Особенности памяти у детей с ОВЗ и приемы ее развития в процессе коррекционной деятельности у младших школьников.
статья (1 класс)
В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Обучающиеся с ОВЗ испытывают огромные трудности при запоминании учебного материала. Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Без систематического повторения материала у таких детей развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. Одним из наиболее ярких свойств познавательной деятельности, присущей категории детей с ограниченными возможностями здоровья, является ослабление памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat.docx | 15.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности памяти у детей с ОВЗ и приемы ее развития в процессе коррекционной деятельности у младших школьников.
Память младшего школьника — первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Без систематического повторения материала развитие долговременной памяти будет проходить медленно, что в свою очередь будет влиять на скорость формирования орфографического навыка. Одним из наиболее ярких свойств познавательной деятельности, присущей категории детей с ограниченными возможностями здоровья, является ослабление памяти. Этот сложный психический процесс проявляется в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении информации. Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание. Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога
Было установлено, что младшие школьники с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной забывчивостью, у них несколько ослаблены все процессы памяти, снижен её объём. Всё это в сочетании с особенностями внимания, восприятия и мышления существенно затрудняет не только учёбу, но и другие виды деятельности таких детей.
Итак, память детей с ОВЗ имеет ряд специфических особенностей. Многое из того, что нормально развивающиеся ученики запоминают легко и непринуждённо, от младших школьников с нарушением интеллекта требует значительных усилий и невозможно без правильно организованной коррекционно-педагогической помощи. Это подчёркивает необходимость серьёзной коррекционно-развивающей работы, в ходе которой могут быть использованы следующие задания.
Игра «Найди игрушку»
Цель игры заключается в развитии у ребенка аналитических способностей, памяти и внимания. В данной игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.
Суть игры: потребуется шарф, которым будет необходимо завязать ребенку глаза. Далее ему нужно объяснить, что сейчас вы спрячете игрушку, которую он будет искать. При этом ее нужно положить на самое видное место. А после того, как игрушка будет спрятана, ребенку развязываются глаза, и он приступает к поискам. В старшем возрасте игрушки можно прятать глубже, под другие игрушки, а так же заменить игрушки на кубики разных цветов или различные геометрические фигуры.
Игра «Определить на ощупь»
Цель игры заключается в развитии у ребенка внимания, памяти, а также восприятия качества и формы предмета.
Ход игры: для игры потребуется несколько различных предметов, которые раскладываются на столе. Далее ребенок в течение определенного времени приступает к изучению всех разложенных предметов. После этого ему завязываются глаза, и ведущий вносит какие-либо изменения, например, меняет вещи местами либо заменяет один предмет на другой и прочее. Задача ребенка заключается в том, чтобы определить произошедшие изменения с завязанными глазами и рассказать о них ведущему. Часто ребенку с интеллектуальными нарушениями сложно выполнить такое задание с закрытыми глаза, в таком случае эту игру можно проводить и с открытыми глазами.
Игра «Поиск по памяти»
Цель игры заключается в развитии у детей внимания, памяти и координации.
Ход игры: для данной игры потребуются различные предметы (машинки, кубики, мягкие игрушки и прочее). И в такую игру правильнее играть в помещении, которое ребенку знакомо хорошо. Все выбранные игрушки раскладываются на полу. Далее ребенок должен запомнить их месторасположение, а после этого ему завязывают глаза. Задача ребенка состоит в том, чтобы разыскать разложенные предметы с завязанными глазами.
Игра «Запомни картинку»
Цель игры - развить зрительную память.
Ход игры: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течении 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?
Для детей младшего возраста возможен такой вариант игры : «Что добавили? Что убрали?»
Игра «Какой игрушки не хватает? »
Целью игры является развитие зрительной памяти.
Ход игры: поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?
Игру можно усложнить: Увеличив количество игрушек. Ничего не убирать, только менять игрушки местами.
Игра «Рисуем на память узоры»
Цель игры - развивать зрительную память.
На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти.
Таким образом, используя игровую деятельность возможно значительно улучшить показатели развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети запоминают то, что им интересно, что их волнует, что вызывает чувство радости. Процесс запоминания должен начинаться со специально организованного восприятия, направленного на выделение таких разнообразных признаков объекта как свет, форма, величина, пространственное расположение и т. д. ;процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств предметов; должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, в процессе игры необходимо обеспечивать рационально сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...
Развитие интереса к исследовательской деятельности у младших школьников.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчествав решении жизненно важных проблем.Одн...
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников
Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации ...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности у младших школьников. Проекты моего класса.
В статье вниманию педагогов представлены учебные и социальные проекты, выполненные младшими школьниками....
Педагогический опыт: «Формирование логического мышления в процессе игровой деятельности у младших школьников»
Педагогический опыт....
Формирование умения контролировать и оценивать результат в процессе учебной деятельности у младших школьников
Курсовая работа по смециальности "Преподавание в начальных класах"...
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников....