Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников
статья по иностранному языку (4 класс)
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников
Автор проекта:
Вера Игоревна Михашина, учитель французского языка
ГБОУ СОШ №4 Кусто
Каждый молодой учитель идет на работу с надеждой, что уж его-то ученикам будет интересно учиться, уж его-то ученики будут самыми умными, самыми старательными, всегда будут делать домашнее задание и усердно работать на уроках! Но вот проходит пара дней, недель, месяцев и эта надежда угасает, уступая место осознанию, что не только учитель влияет на процесс обучения, но и сам ученик. И тогда юный педагог задается вопросом, что же делать, как же повлиять на то, чтобы мои любимые ученики хотели учиться лучше. Тогда юный педагог пытается найти ответ на вопрос, как повысить учебную мотивацию. Таким вопросом задалась и я, и, к счастью, мне удалось найти на него ответ.
Прежде всего отметим, что с проблемой низкой мотивации, которая негативно влияет на эффективность образовательного процесса, сталкиваются как молодые, так и опытные педагоги. Более того, современные условия предоставления образовательных услуг диктуют свои правила и стандарты, с которыми каждый учитель обязан считаться. Таким образом, актуальность проекта заключается в необходимости повышения уровня учебной мотивации младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Необходимость подробного изучения и решения проблемы низкой мотивации подтверждается результатами проведенного опроса, представленными ниже.
Для определения уровня школьной мотивации был проведен опрос младших школьников с использованием анкеты Н. Лускановой, с текстом которой вы можете ознакомиться в Приложении 1. Анкетирование показало, что у 20% учащихся наблюдается высокий уровень мотивации, что говорит об их готовности участвовать в образовательном процессе, а также об эффективности применяемых методов обучения. Хорошая мотивация, так же как и положительное отношение к учебе, присуща 60% младших школьников. У 20% учащихся была выявлена низкая мотивация и, более того, отрицательное отношение к учебе. Несмотря на точно выявленное количество школьников, которые обладают низкой учебной мотивацией, целевой аудиторией проекта являются не только эти 20%, но и остальные учащиеся, что обосновано возможным изменением уровня мотивации во время реализации проекта, а также анонимностью проведенного опроса.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта - разработать практические рекомендации по формированию учебной мотивации младших школьников в речевой деятельности.
Задачи:
- Провести диагностику уровня учебной мотивации, используя психодиагностическую методику
Н. Лускановой; - Провести анализ принципов системно-деятельностного обучения, которые способствуют формированию познавательной деятельности младшего школьника;
- Изучить приемы и методы развития речевой деятельности, которые соответствуют принципам системно-деятельностного подхода и способствуют повышению уровня учебной мотивации младшего школьника;
- Разработать перечень применяемых на основных этапах урока эффективных приемов развития речевой деятельности, которые способствуют повышению учебной мотивации младшего школьника;
- Апробировать приемы развития речевой деятельности,
- Оценить эффективность отобранных приемов и методов относительно уровня учебной мотивации младших школьников.
Этапы реализации проекта.
Первым этапом реализации проекта стало изучение научной и периодической литературы на тему приемов и методов системно-деятельностного подхода в образовании, а также нормативно-правовой документации, организующей деятельность учителя в современной школе. В результате анализа литературы был составлен предварительный перечень приемов, которые возможно использовать на уроке с целью повышения учебной мотивации младших школьников.
Вторым этапом стало проведение входящей диагностики и анализ результатов анкетирования, которые представлены выше.
Третий этап заключался в применении на практике отобранных приемов системно-деятельностного подхода. Также был проведен анализ того, каким образом влияет применение вышеупомянутых приемов на эффективность учебного процесса и заинтересованность школьника в обучении.
Четвертый, и заключительный этап – это проведение итоговой диагностики, в ходе которой был выявлен показатель эффективности использования приемов системно-деятельностного подхода и составлен окончательный перечень приемов, с которыми вы можете ознакомиться в приложении 2.
Результатом проекта стало повышение уровня школьной мотивации. В ходе анализа результатов итоговой диагностики было констатировано повышение уровня учебной мотивации. В конце проекта у 90% учеников наблюдался уровень мотиваций выше среднего и только у 10% учащихся был зафиксирован низкий уровень мотивации (см. Диаграмму 2). На основании полученных результатов опроса можно сделать вывод о том, что использование приемов системно-деятельностного подхода, которые способствуют большей вовлеченности школьника в учебной процесс, а также благоприятствуют самостоятельной работе учащего, позитивно влияют на уровень учебной мотивации младшего школьника.
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Приложение 1
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
- Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Ключ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение 2.
Этап урокa | Приемы |
Организационный | Юмористическая минутка, музыкальный фрагмент |
Актуализация знаний | Jeu de sons, Amusettes, Цепочка/Снежный ком, Снежно-звуковой ком, Картина, Собери слово, конструктор, Жакеи и лошади, Только «зеленые» слова, Что было бы, если…, Если бы, да кабы…, Магазин, Эстафета, Выбери три слова, Шифровальщики, Дешифровальщик, Рассказ по словам, Кто быстрее, кто больше ?, Назови три слова, Что бывает, Счет, Он-она, Лови, бросай, дни недели называй, Jeu de contrastes (Игра контрастов), Qu’est-ce qui est blanc ? (Что белое?), Au magasin (В магазине), Savez-vous dessiner (Умеете ли вы рисовать?), Ecoute bien (Слушай внимательно), Réponse-question (Ответ-вопрос), Qui je suis (Кто я), J’ai ... Mais je n’ai pas de ... (У меня есть, но у меня нет), Я беру тебя с собой |
Самоопределение деятельности | Шифровка, Базовые вопросы |
Учебно-познавательная деятельность | Счет, Конструктор, Жакеи и лошади, Выбери три слова, Что есть – чего нет, Утро, день, вечер, ночь, Лови, бросай, называй, Больше, чем… Меньше, чем, Животные, Снежный ком, Передай вопрос, Qu’est-ce que je... ? (Что я…?), Qu’est-ce qui... ? (Что…?) Avec ma queue (За моим хвостом), Ajoute un mot (Добавь слово), Ecoute bien (Слушай внимательно), Jeu des erreurs (Игра ошибок), Répète si c’est vrai (Повтори, если это правильно), Un petit poète (Малыш-поэт), Карточки-помощницы, Карточки-алгоритмы, Карточки-задания, Я беру тебя с собой, Цепочка признаков |
Интеллектуально-преобразовательная деятельность | Картина, Телеграмма, Узнай меня, Что такое хорошо и что такое плохо, Аукцион/Кто быстрее, кто больше ?, Шкатулка, Что было бы, если…, Если бы, да кабы…, Загадалки, Перевертыши, Волшебная кисточка, Магазин, Эстафета, Рассказ по словам, Зоопарк, Что бывает, Что внутри?, Лови, бросай, называй, Интервью, Диалог, Chaque phrase à sa place (Каждое предложение на своем месте), Avec ma queue (За моим хвостом).
|
Рефлексивная деятельность | Приемы рефлексии эмоционального состояния: Солнышко-тучки, Карточки, Рефлексия деятельности: Лесенка успеха, Поезд и Поляна, Светофор, Три М, Фразеологизм или пословица, Акрослово, Инсерт, Кластер, ПОПС, фоторефлексия Рефлексия содержания учебного материала: Опросник, Синквейн, Ранжирование, Плюс-Минус-Интересно Деятельность+учебный материал: Метод пяти пальцев, Рюкзак |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.
В презентации раскрываются вопросы мотивов учения школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....
Формирование учебной мотивации младших школьников
Залог успешности обучения младших школьников -наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности....
"Пути формирования учебной мотивации младшего школьника"
Материал включает текст выступления на собрании для родителей начальных классов....
Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников
Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...
Выступление на городском семинаре: "Педагогический вернисаж приёмов формирования учебной мотивации младших школьников"
Данное выступление было представлено на городском семинаре. Предсталенные приёмы обучения подтвердили эффективность и результативность формирования мотивации школьников в практической деятельнос...
«Формирование учебной мотивации младших школьников в процессе математического развития учащихся начальной школы»
Развитие мотивационной сферы у ребенка Основные задачи обучения ребёнка математики. Межпредметные связи....
Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников
Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации ...