Работа педагога-психолога с детскими страхами
статья
В статье рассмотрены частые реакции взрослых на страхи ребёнка, и к чему могут привести такие действия. Рассмотрен механизм и функция эмоции страха. Приведен пример работы со страхом из опыта педагога-психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о работе психолога с детскими страхами. | 14.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое СТРАХ – знают все. Так как все его испытывали.
Помню в детстве я очень боялась прыгать с балкона кинотеатра в сугроб, скатываться на лыжах в овражек (надо было выехать наверх). Но делала это, испытывая радость от преодоления себя!
Есть такое понятие, как детские страхи, и даже есть нормативы: сколько и каких страхов должно быть в каждом возрасте. Например, страх засыпания в одиночестве нормален в 2-3 года, и не нормален в 8 лет. И родители к 8 годам уже перепробовали все методы:
• Говорили: «не бойся! Ничего страшного нет!»
Оказалось - не работает! Во-первых: так страх никуда не девается, он не любит когда его «не признают». Во-вторых: ребенку показывают, что он «трус» «слабак», если все-таки боится.
• Смеялись над страхом. – не помогло! Мало того, что не помогло, но и оскорбляет чувства и унижает ребенка
• Оставляли одного, то есть заставляли справляться со страхом самому, не поддерживая ребенка – опять не получилось.
Во-первых: он испытывал сильные негативные эмоции, чувствовал насилие над собой, что могло подорвать базовое доверие к родителям. Во-вторых: у него закреплялось мнение о себе, что он «трус» и «слабак».
• Уговаривали.
Но нельзя избавиться от страха просьбой или уговором: «Пожалуйста, не бойся!» Это не выбор ребенка - бояться или не бояться. А чувства ребенка обесцениваются
• Ругали – стало ещё хуже.
Причина та же. Только ещё ребенок испытывает насилие и унижение от ругани.
Почему это не сработало? Потому что ни один из этих методов не учитывает природу страха. Зачем он нам нужен?
Так устроена наша бессознательная система защиты. Это очень важная эмоция, которая предупреждает нас об опасности, которая может повлечь за собой угрозу жизни или благополучия.
Мы боимся умереть, боимся боли физической и душевной. То есть если человек боится темноты, он боится, что в этой темноте может кто-то быть и этот кто-то опасен для жизни, то есть это страх смерти.
Это всем известные страхи. Но в моей практике были очень необычные случаи. Так, например, страх крутящихся предметов.
Ко мне обратилась мама девочки-пятиклассницы: «Не знаю, что делать! Наверное, надо давно было обратиться к психиатру. Вряд ли вы сможете помочь, мы уже все перепробовали.» Девочка действительно боялась, когда смотрела на крутящиеся скакалку, веревку, ключи в руках и т.п.
Стали мы этот страх визуализировать, пытались на него посмотреть, поговорить с ним. Но ничего не получилось. Тогда я использовала метод систематической десенсибилизации. Этот метод основан на приучении тела к расслаблению в ситуации тревоги и страха. А попробуйте бояться, когда ваше тело абсолютно спокойно и расслаблено - не получится!
И это помогло! Столько лет девочка мучилась, а нам понадобился один сеанс!
Помните: от страхов МОЖНО избавиться.
Ведь в реальной жизни мы часто испытываем такие страхи, которые мешают нам жить.
Представьте себе: вы можете летать на самолетах, нырять в воду или просто плавать в открытом море, кататься на лыжах и велосипеде, создавать что-то новое и выступать перед аудиторией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе педагога-психолога
Представлен опыт использования компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint. Выделено пять направлений использования ИКТ в деятельности педагога-психолог...
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Статья «Роль коррекционно-развивающей работы педагога-психолога в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся», автор педагог-психолог Потапова Н. В.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПОТАПОВОЙ Н. В....
Работа педагогов-психологов по ФГОС. Деятельность педагога – психолога МБОУ «СОШ №3» Быковой В.Л. в соответствии с ФГОС.
Работа педагога -психолога в соответствии с ФГОС...
«Специфика работы педагога-психолога в детском саду или психологическая служба ОУ».
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты....
Использование МАК в работе педагога-психолога с педагогами, работающими с детьми с деструктивным поведением.
Статья. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога....
Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.
Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...