Методы и приемы игровых здоровьесберегающих технологий в работе педагога
статья

Дорофеева Ольга Дмитриевна

Игровые здоровьесберегающие технологии- это целостная система воспитательно- оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и его ближайшего окружения. Цель данных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, в том числе по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы игровых здоровьесберегающих технологий в работе педагога

Дорофеева О.Д. СПб ГБОУ школа 439

Квятковская Е.А.СПб ГБСУСО ДДИ №1

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, отличается очень быстрым обновлением информации, он динамичен и изменчив. Использование в работе педагога различных методов, приемов, современных образовательных технологий позволяет сделать процесс развития и обучения ребенка с ОВЗ более эффективным.

С целью актуализации знаний, рассмотрим данные понятия. Существует много трактовок того или иного термина, но мы будем рассматривать лишь некоторые из них.

Метод - это способ представления информации учащемуся/воспитаннику в ходе его познавательной деятельности / или

Метод – это совокупность приемов, способов, образов действий  (способов познания, исследования…).

В литературе представлены различные классификации методов обучения: по характеру познавательной деятельности,   по дидактическим целям, по способам изложения материала, по формам организации учебной деятельности, по уровню активности учащихся,  по источникам подачи знаний и умений.  

Прием – это кратковременный способ, который предполагает работу с одним конкретным умением или навыком / или 

Прием – это часть метода. Например,если мы говорим о применении практического метода, то речь может идти об использование таких приемов обучения, как: обучение целенаправленным действиям с дидактической игрушкой, выполнению подражательных действий, изготовлению аппликации / рисунка, построению элементарной конструкции и т.д.

Чуть больше времени мы уделим понятиям  «игра и игровая деятельность».

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-приемлемых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры (психологический словарь) / или

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение способов общения;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление особенностей поведения, развития в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

 В структуру игры,  как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в)игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д)сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Так же при подборе игр для детей с нарушениями в умственном развитии следует учитывать определенные требования.

Игровая форма занятий создаётся:

  • при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к познавательной деятельности;
  • игры должны соответствовать возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;  
  • обязательно должна учитываться структура дефекта;
  • подбирать игровой материал необходимо с постепенным усложнением;
  • содержание игры должно опираться на систему знаний ребёнка;
  • должен учитываться принцип смены видов деятельности;
  • необходимо использовать яркие, озвученные игрушки и пособия;
  • игрушки и пособия должны соответствовать гигиеническим требованиям.

В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определимся в понятии технология.

Технология – это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность ребенка. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Игровые технологии – это обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности  /или

Игровые технологии – совокупность психолого-педагогических методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития  / или

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и укрепление здоровья.

Их использование позволяет:

  • более длительно поддерживать работоспособность,
  • обучать детей приемам сохранения здоровья,
  • создать эмоционально-благоприятную атмосферу радостных эмоций, снизить напряжение, восстановить силы,
  • способствовать ситуации успеха каждого ученика.

И так, мы с вами подошли к основному термину, суть которого мы сегодня рассматриваем:

Игровые здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и его ближайшего окружения.

Цель данных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, в том числе, по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основополагающими принципами применения игровых здоровьесберегающих технологий являются:

1.Создание развивающей среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Создание атмосферы доброжелательности, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2.Творческий характер учебно-воспитательного процесса. Использование в работе активных методов и форм обучения и воспитания.

3.Обеспечение мотивации учебно-воспитательной деятельности. Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс обучения, для обеспечения повышения работоспособности и эффективности работы.

4.Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

5. Рациональная организация двигательной активности.

6.Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

К игровым технологиям, используемым для стимулирования и сохранения здоровья детей во время учебно-воспитательного процесса можно отнести:

-пальчиковую гимнастику – ее  использование в коррекционной педагогике   обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у детей с нарушениями развития. Под воздействием  пальчиковой гимнастики  кисти рук детей приобретают подвижность, гибкость, снижается скованность движений. Функции  руки оказывают  большое стимулирующее влияние на деятельность детского мозга. Поэтому, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает максимально возможного для него уровня развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика может проводиться в сопровождении  стихов, потешек и носить увлекательный характер;

- песочную терапию - игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Являясь доступной для каждого ребенка формой взаимодействия и преобразования мира, данные игры одновременно выступают как эффективное средство развития и регуляции эмоционального состояния ребенка, мелкой моторики, тактильного восприятия. Песок - природный материал. Главное его достоинство в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Различные игры и упражнения с песком, превращают коррекционно-развивающие занятия в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети активно и свободно выражают свои эмоции и настроение;

- дыхательную гимнастику - целесообразность введения дыхательных упражнений, которые проводятся в увлекательной игровой форме, обусловлена тем, что в результате их использования осуществляется полноценный дренаж бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактическое действие на организм.  Правильное дыхание регулирует общее состояние ребенка. В работе с детьми с ТМНР возможно использование пассивного метода кинезитерапии;

- гимнастику для глаз – она является обязательным компонентов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Гимнастику важно проводить в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, во время занятий, между занятиями и т.д. Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой амплитуде. Предмет необходимо показывать чуть выше уровня глаз ребенка. Он не должен сливаться по цвету с одеждой, окружающей обстановкой. Для детей, которые могут действовать по инструкции, гимнастика может проводиться и с мелкими предметами (это могут быть, например, персонажи пальчикового театра). Для того, чтобы гимнастика была интересной и эффективной необходимо учитывать особенности развития детей. Гимнастика для глаз проводится в игровой форме, в которой дети могут проявлять свою активность. Данная гимнастика способствует снятию  зрительного напряжения, утомления, влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

-массаж, самомассаж, в том числе с использованием «природных массажеров» (шишки, орехи, желуди, каштаны, крупы, песок, массажные деревянные палочки, шарики и т.д.). Работа с природными материалами всегда вызывает у детей интерес, дополнительные эмоции. Воздействия на кожу, мышцы ребенка с помощью «природных массажеров» способствуют: развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, укреплению или расслаблению мышц кистей рук, формированию согласованных движений рук, чередованию движений левой и правой рукой, обучению самомассажу;

- кинезиологию - любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждое из которых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев). Кинезиологические упражнения направлены  на формирование двигательных автоматизмов, возможность перемещения тела в пространстве, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата, способствуют развитию  координации движений, точности движения пальцев рук, переключению с одного движения на другое, улучшению зрительного, слухового восприятия;

- ритмику, ритмопластику – у этих двух направлений общая суть, и то и другое – ритмические движения под музыку. Но ритмика больше направлена на развитие психического и физического здоровья. Ритмопластика -  это оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определённую ритмическую музыку. Занятия ритмопластикой, использование элементов ритмопластики  имеют большое значение для детей с нарушения развития. На таких занятиях создается психологический настрой, они способствуют укреплению здоровья ребенка, его физическому развитию, координации движений, укреплению и развитию мышц, формируется эмоциональная сфера;

- сказкатерапию – это один из видов игровых здоровьесберегающих технологий. Данное направление является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Например: развитие внимания, интереса к занятию; формирование обследовательских функций, расширение коммуникативного потенциала. Одно из назначений сказкотерапии это мягкая коррекция нежелательного поведения. Сказки могут стать прекрасным подспорьем в обучении и воспитании ребенка, они сближают взрослых и детей;

- релаксацию - специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник. Помочь ребенку расслабиться поможет удобное положение тела, неяркое освещение, спокойная тихая музыка, комплекс мягких упражнений, легких прикосновений. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. После непродолжительных упражнений под музыку или звуки живой природы, дети чувствуют себя отдохнувшими;

-звукотерапию – воздействие на организм ребенка через органы слуха. Данная технология используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении. Звукотерапия / музыкотерапия позволяет успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать; помогает установить контакт между взрослым и ребенком; способствует развитию коммуникативных и творческих возможностей ребенка. Она может быть пассивной (ребенок слушает звуки или музыку) и активной (ребенок сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности, музыкальные произведения с быстрым темпом – возбуждение, активизация;

-свето- и цветотерапию – это воздействие на организм ребенка через органы зрения. Цвет существенно влияет на настроение и работоспособность, обогащает сенсорный опыт детей. Мягкий свет – покой,  яркий – возбуждение. Под воздействием цвета происходит гармонизация эмоционального состояния, укрепление здоровья. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Благодаря данной методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в коррекции поведения;

- изотерапию - это один из наиболее распостраненнных  и широко применяемых видов арт-терапии. Изотерапия способствует формированию положительных взаимоотношений, развитию восприятия, общей и мелкой моторики, коррекции зрения, созданию доверительной атмосферы, формированию коммуникативных навыков. Для достижения положительных результатов в работе с детьми можно использовать разные техники: рисование пальцами, пластилиновое рисование, печатание (техника рисования с помощью печатей), «Живопись по - сырому», рисование мылом, щеткой, рисунок на стекле. Вовлечение детей с ограниченными возможностями в художественную деятельность с большой эффективностью позволяет решать проблемы укрепления физического и психического здоровья, улучшения психо-эмоционального состояния ребенка;

-ароматерапию – воздействие на организм ребенка через органы обоняния. Одной из задач коррекционной педагогики является обучение с опорой на максимальное количество анализаторов. В этом смысле подключение обонятельного анализатора может стать дополнительным каналом приема информации и благотворно воздействовать на состояние таких психических процессов как память, внимание, эмоциональный подъем, работоспособность или наоборот способность к релаксации. Ароматерапия может стать дополнительным приемом формирования представлений об окружающем мире. Запахи имеют различное воздействие на организм: приятные – покой,  резкие – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами, что, несомненно, положительно влияет на сохранение здоровья ребенка.

Игровые технологии оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей, способствуют развитию внимания, концентрации. Мы все помним, что игра это основной способ обучения наших «особенных» детей.  Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у воспитанников познавательной активности.

Выводы:

В современной педагогике существует множество образовательных технологий и их элементов. Все они дополняют друг друга. Например, игровые и здоровьесберегающие технологии. Проблема здоровья детей актуальна сегодня как никогда. Особенно остро это касается детей с нарушениями развития. Игра помогает активизировать коррекционно-развивающий процесс, освоить программный материал, доставляет удовольствие, улучшает самочувствие воспитанников на занятии, помогает снимать создавшееся напряжение. Играя, ребенок обучается. Включение в процесс обучения и воспитания игры или игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки, в том числе по сохранению и укреплению своего здоровья.

Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые игровые здоровьесберегающие технологии, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что их применение на коррекционных занятиях благотворно влияет не только на общее развитие ребенка, его познавательную активность, но и на его здоровье, физическое и эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология в работе педагога-организатора

Игровая технология в работе педагога-организатора. Документы для аттестации + разработка занятия....

Игровые технологии в работе педагога-психолога

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога

Дыхательны и глазодвигательные упражнения, рекомендуемые педагогам для проведения физминуток в начальной школе...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ (метод наглядного моделирования)

Дети дошкольного возраста, школьники начальных классов, а тем более, дети с ОВЗ, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....

Методические приемы и здоровьесберегающие технологии в работе группы продленного дня

Воспитание у учащихся здорового образа жизни в условиях работы группы продленного дня....