Дифференцированный анализ аспектов формирования стресс индуцированных состояний
статья
Мы проведем теоретический анализ стресс индуцированных состояний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_nachalnom_etape_issledovaniya_stoit_obratitsya_k_etimologicheskomu_analizu_slova.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
На начальном этапе исследования стоит обратиться к этимологическому анализу слова «стресс». Стресс в переводе с английского stress — означающий напряжение, давление, нагрузка. В современном толковом словаре это слово означает - состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. По мнению В.В. Суворовой, стресс – это «функциональное состояние организма, возникающее в результате влияния отрицательного воздействия на его нервные процессы, психические функции или деятельность органов». Близким по смыслу является определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза». В нашей работе под стрессом мы будем понимать, что это реакция организма на различные внешние факторы. В начале 20 века ученый Уолтер Кенон впервые ввел понятие «стресс», обозначающий «бороться или бежать». Позже развитие этого термина и самого понимания «стресс» послужил знаменитый исследователь Ганс Селье. В 1936 году он опубликовал статью по общему адаптационному синдрому. В нем он описывал, что данный синдром — это совокупность адаптационных реакций человека, возникшие, при различных неблагоприятных воздействиях. В его развитии выделяют 3 стадии:
1)реакция тревоги
2)этап резистентности
3)стадия узнуренности.
На первой стадии организм сталкивается с возмущающим фактором среды и пытается приспособиться к нему. Возможен шок. На второй стадии идет адаптация к новым условиям. Приводит к стабилизации либо к истощению.
На третье стадии происходит истощение гормональных ресурсов, вследствие чего процесс принимает патологический характер.
Позже Селье стал выделять стресс не только как негативное явление, но и наоборот. Согласно его теории, стресс — реакция организма на различные факторы. Таким образом, появились 2 понятия:
1)Эустресс - положительный стресс
2)Дистресс — отрицательный стресс
Ниже представлена таблица, в которой показаны факторы, влияющие на различные виды стресса
Таблица 1
Факторы, влияющие на различные виды стресса
Эустресс | Дистресс |
Положительный эмоциональный фон | Эмоционально-когнитивные факторы: недостаток нужной информации, негативный прогноз ситуации и т. д. |
Опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее | Чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма |
Одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды | Большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса. |
Наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса |
В свою очередь, группа авторов, Щербатых Ю.В. и Воробьева О.В., понимали под стресс-индуцированным состоянием, что это состояние, вызванное стрессом, которое может привести к тяжелым последствиям, такие как: головная
боль, язва желудка, расстройство кишечника, потеря сознания, нарушения ритма сердца и т. д.
Мы выделили следующие аспекты формирования стресс – индуцированных состояний, упоминаемых в научной литературе:
1)Психоэмоциональное напряжение
Сталкиваясь с ситуацией, на которую человек не может отреагировать рефлекторно, он ощущает напряжение из-за поиска решения. Генезис стресса состоит из двух составляющих — стрессора (стимула) и стрессовой реакции. Из реакции на стресс можно выделить три момента — физиологическая реакция, эмоциональная и поведенческая. В нашей работе мы сконцентрируемся на первом моменте - физиологическом. Волнение, вызванное стрессом, воздействует на всю систем органов, начиная с сердечно-сосудистой. В состоянии депрессии, которое, по сути, является одним из стресс-индуцированным состояний, у человека может страдать и желудочно-кишечный тракт. Может страдать и иммунитет, масса тела, что в результате влияет и на эмоциональные и поведенческие реакции.
2)Половозрастные характеристики
Следует учитывать гендерные различия, которые включают в себя социальные нормы, ожидания, обязанности, преимущества. Можно отметить, что представители женского пола более устойчивы к различным видам эмоционального напряжения, по сравнению с противоположным полом, в последствии чего, проявляется в большей продолжительности жизни у женщин. Представители мужского пола более склоны к различным инфекционным заболеваниям, личностным расстройствам психики, симптомам аддиктивного поведения. В основном аспектами формирования служат сильные психотравмирующие воздействия, которые развиваются из-за сильной психической травмы. Из-за различий между полами различается и стрессовое воздействие на организм состояний. К примеру, сублимация стрессовых состояний у женщин проходит быстрее благодаря эмоциональным выплескам. Но характер и масштаб реакции на стресс всегда определяется индивидуальными особенностями организма.
В согласии с концепцией возраста Эльконина, к трем годам ребенок начинает овладевать речью, и перед ним могут возникать его действия как таковые. Он способен идентифицировать свои желания с самим собой: “Я хочу». Но у ребенка недостаточно опыта реагирования на различные стрессоры, потому в детстве человек наиболее раним.
В пубертатном периоде, по мнению Л.С. Выготскому, важны такие аспекты как интенсивная перестройка организма и смена существующей системы отношений. Индивид понимает, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый.
Опираясь на исследования Э. Эриксона, можно предположить, что на юношеский этап приходится аспект интимности, который служит развитием и достижением половой зрелости, что способствует достижение гармонии с партнером в будущем.
В зрелом возрасте Э. Эрисксон отмечает, что идет процесс осмысления различия между желаемым и действительностью. Человек осознает, что жизнь не вечна и зачастую появляются такие вопросы как «Кто я?», «Кем я стал», «Кем я хотел стать». Во многих случаях это заканчивается попытками суицида, алкоголизмом, наркоманией и разрушением семьи.
Многие ученые выделяли в пожилом возрасте такой аспект как анализ смысла прожитой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Нейрофизиологические и психолингвистические аспекты форм...
Технология ведения портфолио как аспект формирования компетентности личностного роста младшего школьника
Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом учен...
Духовно-нравственный аспект формирования экологического мышления как ресурса реализация ФГОС
Статья подготовлена для сборника "Современная наука и образование:инновационный аспект" по материалам Международной конференции 31 июля 2013 г...
Психолого-педагогические аспекты формирования познавательной деятельности младшего школьника
Традиционное обучение учащихся начальной школы не обеспечивает компьютерно-информационной грамотности, служащей фундаментом развития интерактивной индивидуальности – человека, свободно строящего взаим...
Методические особенности по изучению фразеологических единиц в аспекте формирования речевых умений младших школьников.
В данной статье выделены особенности в изучении фразеологических единиц на уроках русского языка для эффективного формирования речевых умений у младших школьников....
Презентация педагогического опыта воспитателей ГПД Тема: Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России.
Обобщение и распространение педогогического опыта воспитателя ГПД по духовно нравственному воспитанию учащихся младшего школьного возраста на примере праздников, как одной из составляющих духовно нрав...
Аспектный анализ урока русского языка. Аспект: формирование метапредметных умений и навыков.
Аспектный анализ урока русского языка в 3 классе по теме "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний." Аспект: формирование метапредметных умений и навыков. Цель анализа:про...