Рабочая программа по развитию ВПФ и ЭФС для ТНР 2-3 класс
рабочая программа (2, 3 класс)

Болонина Анастасия Дмитриевна

Рабочая программа по развитию ВПФ и ЭФС для ТНР 2-3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к АООП НОО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

начальная общеобразовательная школа № 53

                                                                                                                   

                                                                                                                                                   

Рабочая программа

Коррекция и развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ТНР

1, 3

 класс

г.Калининград, 2021 г.

Пояснительная записка

Среди учащихся, испытывающих трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, с особыми образовательными потребностями. Данная программа составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» » и предназначена для коррекционной работы с группой учащихся (ТНР, вариант 5.1)  1 класс, испытывающих трудности формирования  высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся с ТНР негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания  может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения  с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию  речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, слабостью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, трудности усвоения логико-грамматических конструкций,

понятий.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту. Недоразвитие моторики руки отрицательно отражается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий.

У детей с ТНР сохранены возможности интеллектуального развития. Им необходимо создать условия для обучения, развития, воспитания, такие дети способны интегрироваться в общеобразовательную среду. Коррекционно-развивающее обучение позволяет обеспечить оптимальные условия для детей с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С. Выготского - Б.Д. Эльконина. В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризируется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположником деятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С. Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Настоящая коррекционно-развивающая программа направлена на развитие

познавательной и эмоционально-волевой  сферы ребенка младшего школьного возраста. В работе по данной программе следует опираться на книгу Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», диагностический комплект Семаго, диагностический комплект «Психодиагностические методы в работе с учащимися 1-2 классов», «Психодиагностические методы в работе с учащимися 3-4 классов».

Цель программы: комплексное формирование ВПФ, содействие психическому и личностному развитию детей младшего школьного возраста с ТНР.

В процессе реализации программы решаются  следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания).
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь).
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).
  • коррекция и развитие зрительного восприятия.
  • развитие слухового восприятия.
  • коррекция и развитие тактильного восприятия.
  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности, соразмеренности движений).
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления).
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки. Умение выражать свои чувства).

Планируемый результат: улучшение нейропсихологических показателей сформированности ВПФ, повышение успеваемости, нормализация поведения детей в школе,  положительные личностные изменения. Преодоление агрессии, тревожности, повышенной застенчивости, страхов, неуверенности в себе; развитие коммуникативности.

Этапы реализации программы:

  1. Диагностический: проведение обследования познавательной сферы учащегося, выявление проблем и особенностей развития.
  2. Коррекционный: проведение коррекционных занятий по разработанной программе.
  3. Оценки эффективности: включает в себя динамическое наблюдение за успехами ребенка в процессе работы, заключительное обследование познавательной сферы.

Принципы, на которые опирается  программа:

1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

Формы работы при реализации программы: групповая. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.  Курс рассчитан на 34 занятия для обучающихся 2 и 3 классов, из них 6 занятий на проведение диагностических мероприятий. Продолжительность подгруппового занятия 20 минут, группового занятия 40 минут.

Формы контроля: входная, промежуточная и итоговая диагностика.

По своей структуре занятие делится на вводную, основную и заключительную часть.

I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).

II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.  

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

2 класс

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
  • учиться прогнозировать события;
  • учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
  • строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в различных источниках информации;
  • учиться делать выводы в результате работы;
  • учиться графически оформлять изучаемый материал;
  • моделировать различные ситуации;
  • усваивать разные способы запоминания информации.

Коммуникативные УУД:

  • учиться договариваться и приходить к общему решению;
  • учиться понимать эмоции и поступки других людей;
  • овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.

3 класс

Регулятивные УУД:

  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • определять и формулировать цель в работе;
  • учиться делать осознанный выбор;
  • планировать цели и пути изменения с помощью взрослого;
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию;
  • адекватно оценивать оценку учителя.

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учиться контролировать свою речь и поступки;
  • учиться толерантному отношению к другому мнению;
  • формулировать своё собственное мнение и позицию.

Основные методы программы

На  каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия   и образования новых функциональных систем и связей.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути  усвоения устойчивых координат «право - лево» и «верх - низ», «впереди - сзади», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно- моторных координаций. Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и т.д.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр, двигательных ритмов, рисования. Выполнения движения по речевой инструкции, игрой «запрещенные движения».

Метод двигательных ритмов

Данный метод направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций,  произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик  моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация  движений рук и ног, прямохождение и т.д.

Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, ускоряется продолжительность адаптационных механизмов к процессу обучения.

Метод кинезиологических упражнений

направлен на стимуляцию отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов: развивает самоконтроль и произвольность. Ритмирование организма  играет существенную роль в  формировании межполушарных связей. Нейропсихологическая коррекция строится  на автоматизации  и ритмировании организма ребенка  через различные приемы.

Метод игротерапии

обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит  при условии их высокой двигательной активности, Перекрестные движения рук, ног и глаз  активизируют развитие мозолистого тела.

 При регулярном выполнении движений образуется и миелинизируется  большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга,  что обеспечивает развитие психических функций.

Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата  и лобных долей мозга.

В результате движений  дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно  их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

Метод визуализации

 Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга.

Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.

Конструктивно-рисуночный метод

Формирует устойчивые координаты (лево – право, верх – низ),  сомато- пространственный гнозис,  зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис,  зрительно-моторные координации.

Релаксационный метод

направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов, развивает чувствование своего тела.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Программа

2 класс (34 часа)

п/п

ТЕМА

 ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1

Входная диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

2

Входная диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ.

3

Развитие восприятия, саморегуляции, умения сравнивать

Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятия формы)

4

Развитие внимания, восприятия, мышления

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие восприятия (расчлененности). Развитие умения копировать образец. Развитие мышления (абстрагирование признаков).

5

Развитие внимания, памяти, мышления

Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления.

6

Развитие памяти, пространственных представлений, произвольности

Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений.

7

Развитие мышления и памяти

Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти.

8

Развитие памяти, пространственных представлений и координации

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений.

9

Развитие мышления и внимания

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивости). Развитие мышления (процессы синтеза).

10

Развитие мышления

Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений.

11

Развитие восприятия и мышления

Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений.

12

Развитие внимания и осязательных ощущений

Развитие произвольного внимания (распределения). Развитие осязательных ощущений.

13

Развитие памяти, самоконтроля, анализа и синтеза

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля.

14

Развитие мышления, двигательной сферы

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязном материале). Развитие двигательной сферы.

15

Промежуточная диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

16

Промежуточная диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ.

17

Развитие восприятия и мышления

Развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности.

18

Развитие мышления и памяти

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа).

19

Развитие памяти и пространственных представлений

Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти.

20

Развитие восприятия, умения анализировать и сравнивать

Развитие умения выделять существенные признаки. Развитие умения соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений.

21

Развитие воображения, пространственных представлений, анализа и синтеза

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения.

22

Развитие восприятия, памяти и мышления

Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

23

Развитие восприятия, внимания и мышления

Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления.

24

Развитие восприятия и памяти

Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений.

25

Развитие внимания и мышления

Развитие произвольного внимания (распределение внимание в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей).

26

Развитие восприятия, памяти и мышления

Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия.

27

Развитие пространственных представлений, памяти и внимания

Развитие словесной памяти и произвольного внимания. Развитие пространственных представлений.

28

Развитие мышления, двигательной сферы, умения копировать

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие двигательной сферы (макродвижения).

29

Развитие восприятия и мышления

Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений.

30

Развитие памяти, восприятия и двигательной сферы

Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам).

31

Развитие мышления и памяти

Развитие мышления (операция сравнения). Развитие зрительной непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

32

Развитие мышления и восприятия

Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие осязательных ощущений.

33

Итоговая диагностика ВПФ

34

Итоговая диагностика ЭВС

3 класс (34 часа)

п/п

ТЕМА

 ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1

Входная диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

2

Входная диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ.

3

Развитие памяти, двигательной сферы и умения планировать

Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения).

4

Развитие внимания и мышления

Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.

5

Развитие восприятия и мышления

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы.

6

Развитие памяти, мышления и произвольности

Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений.

7

Развитие мышления и памяти

Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

8

Развитие внимания, мышления и умения планировать

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость).

9

Развитие воображения и мышления

Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения.

10

Развитие произвольности и умения планировать

Развитие внутреннего плана действий. Развитие произвольности движений.

11

Развитие памяти, мышления и пространственных представлений

Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений.

12

Развитие мышления, произвольности, умения планировать

Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действий. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).

13

Развитие мышления, произвольности, умения планировать

Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).

14

Развитие воображения,  мышления и произвольности

Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения.

15

Промежуточная диагностика ВПФ обучающихся с ОВЗ.

16

Промежуточная диагностика ЭВС обучающихся с ОВЗ.

17

Развитие памяти и мышления

Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

18

Развитие памяти, мышления и пространственных представлений

Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти.

19

Развитие мышления и умения планировать

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения).

20

Развитие мышления и внимания

Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени.

21

Развитие мышления и внимания

Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение).

22

Развитие воображения, мышления и пространственных представлений

Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления.

23

Развитие произвольности и мышления

Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).

24

Развитие мышления и умения планировать

Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия.

25

Развитие памяти, чувства времени и умения планировать

Развитие внутреннего плана действия. Развитие внутреннего чувства времени. Развитие опосредованной памяти.

26

Развитие произвольности, памяти и пространственных представлений

Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).

27

Развитие мышления и умения планировать

Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы синтеза).

28

Развитие произвольности, мышления и внимания

Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).

29

Развитие мышления, воображения и пространственных представлений

Развитие невербального мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения.

30

Развитие мышления и восприятия

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие слухового восприятия.

31

Развитие памяти, мышления и умения планировать

Развитие внутреннего плана действия. Развитие непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).

32

Развитие мышления и внимания

Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие произвольного внимания (устойчивость).

33

Итоговая диагностика ВПФ

34

Итоговая диагностика ЭВС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе КГБСКОУ СКШИ 2вида 6

Рабочая программа разного уровня слухоречевого  развития учащихся 2 класса КГБСКОУ СКШИ II вида 6    составлена  на основе  Программы  специальных (коррекци...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Развитие познавательных способностей» «Юным умникам и умницам», 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны.Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-...

Приложение к рабочей программе по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе II отделения

Предлагается примерный речевой материал по развитию слухового восприятия учащихся 3-го класса II отделения на индивидуальных занятиях....

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения учащихся 3 класса II отделения школы-интерната №15 II вида.

Рабочая программа по предмету « Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  для 3 класса  II отделения составлена в соответствии с содержанием и требованиями типовых программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...