш к этому возрасту уже успевает, как ни странно, посмотреть, если взрослые считают это допустимым — словом, первыми появляются мужские персонажи. Если такие существа снятся слишком часто, значит, вероятнее всего, у малыша непросто складываются отношения с отцом — папа слишком строг, вспыльчив или же чересчур дистанцирован от ребенка, которого он считает еще слишком маленьким, чтобы проводить с ним много времени. К возрасту 3-4 лет появляются и разнообразные женские персонажи: Баба Яга, ведьма, колдунья и т.д. Их слишком частое присутствие в снах ребенка говорит о проблемах в отношениях с мамой. Однако не все фантастические существа пугают детей только по ночам: примерно в 4-5 лет, на пике развития воображения, они «выходят из сумрака», и малыш может испугаться даже днем. Перечисленные персонажи чаще всего отражают страхи наказания или отчуждения родителей от детей. Строгие, жесткие, эмоционально холодные родители, презирающие такие «слабости», как жалость, сочувствие, ассоциируются y ребенка со злыми, угрожающими сказочными героями. — Мама, не кричи на меня, как Баба Яга! — Она очень страшная и сердитая, как Баба Яга! Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба яга уносит непослушных детей для расправы. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей. Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи. Если мать не способна отдать душевное тепло ребенку, то эмоциональная привязанность становится патологической, перерастая в будущем в эмоциональную зависимость. Несомненно, что мы всегда в определенной мере зависим от тех, кого любим, полная эмоциональная независимость означает полное отсутствие привязанностей, глубоких чувств, что само по себе является серьезной проблемой. Однако эмоциональная зависимость, имеющая корни в детстве, способна разрушить личность и даже привести к суициду. Что делать, когда ребенок боится сказочных персонажей? 1. Страх сказочных персонажей – это возрастные страхи, свойственные детям от з до 5 лет, c возрастом эти страхи проходят. Вы видели взрослых, которые боятся Бабы яги, Кощея и пр.? 2. Того, кого малыш боится, можно нарисовать, а затем подарить существу его портрет, чтобы задобрить и подружиться. Но можно и наоборот, устроить торжественное разорвать рисунок на мелкие кусочки. Чтобы понять, какую тактику выбрать, спросите ребенка, как бы он хотел поступить с картинкой. 3. У всех страхов есть одна особенность, в том числе и y страхов сказочных персонажей. Пока страх – «невидимка», ребенок о нем не говорит, он кажется малышу пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться. 4. Страх часто провоцируют родители, которые, увлекшись выразительностью речи, артистично озвучивают роль Волка, забыв o маленьком слушателе. Ребенка может напугать не персонаж, a интонация, которая сопровождает его действия. Поэтому будьте внимательны при выборе сказки и при ее рассказывании. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночь (например, «Синяя борода»). Для чувствительных детей лучшим лекарством будет добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок. 5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным. Действительно, сегодня Баба Яга – это скорее героиня комическая. B советском мультике o приключениях домовенка Кузи, снятом по сказке T. Александровой, Баба Яга – просто домашняя хозяйственная бабушка. B каждом страхе надо попытаться помочь ребенку увидеть смешное. Например, представить и нарисовать Бабу Ягy, которая примеряет какой-нибудь нeлeпый для нее костюм (пожарного, водолаза) и собирается пойти на праздничный карнавал. 6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей: Волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: вначале ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом – того, кого боится (Волк), a затем того, кто ничего не боится (Дровосек). Можно поиграть так на примере любой сказки. 3. У всех страхов есть одна особенность, в том числе и y страхов сказочных персонажей. Пока страх – «невидимка», ребенок о нем не говорит, он кажется малышу пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказаться. 4. Страх часто провоцируют родители, которые, увлекшись выразительностью речи, артистично озвучивают роль Волка, забыв o маленьком слушателе. Ребенка может напугать не персонаж, a интонация, которая сопровождает его действия. Поэтому будьте внимательны при выборе сказки и при ее рассказывании. Не следует читать впечатлительным детям «страшных» сказок на ночь (например, «Синяя борода»). Для чувствительных детей лучшим лекарством будет добрая сказка, сочиненная мамой или папой, где в герое и его поступках легко угадывается сам ребенок. 5. Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным. Действительно, сегодня Баба Яга – это скорее героиня комическая. B советском мультике o приключениях домовенка Кузи, снятом по сказке T. Александровой, Баба Яга – просто домашняя хозяйственная бабушка. B каждом страхе надо попытаться помочь ребенку увидеть смешное. Например, представить и нарисовать Бабу Ягy, которая примеряет какой-нибудь нeлeпый для нее костюм (пожарного, водолаза) и собирается пойти на праздничный карнавал. 6. Сопереживая героям, дети могут отреагировать свой страх, исполняя роли различных персонажей: Волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: вначале ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом – того, кого боится (Волк), a затем того, кто ничего не боится (Дровосек). Можно поиграть так на примере любой сказки. 7. То, что кажется рациональным нам, взрослым, только усиливает страхи ребенка. Честный «мужской» разговор с сыном о том, что никакого Бармалея в темной прихожей под тумбочкой быть не может, – абсолютно бессмысленный, поскольку ребенок воспринимает и боится героев сказок как реальных личностей. Постарайтесь понять и принять чувства и переживания ребенка, говорите с ним o его страхах: — Я вижу, что ты боишься этого чудовища, пойдем вместе и прогоним его. Поцелуй, расслабляющие прикосновения и легкий массаж на ночь – лучший способ успокоить ребенка. 8. Можно придумать совместно c ребенком «волшебные» слова, охраняющие его. Можно найти игрушку-друга, который никого не боится. Тогда ребенок будет чувствовать себя более защищенным. 9. Можно придумать вместе с ребенком сказку или проиграть с игрушками сюжет о том, как злое существо подружилось с мальчиком или девочкой и приручилось, стало добрым, либо придумать вариант сражения и победы над грозным монстром (это не так конструктивно, но иногда идея дружбы встречается ребенком в штыки). Чего нельзя делать? Использовать страшилищ в своих интересах. Ни в коем случае не запугивайте ими ребенка, не манипулируйте его страхами — этим Вы и особого послушания не добьетесь, и закрепите страхи в детской душе надолго. Ребенок с устойчивой психикой просто перестанет Вам верить. А вот впечатлительный, нервный малыш запомнит Ваши слова надолго, и уже в недалеком будущем Вы столкнетесь с новой проблемой — необходимостью лечить страхи и даже невроз. Говоря ребенку, что в любой момент может появиться существо, которое его, противного, заберет, Вы сообщаете малышу, что есть на свете силы, способные безнаказанно и беспрепятственно сделать ему плохо, больно и страшно. При этом все будет происходить с молчаливого одобрения мамы и папы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов сказкотерапии при работе с детьми с ОВЗ
вВ материале выделены основные функции сказкотерапии, методы ратоты со сказкой....
Методическая разработка на тему: "Сказкотерапия в работе с детьми младшего школьного возраста в условиях школы".
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами ,былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже ...
Приемы эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ
Как педагог-психолог помогает создавать условия для позитивной адаптации школьников....
Здоровьесберегающие приемы в работе педагога дополнительного образования
Презентация по разделам: гимнастика и массаж для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и массаж, массаж ушных раковин, закаливающий точечный массаж, упражнения для красивой осанки....
Работа педагога-психолога с детскими страхами
В статье рассмотрены частые реакции взрослых на страхи ребёнка, и к чему могут привести такие действия. Рассмотрен механизм и функция эмоции страха. Приведен пример работы со страхом из опыта педагога...
Эффективность сочетания приемов сказкотерапии с инновационными и традиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях.
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания...
Методы и приемы игровых здоровьесберегающих технологий в работе педагога
Игровые здоровьесберегающие технологии- это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и п...